г. Владимир |
Дело N А38-2053/2011 |
"13" октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 13.10.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Кирилловой М.Н., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл (ИНН 1200000345, ОГРН 1021200764925, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д.41) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.07.2011 по делу N А38-2053/2011, принятое судьей Лабжания Л.Д. по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл о взыскании с Министерства финансов Республики Марий Эл пеней в сумме 100 980 рублей 93 копеек.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл, Министерство финансов Республики Марий Эл, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечили. Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл представлено ходатайство от 21.09.2011 N 715 о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о взыскании с Министерства финансов Республики Марий Эл (далее - Министерство) пеней в сумме 100 980 рублей 93 копеек, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2009 год.
Решением суда от 19.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права.
Податель апелляционной жалобы указал на неправильное применение судом норм материального права (суд применил статью 293 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не подлежащую применению), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.
Вывод суда относительно того, что Министерство не может быть ответчиком по спору и требования об уплате причитающихся сумм могут быть предъявлены только к Правительству Республики Марий Эл, считает необоснованным, поскольку Правительство Республики Марий Эл не зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица, что автоматически исключает его из числа сторон в арбитражном судопроизводстве.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность решения суда, просило оставить без удовлетворения апелляционную жалобу фонда.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, в силу статьи 9 Закона Республики Марий Эл от 02.12.2004 N 51-3 "Об охране здоровья граждан в Республике Марий Эл" страхователем по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения является Правительство Республики Марий Эл. С 01.10.2007 оно зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Республиканском фонде обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл (л.д. 47).
Правительством Республики Марий Эл были заключены государственные контракты обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл на 2008-2010 годы от 15.10.2007 и 17.02.2009 соответственно со страховой компанией "Росно-Мс" и страховой компанией "Согаз-Мед", согласно которым Правительство Республики Марий Эл приняло на себя обязательство по осуществлению платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, включенных в списки застрахованных, ежемесячно, до 25-го числа, исходя из объемов бюджетных расходов, предусмотренных на эти цели в бюджете Республики Марий Эл на соответствующий год.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в виде бюджетных ассигнований на 2009 год, получаемых из бюджета Республики Марий Эл, утверждены Законом Республики Марий Эл от 01.12.2008 N 62-3 "О бюджете Республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и составили 663 048 рублей (л.д. 53).
Законом Республики Марий Эл от 27.11.2009 N 60-3 "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл от 1 декабря 2008 года N 60-3" объем средств, предусмотренных в бюджете Республики Марий Эл на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2009 году, был снижен до 609 031 тыс. руб.
Материалами дела подтверждено и признано истцом, что по итогам исполнения бюджета Республики Марий Эл на 2009 год Министерством финансов Республики Марий Эл средства на выплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан были перечислены Территориальному фонду обязательного медицинского страхования в полном объеме (л.д. 72-75, 89).
Однако указанные взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сентябре - октябре 2009 года перечислялись Министерством финансов Республики Марий Эл с нарушением срока, установленного пунктом 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов. Данное нарушение было выявлено в ходе проведения истцом камеральной проверки плательщиков страховых взносов и отражено в акте N 3 от 12.10.2010 (л.д.45).
Данное обстоятельство послужило основанием для начисления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл пеней за несвоевременное перечисление средств на выплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за 01.10.2009 и за период с 27.10.2009 по 02.11.2009 в общей сумме 100 980 руб. 93 коп. (3679 руб. 53 коп.+97 301,40 руб.) (л.д. 5-14).
10.12.2010 истцом в адрес Министерства финансов Республики Марий Эл было направлено письмо исх. N 1296 и требование N2, согласно которым Министерству предлагалось уплатить задолженность по пеням. Указанный документ получен 13.12.2010 представителем учреждения, однако добровольно не исполнен (л.д. 43-44, 48-49).
Письмом N 14-15 от 13.01.2011 Министерство финансов Республики Марий Эл сообщило, что требование об уплате пеней является неправомерным. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.06.2010 по делу N А38-1263/2010 Республиканскому фонду обязательного медицинского страхования отказано в удовлетворении иска о взыскании пеней, начисленных за период с 26.01.2009 по 30.09.2009 за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан. Следовательно, предъявленные Фондом требования об уплате пеней за 01.10.2009 и за период с 27.10.2009 по 02.11.2009 также подлежат отклонению (л.д.50).
В связи с отказом Министерства финансов Республики Марий Эл уплатить пени за несвоевременное перечисление взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском о принудительном взыскании пеней в общей сумме 100 980 рублей 93 копеек.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991 N 1499-1 страхователями при обязательном медицинском страховании неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
На основании статьи 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение).
В пункте 3 Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Согласно абзацу 6 пункта 5 данного Положения органы исполнительной власти перечисляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения муниципального образования ежемесячно в размере 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм законодательства страхователями и плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что в силу статьи 9 Закона Республики Марий Эл от 02.12.2004 N 51-3 "Об охране здоровья граждан в Республике Марий Эл" страхователем по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Республики Марий Эл является Правительство Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл зарегистрировано в качестве страхователя в фонде (т.д.47), акт камеральной проверки плательщиков страховых взносов от 12.10.2010 N3 составлен в отношении Правительства Республики Марий Эл (л.д. 45), а не министерства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о ненадлежащем ответчике по рассматриваемому спору.
Доказательств отсутствия регистрации Правительства Республики Марий Эл в качестве юридического лица фондом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Материалы дела не содержат доказательств того, что Министерство финансов Республики Марий Эл является страхователем по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Республики, а также, что в отношении министерства фондом проведены мероприятия камерального контроля своевременности перечисления страховых взносов на неработающее население.
Статьей 21 Закона 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что основными полномочиями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации является обеспечение исполнения бюджета Российской Федерации.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств, формируют перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств, а также составляют, утверждают и ведут бюджетную роспись, распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Законом Республики Марий Эл от 01.12.2008 N 62-3 "О бюджете Республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Республиканский фонд обязательного медицинского страхования определен в качестве главного распорядителя, получателя средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Таким образом, на 2009 год средства на уплату страховых взносов на неработающее население предусмотрены соответствующим бюджетом, поэтому на отношения, связанные с перечислением страховых взносов в рамках исполнения соответствующей расходной статьи бюджета распространяются также и нормы бюджетного законодательства.
В силу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации все отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии со статьей 293 Бюджетного кодекса РФ неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования. Применение ответственности в виде начисления пеней на сумму неперечисленных или несвоевременно перечисленных бюджетных средств Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
Материалами по делу установлено, что бюджет Республики Марий Эл на 2009 год исполнен в полном объеме, у Министерства задолженность перед Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл отсутствует.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы фонда по изложенным в ней доводам.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Марий Эл правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
При распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы суд учитывает, что фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 стати 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.07.2011 по делу N А38-2053/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
М.Н.Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2053/2011
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Марий Эл, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РМЭ
Ответчик: Министерство финансов Республики Марий Эл, Министерство финансов РМЭ