г. Пермь
18 мая 2010 г. |
Дело N А50-35287/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Снегура А.А., Булкиной А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Калмаковой Т.А.,
при участии:
от истца - Очёрского районного муниципального унитарного многоотраслевого предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ОРМУМП "ЖКХ") в лице конкурсного управляющего Тунёва Андрея Сидоровича: Тунёва А.С. (паспорт, определение от 26.02.2010), Новицкой О.В. (паспорт, доверенность от 16.05.2009), Тунёвой Е.В. (паспорт, доверенность от 05.05.2010),
от ответчика - Муниципального образования "Очерский муниципальный район" в лице управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального района Пермского края: Пьянкова А.В. (паспорт, доверенность от 07.09.2009),
от третьих лиц:
- Межрайонной ИФНС N 10 по Пермскому краю: не явились,
- Администрации Очерского муниципального района: Пьянкова А.В. (паспорт, доверенность от 07.09.2009),
- Комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района: Солодникова А.В. (паспорт, доверенность от 17.12.2009),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
ответчика - МО "Очерский муниципальный район" в лице управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального района Пермского края,
третьего лица - Комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района.
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 февраля 2010 года
по делу N А50-35287/2009,
принятое судьёй Л.И. Лысановой
по иску Очерское районное МУМП "ЖКХ"
к МО "Очерский муниципальный район" в лице управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального района Пермского края
третьи лица: Межрайонная ИФНС N 10 по Пермскому краю,
Администрация Очерского муниципального района
Комитет имущественных отношений администрации Очерского муниципального района
о взыскании 6 614 940 руб. 92 коп.,
установил:
ОРМУМП "ЖКХ" в лице конкурсного управляющего Тунёва А.С. (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к МО "Очерский муниципальный район" в лице Управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального района Пермского края (далее - ответчик) о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании 6 614 940 руб. 92 коп.
В порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МИФНС N 10 по Пермскому краю, Администрация Очерского муниципального района, Комитет имущественных отношений администрации Очерского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 9 февраля 2010 года в исковые требования удовлетворены.
Не согласившись, ответчик просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку действий по доведению ОРМУМП "ЖКХ" до банкротства не предпринимал, полагает, что при отказе предприятия от права хозяйственного ведения применима ст.236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Третье лицо - комитет имущественных отношений администрации Очерского муниципального района, не согласившись, также просит решение суда первой инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В своей апелляционной жалобе третье лицо поддерживает позицию, изложенную в апелляционной жалобы ответчика.
Истец против удовлетворения апелляционных жалоб возражает по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указывает, что иск правомерно заявлен к ответчику, поскольку им не доказана необходимость и обоснованность изъятия имущества у предприятия, не представлено доказательств отсутствия своей вины в доведении предприятия до банкротства. Просит решение отставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле отзывы на апелляционные жалобы не представили.
В судебном заседании 14.04.2010 представитель МО "Очерский муниципальный район" в лице управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального района Пермского края поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе.
Представитель комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Истец поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Судебное заседание судом апелляционной инстанции отложено в связи с необходимостью представления документов, подтверждающих какой орган является главным распорядителем бюджетных средств на нужды Жилищно-коммунального хозяйства в отношении ОРМУМП "ЖКХ", на момент рассмотрения настоящего дела.
В судебном заседании 11.05.2010 истец в порядке ст.49 АПК РФ заявил отказ от части исковых требований в сумме 476 241 руб. 03 коп.
Поскольку отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, отказ принят судом апелляционной инстанции на основании п.5 ст.49 АПК РФ.
Представители заявителей апелляционных жалоб поддержали доводы в них изложенные.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом, утвержденным Постановлением Главы администрации района от 23.05.2005 учредителем ОРМУМП "ЖКХ" является муниципальное образование "Очерский район" в лице Администрации Очерского района Пермской области (т.2 л.д.126-136).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.08.2008 по делу N А50-1308/2008 ОРМУМП "ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Тунёв А.С.
