г. Томск |
Дело N 07АП-7129/11 |
11.10.2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: Бородий И.А., доверенность от 20.05.2011 г.; Булгаковой Н.Ю., доверенность от 28.12.2010 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства социального развития Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 27.06.2011 года
по делу N А45-3482/2011
по иску открытого акционерного общества "СибирьЭнерго", г. Новосибирск
к Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, г. Новосибирск
Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (Управление Федерального казначейства по Новосибирской области)
Субъекту Российской Федерации Новосибирская область в лице Министерства социального развития Новосибирской области, г. Новосибирск
Третье лицо: Отдел пособий и социальных выплат Тогучинского района Новосибирской области
о взыскании 306 503, 72 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Отделу пособий и социальных выплат Тогучинского района Новосибирской области о возмещении расходов в сумме 306 503, 72 руб., понесенных истцом в связи с оказанием мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате электроэнергии за декабрь 2009 года.
Определением от 24.05.2011 произведена замена ответчика Отдела пособий и социальных выплат Тогучинского района Новосибирской области на Субъект Российской Федерации в лице Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области.
В качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Новосибирской области), Субъект Российской Федерации Новосибирская область в лице Министерства социального развития Новосибирской области.
Отдел пособий и социальных выплат Тогучинского района Новосибирской области привлечен в качестве 3-его лица.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.06.2011 г. требования заявителя удовлетворены.
Взыскано с субъекта Российской Федерации Новосибирская область в лице Министерства социального развития Новосибирской области за счет казны субъекта убытки в сумме 306 503, 72 руб., судебные расходы по государственной пошлине в размере 9 130,07 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство социального развития Новосибирской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям:
- несоответствием выводов суда обстоятельствам дела: суд не принял во внимание, что истец не исполнил установленные правила, не представил необходимую информацию в отдел пособий либо министерство;
- нарушением судом норм материального и процессуального права: ответчик, являясь областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец, Минфин в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность решения суда.
Отдел пособий и социальных выплат Тогучинского района Новосибирской области в отзыве поддержал позицию апеллянта.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители истца, Управления Федерального казначейства по НО возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзывов на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Новосибирской области от 27.06.2011 г..
Как следует из материалов дела между ОАО "Сибирь-Энерго" и Отделом пособий и социальных выплат Тогучинского района Новосибирской области 20.01.2009 г. заключен договор N 1 о возмещении расходов, понесенных Обществом в связи с оказанием мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки и включенным в территориальный регистр.
Вместе с тем, обязательства по выполнению условий договора о возмещении указанных расходов, не выполняются.
Истец, обратился в суд в связи с неисполнением обязательств и образовавшейся задолженности в сумме 306 503,72 руб. за ее взысканием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, исходил из неисполнения условий договора ответчиком, наличия задолженности, подтвержденности предоставления истцом льгот отдельным категориям граждан.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их правильными.
Так, согласно п. 16 Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 г.. "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученных от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товар по льготным ценам.
Пункт 19 Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 г.. предусматривает, что ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров выступает публично-правовое образование, к расходным обязательства которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно ст. 16 ГК убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Законом НСО "О ветеранах труда Новосибирской области" N 127-03 от 25.07.2003 г., Законом НСО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области" N 253-03 от 29.12.2004 г.., Законом НСО "О предоставлении социальных гарантий лицам, имеющим почетное звание РФ, РСФСР или СССР, проживающим в Новосибирской области" N274-03 от 04.03.2005 г.., Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" N1761-1 от 18.10.1991 г.. предусмотрено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки по отдельным категориям граждан Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств выделяемых на эти цели в федеральном бюджете.
Как следует из материалов дела, ОАО "СибирьЭнерго" оказывало социальную поддержку отдельным категориям граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки по оплате электрической энергии в декабре 2009 г.. в соответствии с условиями договора N 1 от 20.01.20009г., в связи с чем, понесло убытки, в виде расходов в размере:
- Ветераны труда РФ - 172 449,84 рубля;
- Ветераны труда Новосибирской области - 92 678,44 рублей;
- Лица, имеющие почетное звание РФ, РСФСР или СССР - 377,08 рублей
- Граждане, признанные реабилитированными от политических репрессий - 40 998,36 рублей.
Постановлением губернатора Новосибирской области от 13.07.2010 г.. N 203 утверждено положение о Министерстве социального развития Новосибирской области.
В соответствии с п. 1 Положения Министерство социального развития Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сферах социальной защиты населения, опеки и попечительства на территории Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении территориальных органов, а также подведомственных государственных учреждений Новосибирской области. Полномочия Министерства определены в частности, в п. 8 Положения.
В соответствии с п.п. 2, 11, 16 п. 8 Положения Министерство осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Новосибирской области.
Согласно п.п. 63 п. 9 Положения Министерство обеспечивает предоставление следующих государственных услуг: возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; платы за пользование вневедомственной охраной сигнализацией жилья отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство социального развития является главным распорядителем бюджетных средств.
Учитывая, что материалами дела факт предоставления истцом льгот по оплате электрической энергии отдельным категориям граждан подтвержден, ответчиком не оспорен, разногласий по сверкам по категориям граждан и размерам предоставленных льгот у истца с Отделом пособий и социальных выплат Тогучинского района не имеется, объем поставленной электроэнергии подлежит оплате.
Доводы апелляционной жалобы о несвоевременности предоставления документов истцом судом апелляционной инстанции отклоняются в связи с отсутствием спора об объеме поставленной электроэнергии и подтвержденности указанных обстоятельств иными доказательствами.
Согласно правилам ст. 16, ст. 1069. ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный Обществу ущерб является реальным ущербом.
Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация (субъект Российской Федерации) как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично - правовых обязательств.
Статьей т. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны Муниципального образования.
В судебном заседании ответчик не представил доказательств ненадлежащего финансирования со стороны бюджета Российской Федерации, обязанность субъекта Российской Федерации Новосибирской области по возмещению расходов юридическому лицу обусловлена предоставлением льгот гражданам, имеющим право на их получение.
Таким образом, обязательство субъекта может быть прекращено только путем его исполнения, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно определено, что возмещение ущерба должно иметь место за счет казны субъекта Новосибирской области в лице Министерства социального развития Новосибирской области, как главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с Положением о Министерстве социального развития Новосибирской области.
При рассмотрении доводов апелляционной жалобы о неправомерности отнесения судебных расходов на ответчика, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
Принимая во внимание, что законодателем не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, в случае, если решение принято не в их пользу, и учитывая, что суд, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную госпошлину возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации денежных сумм заявителю, равных понесенным им судебным расходам, освобождение государственных органов от уплаты госпошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не должно влечь отказ заявителю в возмещении судебных расходов, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно в пользу заявителя взысканы судебные расходы в сумме 9 130,07 руб. с ответчика.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены судебного акта, предусмотренных в статье 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.06.2011 года по делу N А45-3482/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3482/2011
Истец: ОАО "СибирьЭнерго"
Ответчик: Министерство социального развития Новосибирской области, Министерство социального развития НСО, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области, нет, Отдел пособий и социальных выплат Тогучинского района Новосибирской области
Третье лицо: Отдел пособий и социальных выплат ТОгучинского р-на НСО, Управление Федерального казначейства по Новосибирской области, УФК России по Новосибирской области