г. Чита |
Дело N А19-8670/2011 |
13 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2011 года по делу N А19-8670/2011, по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области (ОГРН 1023802082920, ИНН 3818014915) к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (ОГРН 1023802085053, ИНН 3818009263) о взыскании 1 404 269 руб. 68 коп., (суд первой инстанции Чемезова Т.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области (Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Усть-Кутского муниципального образования (Администрация, страхователь) о взыскании 1 404 269 руб. 68 коп. задолженности по страховым взносам и пеням.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с Администрации Усть-Кутского муниципального образования, расположенной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Халтурина, 52, ОГРН 1023802085053, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кирова, 85 "А", ОГРН 1023802082920, сумму 1 363 472 руб. 90 коп., в том числе: - 1 317 453 руб. 96 коп. - недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование; - 46 018 руб. 94 коп. - пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В части взыскания пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 1 квартал 2010 года в сумме 40 796 руб. 78 коп. производство по делу прекращено.
В обоснование суд указал, что недоимка и пени за несвоевременную уплату страховых взносов за полугодие 2010 года ответчиком добровольно не уплачены, что подтверждается материалами дела и установлено судом, требования Фонда в данной части являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере. Порядок взыскания сумм недоимки по страховым взносам и пеней, а также срок обращения с заявлением в арбитражный суд Управлением Пенсионного фонда соблюден. Доказательств, опровергающих доводы заявителя, либо подтверждающих полную оплату страховых взносов и пени за полугодие 2010 года ответчиком суду не представлено. Требованием от 13.10.2010 N 04802840040445 страхователю доначислены пени за 1 квартал 2010 года на ранее взысканную по требованию N 04802840050473 от 26.10.2010, но фактически неоплаченную задолженность по страховым взносам за 1 квартал 2010 года. Между тем, на момент выставления требования N 04802840040445 - 13 октября 2010 года данные начисления не могли быть произведены, поскольку дата 26.10.2010 еще не наступила, и как следствие требование N 04802840050473 не выставлялось, задолженность не взыскивалась. Кроме того по заявленным истцом требованиям о взыскании задолженности по пени за 1 квартал 2010 года за период с 16.02.2010 по 26.10.2010, имеется решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.05.2010 N А19-4198/2011, дело рассмотрено с участием тех же сторон. Требования по делу N А19-4198/2011 и по настоящему делу (в части взыскания задолженности по пени за 1 квартал 2010) совпадают по предмету заявленных требований и их основаниям, в том числе период требования по настоящему делу с 12.06.2010 по 13.10.2010 входит в период начисленных и взысканных пеней по делу N А19 -4198/2011, т. е с 16.02.2010 по 26.10.2010. Таким образом производство по делу в части требования о взыскании задолженности по пеням на ранее взысканную, но неуплаченную сумму страховых взносов за 1 квартал 2010 года подлежит прекращению в силу пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Усть-Кутского муниципального образования обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что требование от 13.10.2010 N 04802840040445 не содержит всех необходимых требований, а именно не указана дата, с которой начинают начисляться пени, не указан период начисления пени, не указана сумма задолженности, на которую произведено начисление пени. Требование не содержит указание на наличие каких-либо приложений к нему и направлено Администрации без приложений. В связи с чем, из представленных заявителем документов невозможно установить дату, с которой заявитель начинает начислять пени, а также дату окончания начисления пени. Заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того заявителем пропущен пресекательный срок для взыскания страховых взносов за 1 квартал 2010 года (отчетный период), следовательно отсутствуют правовые основания для начисления пени. Таким образом, судом не правильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения.
Представители Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области и Администрации Усть-Кутского муниципального образования в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 15.09.2011 г. 10:04:54 МСК .
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Администрация Усть-Кутского муниципального образования является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
13.07.2010 Администрацией Усть-Кутского муниципального образования представлен Расчет по начисленным и уплаченным страховым взноса на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, форма РСВ-1 ПФР, за полугодие 2010 года.
Органом контроля за уплатой страховых взносов Управления Пенсионного фонда в результате камеральной проверки по РСВ 048 028 10 РС 0076065 от 13.07.2010 выявлена недоимка у плательщика страховых взносов, о чем составлена справка от 14.08.2010 N 048 028 10 СН 0039860.
Согласно представленному расчету, с учетом поступивших от страхователя платежей, задолженность Администрации по страховым взносам за полугодие 2010 года составила: по страховым взносам на страховую часть пенсии - 1 019 361 руб. 14 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 121 979,81 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -62 356 руб. 74 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 113 756 руб. 27 коп.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ) за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за полугодие 2010 года Управлением Пенсионного фонда начислены пени: на страховую часть пенсии - 35 762 руб. 53 коп., на накопительную часть пенсии - 4 125 руб. 23 коп., в ФФОМС - 2 182 руб. 29 коп., в ТФОМС - 3 948 руб. 89 коп.