Полагая, что действия собственника по изъятию имущества привели к прекращению хозяйственной деятельности истца, его неплатежеспособности и, как следствие, к банкротству предприятия и невозможности удовлетворения требований кредиторов, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика на основании п.3 ст.56 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности убытков в размере 6 614 940 руб. 92 коп.
В соответствии с п. 3 ст. 56 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Аналогичная норма содержится в п.4 ст.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также в п.2 ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
С учетом данных правовых норм и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренной ч. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ, необходимо установление совокупности условий: наличие у ответчика права давать обязательные для истца указания либо возможности иным образом определять действия истца; совершение ответчиком действий, свидетельствующих об использовании такого права и (или) возможности; наличие причинно-следственной связи между использованием ответчиком своих прав и (или) возможностей в отношении истца и действиями истца, повлекшими его несостоятельность (банкротство); недостаточность имущества истца для расчетов с кредиторами. Кроме того, необходимо установить вину ответчика для возложения на него ответственности.
Согласно пп.6,12 п.1 ст.20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.
В п.п.2.1,2.2 Устава ОРМУМП "ЖКХ" указаны цели создания предприятия и его основные задачи. Так, предприятие создано в целях удовлетворения потребностей населения и организаций района в услугах, в том числе жилищно-коммунального хозяйства и получения прибыли.
Согласно ст.11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
В соответствии с п.3.1 Устава ОРМУМП "ЖКХ" имущество предприятия находится в муниципальной собственности Очерского района, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. Уставной фонд сформирован за счет имущества собственника (п.3.3. Устава).
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации от 30.06.2005 N 527 истцу передан в хозяйственное ведение УАЗ-31514, г/н Е 290 ОК 1999 г.в.; прицеп тракторный, 1988 г.в.; Постановлением администрации от 30.06.2005 N 528 переданы в хозяйственное ведение гидротехнические сооружения Очерского пруда (приложение N 2,6 единиц) (акт приема-передачи от 01.07.2005 комитета земельно-имущественных отношений администрации Очерского района (далее - комитет)); на основании обращения ОРМУМП "ЖКХ" от 05.07.2005 б/н Постановлением главы администрации Очерского района (далее - администрация) от 07.07.2005 N 561 истцу передано в хозяйственное ведение здание 1928г.в., по адресу: г. Очер, ул. К. Маркса, 28 (акт приема-передачи от 12.07.2005); Постановлением администрации от 26.07.2005 N 632 истцу переданы в хозяйственное ведение: трактор МТЗ-82, г/н 2057 ЕС 1987 г.в., прицеп тракторный 1988 г.в.; Постановлением администрации N 713 от 17.08.2005 истцу переданы в хозяйственное ведение канализационные сети протяженностью 5802,1 п.м. (Очерский район, п. Павловский) 1985 г.в., балансовой стоимостью - 218 169, 02 руб. (акт приема-передачи от 19.08.2005 комитета); Постановлением администрации N 714 от 17.08.2005 истцу переданы в хозяйственное ведение канализационный коллектор, диаметром 300 мм, протяженностью 240 п.м. с колодцами в количестве 5 шт. и очистные сооружения (на территории ГУ МВД РФ "Центр временного размещения иммигрантов "Очер", г. Очер, пер. Дорожный, 15) (акт приема-передачи от 19.08.2005 комитета); Постановлением администрации N 722 от 17.08.2005 переданы в хозяйственное ведение тепловые сети в количестве 18 единиц (приложение N 1) (акт приема-передачи от 22.08.2005 комитета); Постановлением администрации от 19.08.2005 N729 истцу переданы в безвозмездное пользование с 10.08.2005 помещения общей площадью 210, 1 кв.