О возврате декларационного платежа
Закон об упрощенном декларировании*(1) потихоньку обрастает разного рода подзаконными актами. После совместного разъяснительного письма Минфина России, Федерального казначейства и Банка России*(2) на свет появилось письмо Минфина России от 12 апреля 2007 г. N 03-04-05-01/110, подготовленное по конкретному запросу. В нем констатируется очевидный для каждого, кто внимательно читал Закон об упрощенном декларировании, факт: данный Закон не распространяется на порядок уплаты ЕНВД просто потому, что этот налог в отличие от НДФЛ и ЕСН прямо не указан в тексте упомянутого Закона.
В месте с тем само появление такого письма свидетельствует или о практике внесения декларационного платежа в счет исполнения обязанностей, связанных с уплатой единого налога на вмененный доход, или о реальных опасениях, что такая практика возникнет. Что же посоветовать налогоплательщикам, которые ошибочно внесли декларационный платеж в счет исполнения обязанностей по уплате ЕНВД? Прежде всего следует обратить внимание на то обстоятельство, что, по мнению автора, имеется правовая возможность расценить сумму уплаченного декларационного платежа в качестве суммы излишне уплаченного налога.
В указанном письме отмечается, что "каких-либо специальных положений, устанавливающих механизм возврата декларационного платежа по требованию физического лица, Закон также не содержит". Однако из этой вполне правильной посылки нельзя сделать вывод, что декларационный платеж не может быть возвращен. Авторы письма такой вывод и не делают. Как представляется, Минфин России не имеет серьезной заинтересованности в возврате декларационных платежей, и если бы их возврат действительно был не возможен, то, вероятно, такой вывод и его обоснование в письме содержались бы.
Налоговое законодательство не сводится к Закону об упрощенном декларировании. Он по своей правовой природе есть совокупность специальных правовых норм, призванных в течение ограниченного времени их действия (с 1 марта 2007 г. по 1 января 2008 г.) предоставить возможность желающим налогоплательщикам урегулировать проблему неисполнения ими своих обязанностей по уплате НДФЛ и ЕСН за предшествующие налоговые периоды (до 1 января 2006 г.). Применить Закон об упрощенном декларировании в отрыве от НК РФ нельзя хотя бы потому, что содержание обязанностей по уплате этих налогов раскрывается не в Законе, а в Кодексе. Следовательно, по всем вопросам упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами, прямо не урегулированным Законом об упрощенном декларировании, необходимо руководствоваться положениями НК РФ, нормы которого соотносятся с нормами Закона как нормы общие с нормами специальными.
На основании п. 1 ст. 8 НК РФ декларационный платеж должен признаваться налогом, так как он соответствует определению налога, т.е. является обязательным индивидуальным безвозмездным платежом, взимаемым с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Характеризуя обязательность уплаты налога в форме декларационного платежа, можно отметить, что налогоплательщик имеет право выбора: исполнить обязанности по уплате НДФЛ и ЕСН в порядке, предусмотренном НК РФ, либо внести декларационный платеж в порядке, установленном Законом об упрощенном декларировании. Наличие у налогоплательщика такого права не ставит под сомнение его обязанность сделать выбор. С этой точки зрения уплата декларационного платежа ничуть не менее обязательна, чем уплата этих налогов в порядке, определенном Кодексом.
Поскольку декларационный платеж - это налог, то на него распространяются положения ст. 78 НК РФ о зачете и возврате сумм излишне уплаченных налогов. А таким налогом декларационный платеж будет признан в той мере, в какой у инспекции будут отсутствовать сведения о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате того или иного налога. Бремя доказывания неисполнения лежит на налоговом органе, и если бы соответствующие доказательства у него имелись, то скорее всего налогоплательщик был бы привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе подать письменное заявление в налоговый орган по месту учета о зачете или о возврате декларационного платежа не позднее трех лет с момента его уплаты. Причем такое право имеется у любого налогоплательщика, перечислившего декларационный платеж. Хотел ли налогоплательщик уплатой декларационного платежа исполнить обязанность по уплате НДФЛ, ЕСН, ЕНВД или любого иного налога (следует напомнить, что в документах об уплате декларационного платежа не указывается вид налога, вместо которого вносится этот платеж) - его субъективное представление об этом не препятствует реализации его права зачесть сумму платежа или вернуть ее, естественно, на условиях, предусмотренных ст. 78 НК РФ.
Надо ли налогоплательщику пользоваться этой правовой возможностью? Как представляется, однозначного ответа здесь нет. Потребовав возврата декларационного платежа, налогоплательщик тем самым фактически признает, что на момент его уплаты он считал себя не исполнившим обязанность по уплате НДФЛ или ЕСН (внесение декларационного платежа вместо иных налогов представляется большой экзотикой). Такое косвенное признание может стимулировать налоговые органы к сбору доказательств неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов.
Налогоплательщику необходимо правильно соотнести имущественную выгоду от зачета или возврата декларационного платежа с риском привлечения к ответственности за неисполнение обязанностей по уплате налогов, вместо которых вносился этот платеж.
А.В. Успенский,
старший юрисконсульт компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами".
*(2) Письмо Минфина России, Федерального казначейства и Банка России от 20 февраля 2007 г. N 03-04-08-01/7, 42-7.1-15/5.2-69, 20-Т "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru