г. Пермь
07 апреля 2010 г. |
Дело N А50-1176/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Городок-КС": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Региональная энергетическая комиссия Пермского края: Ватагина О.А., паспорт, доверенность от 03.02.2010,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 февраля 2010 года
по делу N А50-1176/2010,
принятое судьей Дубовым А.В.,
по заявлению ООО "Городок-КС"
к Региональной энергетической комиссии Пермского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ООО "Городок-КС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее - заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что общество правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку им допущено нарушение установленного порядка ценообразования. Общество участвует в оказании услуг по водоснабжению и водоотведению потребителей воды и на его услуги уполномоченным органом должны устанавливаться тарифы. Действия ООО "Городок-КС" по применению при расчетах за услуги по транспортировке воды и сточных вод тарифов, не утвержденных в установленном порядке, образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что общество привлечено к административной ответственности при отсутствии в его действиях состава административного правонарушения и с нарушением установленного порядка.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки деятельности заявителя административным органом установлено, что общество, являясь владельцем (арендатором) наружных сетей водопровода и канализации, расположенных по адресу: г.Пермь, ул.Оржоникидзе (комплекс зданий бывшего института ракетных войск), оказывает услуги по транспортировке воды и сточных вод собственникам и владельцам помещений, расположенных в зданиях комплекса, без утвержденных в установленном Федеральным законом N 210-ФЗ от 22.12.2004 г.. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Постановлением Правительства РФ N 520 от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифов на такие услуги.
17.12.2009 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения ценообразования, 13.01.2010 административным органом вынесено постановление, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением об его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
На основании ст. 424 ГК РФ, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию уполномоченными на то государственными органами.
Исходя из специфики правоотношений, связанных с реализацией коммунальных услуг, при привлечении к административной ответственности юридического лица необходимо установить признаки относимости организации к коммунальному комплексу.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и(или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения. Водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территории муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Цены (тарифы) для потребителей складываются из тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей (п.7,8 ст.2 Федерального закона N 210-Ф).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.199 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ" под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Таким образом, анализ данных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что регулированию подлежит стоимость услуг всех организаций коммунального комплекса, участвующих в процессе водоснабжения и водоотведения. Действующее законодательство не устанавливает в качестве условия регулирования наличие у организации коммунального комплекса имущества, обеспечивающего весь технологический процесс водоснабжения и водоотведения.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам ч. 1-4 ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Из материалов дела следует, что общество является владельцем (арендатором) наружных сетей водопровода и канализации и осуществляет производственную деятельность в целях оказания услуг, в том числе по водоснабжению и водоотведению помещений, на основании договоров аренды от 15.09.2008 N 1 и N 2, заключенных с ООО "Управляющая компания "Север" (арендодатель), в зданиях, расположенных на территории бывшего института ракетных войск, следовательно, ООО "Городок-КС" относится к организациям коммунального комплекса и фактически оказывает услуги по транспортировке воды и сточных вод.
Таким образом, ООО "Городок-КС" (арендатор) в комплексе жилищно-коммунальной системы является звеном, участвующим в водоотведении и водоснабжении, без которого невозможно доведение воды от поставщика до потребителя.
В силу изложенного тарифы на предоставляемые ООО "Городок-КС" услуги по транспортировке воды и сточных вод должны утверждаться в порядке, установленном Федеральным законом N 210-ФЗ и Постановлением Правительства N 520.
В соответствии с п.2 ст.5 данного Федерального закона органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об утверждении тарифов на услуги ООО "Городок-КС".
Таким образом, действия ООО "Городок-КС" по применению при расчетах за услуги по транспортировке воды и сточных вод тарифов, не утвержденных в установленном порядке, образуют объективную сторону административного правонарушения по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. То есть административная ответственность наступает в случае неисполнения лицом определенных обязанностей, которые возложены на него в установленном законом порядке.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части установления субъективной стороны административного правонарушения административный орган основывался на том, что ООО "Городок-КС" не направляло в адрес органа регулирования г.Перми материалов, необходимых для утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, самостоятельно рассчитало стоимость оказываемых услуг и предъявляло установленную стоимость потребителям услуг.
Таким образом, общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения установленных законодательством правил и норм.
Доказательств принятия заявителем мер, направленных на соблюдение требований законодательства о порядке ценообразования, в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении правонарушения.
Таким образом, осуществляя предоставление услуг (реализацию продукции или товара), цены (тарифы, надбавки и пр.) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, общество обязано было соблюдать действующее законодательство о ценообразовании. Возможность для соблюдения установленных норм и правил у заявителя имелась, но необходимых мер по их соблюдению не предпринималось.
Иного суду апелляционной инстанции ООО "Городок -КС" в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Управления развития коммунальной инфраструктуры Администрации г.Перми от 26.01.2009, в котором говорится о необходимости установления тарифов на услуги ООО "Городок-КС". Но, несмотря на имеющуюся информацию от органа местного самоуправления, ООО "Городок-КС" осуществляло деятельность по водоснабжению и водоотведению без утвержденного тарифа.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом в действиях общества объективной стороны административного правонарушения по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, является ошибочным и влечет отмену судебного акта.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений, без существенных процессуальных нарушений (законный представитель предприятия надлежащим образом извещался, как о времени и месте составления протокола, так и о рассмотрении дела).
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1-2 ст.270 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 февраля 2010 года по делу N А50-1176/2010 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 13.01.2010 Региональной энергетической комиссии Пермского края о привлечении ООО "Городок-КС" к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1176/2010
Истец: ООО "Городок-КС"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Пермского края, Региональная энергетическая комиссия ПК
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2359/10