м., расположенные на 3-м этаже здания N17 по ул. Октябрьская в г. Очер; здание склада-котельной, расположенное в г. Очер, по ул. Октябрьская за зданием N17 (акт приема-передачи от 23.08.2005); Постановлением администрации от 17.11.2005 N1115 истцу переданы в хозяйственное ведение: помещение котельной детского сада 2005 г.в. (д. Н. Талица, ул. Школьная, 20); внутренний газопровод и газовое оборудование в котельной детского сада; помещение котельной школы 2005 г.в. (д. Н. Талица, ул. Школьная, 2); внутренний газопровод и газовое оборудование в котельной школы (приложения N1,2) (акт приема-передачи от 21.11.2005 комитета); Постановлением администрации от 11.10.2005 N926 истцу переданы в хозяйственное ведение автомобили: УАЗ-3962, г/н А 948 ТХ 1993 г..в.; ГАЗ-66, г/н 25-19 ПММ 1988 г.в. (акт от 11.10.2005); Постановлением администрации от 03.11.2005 N1066 закреплены на праве хозяйственного ведения за ОРМУМП "ЖКХ" производственные здания (мастерские водоканала) по адресу: г. Очер, ул. К. Маркса, 26а. (акт приема-передачи от 07.11.2005); Постановлением администрации от 08.12.2005 N1183 переданы в хозяйственное ведение: пристрой к котельной 2004 г..в.; паровой котел марки Е 1,0 - 0,9 2004 г..в. (акт приема-передачи от 28.11.2005 комитета); по акту приема-передачи от 12.12.2005 комитет передал в хозяйственное ведение гидротехнические сооружения Павловского водохранилища в количестве 5 единиц общей балансовой стоимостью 1 637 794, 86 руб., остаточной стоимостью 723 032, 06 руб.; Распоряжением комитета от 24.01.2006 N3 переданы в хозяйственное ведение автотранспортные средства в количестве 5 ед. (акты приема-передачи от 24.01.2006, от 26.01.2006); Распоряжением комитета N9 от 14.02.2006 переданы в хозяйственное ведение скважины и водопровод в д. Н. Талица в количестве 3 шт. (акт приема-передачи от 14.02.2006); Постановлением администрации N100 от 03.03.2006 переданы в хозяйственное ведение объекты, перечисленные в приложении к постановлению (акт приема-передачи от 11.04.2006 комитета о передаче объектов коммунально-бытового назначения: водопровод, канализация, станция); Распоряжением комитета от 10.03.2006 N13 передано в хозяйственное ведение автомобиль УАЗ-31519 г/н Н 479 ЕА 1998 г.в. (акт от 10.03.2006); по акту приема-передачи от 28.03.2006 комитет на основании распоряжения N64-р от 28.03.2006 передал в хозяйственное ведение здания столярного цеха, котельной, гаража, кузницы, склада, пилорамы; Постановлением администрации N159 от 05.04.2006 переданы в хозяйственное ведение ЖКХ объекты, перечисленные в приложении к постановлению (акт приема-передачи от 13.04.2006 комитета о передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства в количестве 36 ед., качестве основания для передачи имущества в хозяйственное ведение указано Постановление главы Очерского муниципального района N159 от 05.04.2006); Распоряжением комитета от 18.04.2006 N32 переданы в хозяйственное ведение объекты водопроводно - канализационного хозяйства в количестве 55 ед. (акт приема-передачи от 18.04.2006); по актам приема-передачи от 18.04.2006 комитетом на основании распоряжений администрации N 64-р переданы в хозяйственное ведение транспортные средства в количестве 25 штук (акты приема передач в материалы дела представлены); Постановлением администрации от 19.07.2006 N338 переданы в хозяйственное ведение объекты водопроводного хозяйства в количестве 12 ед.; Постановлением администрации от 09.08.2006 N409 переданы в хозяйственное ведение здание котельной, общей площадью 96,5 кв.м. 1983 г.в., д. Семеново, ул. Мира, 3 (акт приема передачи от 15.08.2006 комитета); Распоряжением комитета N63 от 18.10.2006 переданы в хозяйственное ведение гидротехнические сооружения в с. Дворец 1992 г..в., балансовой стоимостью 57 478 руб., остаточной стоимостью 28 739 руб. (акт приема-передачи от 18.10.2006); на основании акта приема-передачи от 29.11.2006 комитет передал в хозяйственное ведение канализационные сети, протяженностью 1020 м. (п. Дружба) 1984 г.в., балансовой стоимостью - 301 688 руб., остаточной стоимостью - 174 979 руб. (постановление главы Очерского муниципального района N 870 от 29.11.2006).
