г. Пермь
12 октября 2011 г. |
Дело N А60-17887/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ОАО "Уральский завод тяжелого машиностроения" (ОГРН 1026605620689, ИНН 6663005798) - Калашникова С.И. (дов. от 15.05.2011);
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ОГРН 1046603571740, ИНН 6608002549) - Коломейцева А.А. (дов. от 21.04.2011);
от третьего лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) - не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 августа 2011 года
по делу N А60-17887/2011,
принятое судьей Лихачевой Г.Г.,
по заявлению ОАО "Уральский завод тяжелого машиностроения"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области,
третье лицо: Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10),
о признании действий налогового органа незаконными,
установил:
ОАО "Уралмашзавод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившихся в отказе в проведении зачета излишне уплаченного за 2009 год ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ, в счет предстоящих платежей по НДС в сумме 1 166 399,22 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Инспекция считает, что в соответствии с письмом ФНС России от 10.12.2007 N 05-2-05/481@, налоговый орган обязан произвести возврат (зачет) переплаты по ЕСН в части страховых взносов в ФСС только в случае ошибочного перечисления налогоплательщиком суммы налога в бюджет в большем размере, то есть при наличии переплаты в денежном выражении; превышение расходов, производимых налогоплательщиком на цели государственного социального страхования, над суммой начисленного им налога, возмещает ФСС РФ.
Представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель налогоплательщика возразил против позиции налогового органа по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, в соответствии с которым оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
От третьего лица представитель не направлен в судебное заседание суда апелляционной инстанции; представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено согласие с выводами суда.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Уралмашзавод" 05.04.2011 обратилось с заявлением в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области с заявлением о проведении зачета излишне уплаченных сумм по ЕСН, зачисляемых в ФСС РФ, в размере 1 166 399,22 руб. в счет будущих платежей по НДС.
Инспекция письмом от 05.04.2011 сообщила заявителю о невозможности проведения данного зачета, поскольку не установлен факт излишнего перечисления налога.
Считая действия налогового органа, выразившиеся в отказе в проведении зачета, незаконными, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия факта переплаты налога, а также отсутствия оснований для отказа в ее возврате.
Данные выводы являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом положений гл. 24 Кодекса, действовавшей до дня вступления в силу п. 2 ст. 24 Закона N 213-ФЗ.
Соответственно, зачет или возврат суммы излишне уплаченного ЕСН за 2009 год после 01.01.2010 должен осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо взысканных налогов, пени, штрафов.
На основании подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
В силу п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Согласно п. 6, 7 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Из п. 8 ст. 78 Кодекса следует, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
На основании имеющихся в деле доказательств, в том числе акта сверки расчетов N 108 от 22.02.2011 между налоговым органом и налогоплательщиком, по состоянию на 01.01.2011 и акта сверки расчетов плательщика страховых взносов на обязательное социальное страхование по ЕСН за 2009 год, составленного 29.07.2011 между заявителем и ГУ СРО ФСС РФ (филиал N 10), исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено, что у Общества имеется переплата по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования, за 2009 год в сумме 1 166 399,22 руб.
При таких обстоятельствах, исходя из доказанности наличия у Общества переплаты по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования, за 2009 год, подачи им заявления о проведении зачета налога в Инспекцию в установленный срок, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для отказа налогоплательщику в зачете излишне уплаченных сумм ЕСН за 2009 год у Инспекции не имелось.
Из материалов дела усматривается, что переплата по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, возникла в связи с уплатой плательщиком авансовых платежей в полном объеме при наличии права на налоговый вычет, предусмотренный п.2 ст.243 НК РФ (в соответствующей редакции), то есть без уменьшения на самостоятельно произведенные расходы на цели государственного социального страхования, что свидетельствует о перечислении налога в денежном выражении в большем размере.
Кроме того, довод налогового органа о том, что он обязан произвести возврат (зачет) переплаты по ЕСН в части взносов в ФСС, только при наличии переплаты в денежном выражении, в остальных случаях - возврат (зачет) осуществляется органами ФСС, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (в редакции, действовавшей в спорный период), в компетенцию Фонда не входят полномочия по возврату излишне уплаченных сумм единого социального налога.
Исходя из изложенного, а также учитывая сходство правовой природы платежей в виде страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, не имеется оснований полагать, что в случае превышения расходов страхователя на цели государственного социального страхования над суммами исчисленного единого социального налога, подлежащими уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации порядок возврата сумм налога, отличается от порядка, предусмотренного пунктом 3 статьи 243 Кодекса.
При этом не имеет правового значения, что сумма начисленного единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, превышает сумму, уплаченную в фонд денежными средствами.
Законодателем в пункте 2 статьи 243 Кодекса предусмотрен специальный механизм компенсации страхователю произведенных им расходов на цели государственного социального страхования.
Отказ налогового органа в зачете страхователю части произведенных им самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования на основании того, что сумма исчисленного им единого социального налога в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, менее осуществленных им самостоятельно расходов, означает переложение на страхователя обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации как страховщика по выплате страхового обеспечения.
Кроме того, как указано выше, согласно статье 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 01.01.2010, осуществляются в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Следовательно, если за 2009 год, а также за более ранние периоды образовалась переплата по единому социальному налогу, то она подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 02.02.2010 N 03-04-07/7-5.
Указанная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 13.09.2011 N ВАС-9601/11 по делу N А40-59141/10-142-328.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы, который в силу п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 августа 2011 года по делу N А60-17887/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
С.Н.Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17887/2011
Истец: ОАО "Уралмашзавод", ОАО "Уральский завод тяжелого машиностроения"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области
Третье лицо: ГУ - СРО Фонда социального страхования РФ, ГУ - СРО Фонда социального страхования РФ филиал N10, ГУ СРО Фонд социального страхования РФ филиал N10
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9884/11