г. Пермь
20 июля 2010 г. |
Дело N А50-5600/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя (ИП Цветкова Раиса Васильевна): Цветков А.М., представитель по доверенности от 02.12.2009, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (Управление Россельхознадзора по Пермскому краю): Зикс Э.А., представитель по доверенности от 11.01.2010, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (Управление Россельхознадзора по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 мая 2010 года
по делу N А50-5600/2010,
принятое судьей Трефиловой Е.М.
по заявлению ИП Цветковой Раисы Васильевны
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (Управление Россельхознадзора по Пермскому краю
о признании недействительным предписания,
установил:
Индивидуальный предприниматель Цветкова Раиса Васильевна (Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (Управление Россельхознадзора по Пермскому краю, административный орган) о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в сфере ветеринарии от 03.03.2010 г..
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.05.2010 г.. (резолютивная часть решения объявлена 11.05.2010) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Россельхознадзора по Пермскому краю обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе административный орган указывает на неправильное истолкование судом содержания распоряжения о проведении проверки, в связи с чем судом сделан необоснованный вывод об отсутствии оснований для истребования проверяющими ветеринарных сопроводительных документов на реализуемых животных (аквариумных рыбок); неправильное толкование судом Правил организации по выдаче ветеринарных сопроводительных документов; отсутствие у органов Роспотребнадзора по Пермскому краю полномочий на проведение проверок по соблюдению законодательства в области ветеринарии.
Предприниматель против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, обжалуемое предписание оценивает как несоответствующее требованиям законодательства, нарушающее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы жалобы, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом положений действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03.03.2010 года на основании распоряжения руководителя Управления Россельхознадзора по Пермскому краю от 02.02.2010 N 155-р в отношении ИП Цветковой Р. В. была проведена плановая выездная проверка при осуществлении ею деятельности в магазине зоотоваров "Игуана" по адресу: г. Пермь, ул. Революции, 28 в целях контроля за соблюдением заявителем требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии (л.д.6).
В ходе проверки Управлением Россельхознадзора по Пермскому краю выявлено нарушение предпринимателем Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, выразившееся в непредставлении сопроводительных документов на аквариумных рыбок (в ассортименте).
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.03.2010 года N 05-31-002 (л.д. 11-14).
По результатам проверки ИП Цветковой Р.М. выдано предписание от 03.03.2010, которым предпринимателю предписано в срок до 12.03.2010 года представить ветеринарные сопроводительные документы на аквариумных рыбок (в ассортименте) (л.д.6).
Полагая, что оспариваемое предписание является незаконным, ИП Цветкова Р.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности обжалуемого предписания в связи с допущенными административным органом при организации и проведении проверки грубыми нарушениями.
Данный вывод апелляционный суд считает правильным, соответствующим действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Положение) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе по контролю и надзору в сфере ветеринарии (пункт 1).
Согласно пунктам 2, 4 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.06.2006 N 171 (далее - Типовое положение), территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которое создается, в том числе и для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Для осуществления полномочий по контролю в сфере ветеринарии государственные гражданские служащие Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору вправе в соответствии с пунктом 9.1 Типового положения в установленном порядке посещать предприятия и организации, учреждения с целью проверки соблюдения ими законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности и направлять предписания об устранении нарушений, обязательные для выполнения юридическими и физическими лицами (п.9.5 Типового положения).
Порядок проведения проверки установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 294-ФЗ).
Как отмечено выше, проверка предпринимателя проводилась в соответствии с распоряжением от 02.02.2010 N 155-р, цель проверки - контроль за соблюдением законодательства в области ветеринарии. Для достижения целей и задач проверки распоряжением определен перечень мероприятий, необходимых для проведения в рамках проверки, а именно: проверка ветеринарно-санитарного состояния помещений; условий хранения и реализации лекарственных средств, предназначенных для животных; наличие сертификатов качества и ветеринарных сопроводительных документов на кормовые добавки, сертификатов качества на лекарственные средства; наличие лицензии на осуществление торговли лекарственными средствами предназначенными для животных, а также соблюдение лицензионных требований (л.д.8-10).
Из анализа содержания распоряжения о проведении проверки (п. п. 4, 5, 8) в совокупности следует, что вопрос о представлении ветеринарных сопроводительных документов не являлся предметом проверки.
Исходя из содержания п. 3 ст. 15 Федерального закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.
Согласно п.1 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям, в соответствии с пп.5 ч.2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ относится нарушение требований, предусмотренных: пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки) ст.15 настоящего Федерального закона.
Поскольку вопрос о предоставлении документов на реализуемых животных (аквариумных рыбок) не включен в предмет проверки, требование о представлении ветеринарных сопроводительных документов является необоснованным, а результаты проверки по данному вопросу не являются доказательством нарушения предпринимателем требований законодательства и подлежат отмене.
С учетом изложенного апелляционный суд считает обоснованным и поддерживает вывод суда первой инстанции о признании недействительными результатов проверки, что является основанием для признания незаконным и отмены обжалуемого предписания.
Доводы подателя жалобы о неправильном истолковании судом первой инстанции содержания распоряжения апелляционный суд отклоняет, поскольку распоряжение о проведении проверки не должно содержать неопределенности и допускать неоднозначное толкование его содержания.
По вопросу о необходимости представления предпринимателем ветеринарных сопроводительных документов при осуществлении деятельности по реализации аквариумных рыбок суд апелляционной инстанции считает доводы апеллятора обоснованными в силу следующего.
В соответствии с Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию (далее по тексту - федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
В полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами входит выдача ветеринарных, карантинных, фитосанитарных и иных разрешений (сертификатов) и свидетельств на поднадзорные грузы при их перевозках (подпункт "в" п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору").
Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов утверждены приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422 (далее - Правила) и устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (п.1.1 Правил).
Таким образом, при реализации такого вида товара как аквариумные рыбки необходимо наличие ветеринарных сопроводительных документов.
Исходя из содержания п.п.1.3 Правил, приложения N 19 к Правилам при перемещении грузов (животных, в том числе рыб) в пределах района (города) представляется ветеринарная справка по форме N 4, перевозка за пределы района (города) по территории Российской Федерации сопровождается ветеринарными свидетельствами форм N N 1,2,3 (приложения N N 1-4 К Правилам).
Поскольку предприниматель осуществляет реализацию аквариумных рыбок местного разведения, приобретенных в пределах города (района), ветеринарная справка по форме N 4 должна быть в наличии.
Проверка соблюдения Правил организации по выдаче ветеринарных сопроводительных документов входит в полномочия территориальных органов Россельхоза и напротив, не входит в полномочия Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. Поэтому ссылка предпринимателя на акт проверки указанного органа суд апелляционной инстанции считает необоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 мая 2010 года по делу N А50-5600/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-5600/2010
Истец: Цветкова Раиса Васильевна
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (Управление Россельхознадзора по Пермскому краю), Управление ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ПК