Также, заключены договор безвозмездного пользования от 08.11.2006 N 19, по которому комитет передал ОРМУМП "ЖКХ" сроком на 1 год котельную МОУ "Куликовская средняя общеобразовательная школа", общей площадью 46, 1 кв.м. 2004 г..в., по адресу: с. Кулики, ул. Центральная, 23-1 (акт приема-передачи от 08.11.2006); договор безвозмездного пользования от 08.11.2006 N 21, по которому комитет передал сроком на 1 год котельную МОУ "Кипринская средняя общеобразовательная школа", общей площадью 54,6 кв.м. 2004 г..в., по адресу: д. Киприно, ул. Советская, 40 (акт приема-передачи от 08.11.2006); договор безвозмездного пользования от 08.11.2006 N 22, по которому комитет передал сроком на 1 год: котельную МОУ "Нововознесенская основная общеобразовательная школа", общей площадью 17,9 кв.м. 2003 г..в., по адресу: д. Нововознесенск, ул. Мира, 5; котельную МОУ "Нововознесенская основная общеобразовательная школа", общей площадью 12 кв.м. 2003 г..в., по адресу: д. Нововознесенск, ул. Мира, 13 (акт приема-передачи от 08.11.2006).
Однако, Постановлением главы администрации Очерского района от 29.08.2006 N 519 ответчиком были изъяты из хозяйственного ведения ОРМУМП "ЖКХ": газовое оборудование, помещение котельной в количестве 4 ед.; Постановлением администрации от 07.09.2006 N 569 изъяты из хозяйственного ведения: пристрой к котельной 2004 г..в; паровой котел марки Е 1,0 - 0,9 2004 г.в.; по акту приема-передачи от 15.01.2007 ОРМУМП "ЖКХ" возвратило комитету объекты водопроводного хозяйства в количестве 12 единиц (приложение N 1 к акту) (на основании Закона Пермского края от 18.12.2006 N3408-800); на основании постановления N352 от 04.04.2007 истец возвратил комитету оргтехнику (приложение N 1), автотранспорт в количестве 21 единицы, прицепы в количестве 4 единицы, трактора в количестве 8 единиц (приложение N 2) (акт приема-передачи от 04.04.2007); по акту приема-передачи от 13.06.2007 ОРМУМП "ЖКХ" возвратило комитету здания котельных, теплосети, всего в количестве 25 единиц (приложение 1 к акту); Постановлением и.о. главы муниципального района N504 от 28.04.2007 изъяты из хозяйственного ведения оборудование котельных N1,N2,N3,N4,N5,N6, N7; Постановлением администрации от 20.07.2007 N1019 (на основании обращения ЖКХ от 10.07.2007 N622) изъяты из хозяйственного ведения здания гаража, котельной, кузницы, склада (6 единиц); по акту приема-передачи от 27.08.2007 здания возвращены комитету (приложение N 1 к акту); Постановлением администрации от 01.10.2007 N1273 изъяты из хозяйственного ведения здание котельной, общей площадью 96, 5 кв.м. 1983г.в., д. Семеново, ул. Мира, 3; Постановлением администрации N1485 от 12.11.2007 изъяты из хозяйственного ведения объекты водопроводно- канализационного хозяйства в количестве 25 единиц (акты приема передачи от 12.11.2007, от 11.02.2008); Постановлением администрации от 20.11.2007 N1510 прекращено право безвозмездного пользования зданием склада - котельной, расположенного по адресу: г. Очер, ул. Октябрьская, 17; Постановлением администрации от 28.12.2007 N1705 (на основании обращения ОРМУМП "ЖКХ" от 09.03.2007 N178 и от 25.05.2007 N476) изъято из хозяйственного ведения нежилое одноэтажное деревянное здание ремонтных мастерских (Лит. Б), общей площадью 180, 1 кв.