Требованием N 04802840040445 от 13.10.2010 Управление Пенсионного фонда предложило Администрации погасить имеющуюся задолженность, по страховым взносам и пеням, начисленным за несвоевременную уплату страховых взносов за указанный период в срок до 13.10.2010. Также названным требованием доначислены пени за 1 квартал 2010 года на ранее взысканную задолженность по требованию N 04802840050473 от 26.10.2010 в общей сумме 40 796 руб. 78 коп.
Неисполнение указанного требования явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании страховых взносов и пени в судебном порядке.
Наличие недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии - 1 019 361 руб. 14 коп., на накопительную часть трудовой пенсии - 121 979,81 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -62 356 руб. 74 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 113 756 руб. 27 коп., всего 1 317 453 руб. 96 коп. за полугодие 2010 года подтверждается материалами дела и Администрацией не оспаривается. Возражений относительно суммы начисления пени: на страховую часть пенсии - 35 762 руб. 53 коп., на накопительную часть пенсии - 4 125 руб. 23 коп., в ФФОМС - 2 182 руб. 29 коп., в ТФОМС - 3 948 руб. 89 коп., всего 46 018 руб. 94 коп. Администрацией также не заявлено.
Суд апелляционной инстанции, проверив указанные расчеты, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, каких-либо оснований для нахождения их ошибочными не установил.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15 и 18 ФЗ от 24.07.2009 г.. N 212-ФЗ, правомерно взыскал с Администрации Усть-Кутского муниципального образования недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за полугодие 2010 года и пени в названных размерах.
Оценивая довод апелляционной жалобы о несоответствии содержания требования от 13.10.2010 г. N 04802840040445, требованиям статьи 22 ФЗ от 24.07.2009 г.. N 212-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает его необоснованным в силу следующего.
В силу пунктов 1, 4 статьи 22 ФЗ от 24.07.2009 г.. N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. В соответствии со статьей 25 выше названного Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Пунктом 2 статьи 22 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ установлено, что в случае выявления недоимки органом контроля за уплатой страховых взносов в адрес плательщика страховых взносов направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в адрес Администрации спорное требование выставлено по форме 5-ПФР, установленной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.12.2009 N 957н.
Судом первой инстанции установлено, что требование от 13.10.2010 N 04802840040445 содержит указание на сумму недоимки, которая соответствует задолженности на момент выставления требования; период за который она образовалась - 1 полугодие 2010 года, сумма, начисленных на недоимку за полугодие 2010 года, по состоянию на 13.10.2010, срок исполнения требования - до 02.11.2010, основания взимания названных в требовании сумм со ссылкой на положения ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ
При этом форма 5-ПФР не содержит граф по указанию периода начисления и ставках пеней за период просрочки платежа. Управлением Пенсионного фонда при оформлении требования указанные необходимые сведения в тексте требования не отражены. Вместе с тем страхователю были представлены таблицы (расчеты) подтверждающие начисление, содержащихся в требовании сумм пеней с отражением обязательных данных о дате возникновения недоимки, сумме задолженности, по которой начислены пени, периоде начисления и ставках пеней.
Вывод суда первой инстанции о том, что суммы недоимки по страховым взносам и подлежащих уплате пеней были доведены до сведения страхователя, страхователь имел возможность проверить правильность их начисления, представить контррасчет пеней, подтверждается материалами дела.
Кроме того, суд первой инстанции предлагал страхователю представить контррасчет пеней. Что выполнено не было. Не содержится возражений страхователя относительно сумм пеней и в апелляционной жалобе.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам и пеням, установленный ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009 г соблюден. Требование было направлено в адрес страхователя по средствам почтовой связи (почтовое уведомление от 20.10.2010 N 666784 28 61020 8) и получено им.
В части требования Управления Пенсионного фонда о взыскании задолженности по пеням на ранее взысканную, но не уплаченную сумму страховых взносов за 1 квартал 2010 года суд первой инстанции со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратил производство по делу, по причине того, что требования в указанной части по настоящему делу совпадают с предметом заявленных требований по делу N А19-4198/2011, в том числе период требования по настоящему делу с 12.06.2010 по 13.10.2010 входит в период начисленных и взысканных пеней по делу N А19-4198/2011, то есть с 16.02.2010 по 26.10.2010.
Суд апелляционной инстанции полагает данное действие суда первой инстанции правильным, нарушения требований статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, послуживших принятию судом неправильного решения в указанной части не установлено.
Поскольку несогласия Администрации с прекращением судом первой инстанции производства по делу в части взыскания задолженности по пеням на ранее взысканную, но не уплаченную сумму страховых взносов за 1 квартал 2010 года апелляционная жалоба не содержит, доводы апелляционной жалобы по существу требований Управления Пенсионного фонда подлежат отклонению.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2011 года по делу N А19-8670/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Усть-Кутского муниципального образования - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8670/2011
Истец: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Усть-Кутском районе Иркутской области
Ответчик: Администрация Усть-Кутского муниципального образования