м. с двумя холодными пристроями (Лит. Б, 61), по адресу: г. Очер, ул. К. Маркса, 26а., по акту приема-передачи от 28.12.07г. здание передано комитету; Распоряжением администрации от 29.12.2007 N240-р изъяты из хозяйственного ведения: водопроводы в количестве 23 единиц; скважины в количестве 18 единиц; канализационный коллектор; канализационная станция; канализационная напорная, по акту приема-передачи от 29.12.2007 возвращены комитету; Постановлением главы Очерского муниципального района Пермского края N91 от 31.01.2008 изъяты из хозяйственного ведения: канализационный коллектор (г.Очер, пер. Пионерский, ул. Урицкого) 1978г.в., балансовой стоимостью - 36 306 руб., остаточной стоимостью - 32 476,56 руб.; канализационная сеть, протяженностью 1102 п.м. пер. Пионерский 1980г.в., балансовой стоимостью - 181 738 руб., остаточной стоимостью - 101 307 руб. (акт приема-передачи от 01.02.2008); Постановлением администрации от 19.03.2008 N281 прекращено с 01.01.2008 право аренды земельными участками (23) г.Очер; Соглашением от 31.03.2008 о расторжении договора аренды земельного участка от 01.09.2005 N101-05, заключенным между комитетом и ЖКХ в лице директора, прекращено право аренды земельных участков в количестве 23 (по акту приема-передачи от 31.03.2008 передало комитету); Постановлением администрации от 31.03.2008 N268 (на основании обращения ОРМУМП "ЖКХ" от 14.03.2008 N574) изъяты из хозяйственного ведения объекты гидротехнических сооружений (14 единиц), которые по акту приема-передачи от 27.03.2008 переданы комитету; Постановлением администрации от 07.04.2008 N383 в целях исполнения постановления главы администрации Очерского района от 04.04.2007 N352 истцу было предписано снять с регистрационного учета экскаватор ЭО-26216-3 1989 г.в., двигатель 9Ж 2366 Д-65, цвет зелено-белый.
Таким образом, учредителем предприятия ЖКХ было изъято имущество из хозяйственного ведения за период с июля 2005 года по апрель 2008 года ориентировочно на сумму 8 000 000 руб.
Процесс изъятия имущества и соответствующая ему динамика уменьшения активов предприятия отражена в анализе финансово-хозяйственной деятельности ОРМУМП "ЖКХ" за период 2006-2008 гг. (т.3 л.д.110-146).
Движение основных средств отражено временным управляющим в таблице 6.4 разд.6.2 анализа финансово-хозяйственной деятельности должника. Так, за период с 01.01.2007 по 31.03.2008 выбыло по решению собственника основных средств первоначальной стоимостью 8 851 458 руб. 74 коп., остаточной стоимостью 8 011 233 руб. 74 коп.
Согласно данным таблицы 4.1 анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, активы предприятия снизились с 11 940 тыс. руб. (на 01.01.2006) до 6 252 тыс. руб. (на 01.04.2008).
В соответствии с п.3 разд.4.1 анализа анализу финансово-хозяйственной деятельности должника согласно значению показателя обеспеченности обязательств должника его активами, на протяжении периода с 2006 до 2007 гг. предприятие было в состоянии полностью погасить кредиторскую задолженность при реализации всех активов предприятия, по состоянию на 01.04.2008 предприятие в состоянии погасить кредиторскую задолженность только на 44%. Таким образом, изъятие собственником имущества из хозяйственного ведения, существенным образом отразилось на правах кредиторов должника, поскольку унитарное предприятие отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
По разд.4 временным управляющим сделан вывод о том, что собственные оборотные активы, необходимые для ведения хозяйственной деятельности отсутствуют.
Из анализа финансово-хозяйственной деятельности должника следует, что в результате изъятия движимого и недвижимого имущества (производственного назначения) осуществление предприятием уставной деятельности было существенно затруднено, а впоследствии невозможно, что подтверждается данными бухгалтерских балансов.
Так, согласно данным бухгалтерского баланса на 01.07.2005 предприятие имело основные средства в сумме 133 000 руб. По состоянию на 01.10.2005 основные средства предприятия увеличились до 3 210 000 руб., по состоянию на 01.01.2006 - 6 120 000 руб.; по состоянию на 01.07.2006 - 10 973 000 руб.
Однако по данным бухгалтерского баланса по состоянию на 01.10.2006 основные средства предприятия истца уменьшились до 8 195 000 руб., по состоянию на 31.03.2007 до 7 886 000 руб., по состоянию на 01.07.2007 - до 6 104 000 руб., по состоянию на 01.10.2007 - до 5 341 000 руб., по состоянию на 01.01.2008 - основные средства предприятия составили 1 668 000 руб. По состоянию на 01.04.2008 стоимость основных средств составила 100 000 руб.
Правила ответственности унитарного предприятия установлены на основе общих принципов гражданской ответственности юридических лиц, определенных в ст.ст.48,56 ГК РФ, ответственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципального образования (ст. 126 ГК РФ) и ответственности унитарного предприятия, определенной в п. 5 ст. 113 ГК РФ.
В соответствии с п.5 ст.113 ГК РФ и п.1 ст.7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. То есть, исходя из смысла названных норм следует, что обязательства государственного унитарного предприятия удовлетворяются за счет стоимости имущества, которое ему передано в установленном порядке. Удовлетворение требований кредиторов за счет имущества осуществляется в том числе и при процедуре банкротства, поскольку законом иное не установлено.
В соответствии с положениями п.7 ст.114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
При этом ни ГК РФ и Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество. Также, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений п.3 ст.18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
С учетом положений ст.295, п.2 ст.296 и п.3 ст299 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Следовательно, обоснован вывод суда первой инстанции о наличии причинной связи между действиями муниципального образования по изъятию имущества у предприятия и его банкротством.
Таким образом, поскольку унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а неправомерное изъятие имущества, повлекло ухудшение экономического положения истца и как следствие признание его банкротом, кредиторы ОРМУМП "ЖКХ" вследствие изъятия имущества лишились возможности удовлетворить свои требования за счет стоимости изъятого имущества должника - ОРМУМП "ЖКХ", что противоречит п.1 ст.7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и ущемляет права кредиторов ОРМУМП "ЖКХ" в деле о банкротстве.
Установив данные обстоятельства, принимая во внимание отсутствие доказательств необходимости изъятия имущества из хозяйственного ведения, ненадлежащего использования имущества должником, судом первой инстанции правомерно установлено, что имеются достаточные доказательства, подтверждающие наличие вины муниципального образования в доведении истца до банкротства и причинно-следственной связи между действиями собственника имущества по изъятию части основных средств из хозяйственного ведения муниципального предприятия и банкротством этого предприятия.
Согласно п.5 ст.129 Закона о банкротстве, размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с настоящим пунктом, определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации - должника.
Согласно отчету конкурсного управляющего от 05.05.2010 и реестру требований кредиторов должника в реестр требований кредиторов включены требования кредиторов на общую сумму 8 021 078 руб. 63 коп. Конкурсная масса должника составляет 1 882 378 руб. 74 коп., что подтверждается представленными в материалы дела: договором уступки права требования от 11.05.2010, приказами конкурсного управляющего о списании дебиторской задолженности и соответствующими судебными актами, актами о списании автотранспортных средств, договорами купли-продажи автомобиля от 16.01.2009, отчетом конкурсного управляющего от 05.05.2010.
В судебном заседании 11.05.2010 истец в порядке ст.49 АПК РФ заявил отказ от части исковых требований в сумме 476 241 руб. 03 коп.
Поскольку отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, отказ принят судом апелляционной инстанции на основании п.5 ст.49 АПК РФ.
Следовательно, решение Арбитражного суда Пермского края от 09 февраля 2010 года подлежит изменению вследствие отказа истца от части исковых требований.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании с МО "Очерский муниципальный район" в лице Управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального района Пермского края за счет казны МО "Очерский муниципальный район" в порядке субсидиарной ответственности убытков в размере 6 138 699 руб. 89 коп.(8 021 078 руб. 63 коп. - 1 882 378 руб. 74 коп.) удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Довод заявителей апелляционных жалоб о неправомерном возложении ответственности на МО "Очерский муниципальный район" в лице Управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального района Пермского края, в связи с тем, что Управление финансов никаких действий, которые могли бы привести истца к банкротству, не предпринимало, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный в связи со следующим.
Как следует из Устава ОРМУМП "ЖКХ" собственником предприятия-должника является МО "Очерский муниципальный район".
Таким образом, в соответствии с п.3 ст.56 ГК РФ, п.4 ст.10 Закона о банкротстве, п.2 ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в случае недостаточности имущества юридического лица на МО "Очерский муниципальный район", как на собственника, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Исходя из п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в качестве органа, уполномоченного представлять интересы публичного образования, должен быть привлечен главный распорядитель средств соответствующего бюджета, а при отсутствии такого - финансовый орган публичного образования.
В силу ч.2 ст.21 БК РФ перечень главных распорядителей средств местного бюджета должен быть установлен решением о соответствующем бюджете (т.е. нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления) в составе ведомственной структуры расходов.
Из содержания решения о бюджете, представленного в материалы дела, нельзя однозначно установить главного распорядителя бюджетных средств, применительно к нуждам жилищно-коммунального хозяйства и в отношении ОРМУМП "ЖКХ".
Кроме того, финансовый орган обладает рядом ключевых бюджетных полномочий, в том числе отвечает за организацию исполнения бюджета (ст.ст.6, 215.1 БК РФ), в определенных случаях может временно управлять бюджетом (ст.190 БК РФ), устанавливает порядок исполнения бюджета по расходам (ст.219 БК РФ) и предельные объемы финансирования (ст.226.1 БК РФ) управляет средствами на едином счете бюджета (ст.241.1 БК РФ), осуществляет финансовый контроль (ст.266 БК РФ).
Учитывая вышеизложенное, а также положения ст.125 ГК РФ и правовую позицию, изложенную в п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, принимая во внимание наличие у финансового органа определенных бюджетных полномочий, апелляционный суд полагает возможным взыскание суммы долга с муниципального образования в лице финансового органа за счёт средств казны.
С учетом изложенного в обжалуемом судебном акте, а также в настоящем постановлении, доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что оснований для привлечения к субсидиарной ответственности собственника не имеется, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на оценке всех представленных доказательств в совокупности, что соответствует требованиям ст.71 АПК РФ.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 февраля 2010 года подлежит изменению вследствие отказа истца от части исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 февраля 2010 по делу N А50-35287/2009 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Отказ Очёрского районного муниципального унитарного многоотраслевого предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" в части взыскания убытков в порядке субсидиарной ответственности в размере 476 241 (Четырехсот семидесяти шести тысяч двухсот сорока одного) рубля 03 копеек принять.
Производство по делу в части отказа от иска прекратить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с Муниципального образования "Очерский муниципальный район" в лице Управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального района Пермского края за счет казны Муниципального образования "Очерский муниципальный район" в пользу Очёрского районного муниципального унитарного многоотраслевого предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" в порядке субсидиарной ответственности убытки в размере 6 138 699 (Шесть миллионов сто тридцать восемь тысяч шестьсот девяносто девять) рублей 89 копеек."
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.М.Жукова |
Судьи |
А.А.Снегур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-35287/2009
Истец: Очерское районное МУМП "ЖКХ", Очерское Районное МУМП "ЖКХ" в лице конкурсного управляющего Тунева А. С., Тунева А С
Ответчик: МО "Очерский муниципальный район" в лице Управления финансов и налоговой политики, МО "Очерский муниципальный район" в лице управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального района ПК, МО "Очерский муниципальный район" в лице управления финансов и налоговой политики Администрации Очерского муниципального р-на ПК
Третье лицо: Администрация Очерского муниципального района Пермского края, Комитет имущественных отношений администрации Очерского муниципального района, Межрайонная ИФНС России N 10 по Пермскому краю, Межрайонная ИФНС России N10 по ПК