город Москва |
Дело N А40-50211/11-84-244 |
13 октября 2011 г. |
N 09АП - 24870/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 13.10.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей Б.С. Веклича, П.В. Румянцева
при ведении протокола секретарем судебного заседания Торопченковым,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Медведева Ивана Риммовича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2011
по делу N А40-50211/11-84-244, принятое судьей Сизовой О.В.
по заявлению Медведева Ивана Риммовича
к МИФНС России N 46 по г. Москве (ОГРН 1047796991550, 125373, Москва г. Походный проезд, домовладение 3, стр.2)
о признании незаконным решения от 22 апреля 2011 г.; признании пакета документов, поданного Медведевым И.Р. для государственной регистрации ООО "Метросмайл" 15.04.2011 г. (входящий N 140733А), соответствующим требованиям Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; обязании устранить допущенные нарушения; обязании сообщить в письменной форме в Арбитражный суд г. о действиях, предпринятых для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Медведева И.Р.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - Ермаков Д.А. по дов. от 21.09.2011 б/н;
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд г. Москвы обратился Медведев Иван Риммович с заявлением к МИФНС России N 46 по г. Москве о признании незаконным решения от 22 апреля 2011 г.; признании пакета документов, поданного Медведевым И.Р. для государственной регистрации ООО "Метросмайл" 15.04.2011 г. (входящий N 140733А), соответствующим требованиям Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; обязании устранить допущенные нарушения; обязании сообщить в письменной форме в Арбитражный суд г. о действиях, предпринятых для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Медведева И.Р.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Медведев И.Р. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание не явился заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Через канцелярию суда от Медведева И.Р. поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, которое было отклонено судом апелляционной инстанции (протокол судебного заседания от 11.10.2011 г.).
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, решением учредителя ООО "Метросмайл" Медведевым И.Р. принято решение N 1 от 06.04.2010 г.. об учреждении ООО "Метросмайл" (л.д.30-31).
15.04.2011 г. заявитель обратился в МИФНС N 46 с заявлением о государственной регистрации ООО "Метросмайл" (вх. N 140733А от 15.04.2011 г.).
Для государственной регистрации ООО "Метросмайл" заявителем представлены: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001; Решение N 1 от 06.04.2011 г. о создании ООО "Метросмайл"; Устав ООО "Метросмайл", утвержденный Решением N 1 от 06.04.2011 г., документ об уплате государственной пошлины за осуществление МИФНС N 46 действий по государственной регистрации юридического лица; заявление по форме N 26.2-1; приходный кассовый ордер N 6589; гарантийное письмо от 06.04.2011 г. (л.д.13).
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов.
В решении налогового органа от 22.04.2011 г., принятому по заявлению вх. N 140733А со ссылкой на пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ указано на то, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, соответствующее требованиям п. "д" ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому в едином государственном реестре юридических лиц, в числе прочих, содержаться сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам (л.д.12).
Указанное решение явилось основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно п. "а" ст.12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", согласно которому заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании предоставляется по форме Р11001.
В связи с вступлением в силу с 01.07.2009 г.. Федерального закона от 30.12.2008 г.. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, не соответствуют требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ. До утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений, налоговым органом рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.
Указанная рекомендация распространяется на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящих в порядке наследования (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ), в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью.
Согласно пункту 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 г.. N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г.. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", при рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в Реестр после 01.07.2009 г.., судам необходимо иметь в виду, что формы N Р1101 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации", N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г.. N 439, не позволяют реализовать требования Закона N 312-ФЗ, поэтому до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти внесение в Реестр регистрирующим органом записей на основании не указанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru (письмо ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@), само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.
Согласно Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, являющимся приложением к приказу ФНС России от 01.11.2004 г.. N САЭ-3-09/16@, все разделы и пункты заявлений подлежат обязательному заполнению, за исключением пунктов, специально оговоренных этими Методическими разъяснениями.
В соответствии с п. "а" ст.23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов.
При этом представление документа, который не содержит сведений, установленных законодательством Российской Федерации должно расцениваться как непредставление ненадлежащего документа, что в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ является основанием к отказу в государственной регистрации. Данный вывод согласуется с судебно-арбитражной практикой (Постановление ФАС МО от 28.09.2011 г. по делу N А40-5412/11-79-56).
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что заявитель представил в налоговый орган заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, которое не содержит сведений о размере долей в уставном капитале участников создаваемого общества.
Учитывая, что заявление по форме Р11001 не отвечает требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую ГК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 22.04.2011 г. соответствует действующему законодательству.
В связи с изложенным, довод заявителя о том, что он, являясь единственным учредителем юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью, вправе использовать любую форму для государственной регистрации юридического лица является необоснованным и судом апелляционной инстанцией отклоняется.
Ссылка заявителя на показания свидетеля старшего государственного налогового инспектора МИФНС России N 46 по г. Москве Хоревой Т.В. не подтверждает вывод о нарушении налоговым органом требований Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не свидетельствует о незаконности принятого налоговым органом решения.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно установил, что решение МИФНС России N 46 по г. Москве от 22.04.2011 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица вынесено в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Согласно п. 3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При принятии решения суд первой инстанции с учетом положений ст. 201 АПК РФ правомерно исходил из того, что на момент рассмотрения спора нарушение каких-либо прав и интересов заявителя отсутствует.
В связи с чем основания для признания решения незаконным; признания пакета документов, поданного Медведевым И.Р. для государственной регистрации ООО "Метросмайл" 15.04.2011 г. (входящий N 140733А), соответствующим требованиям Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; обязании устранить допущенные нарушения; обязании сообщить в письменной форме в Арбитражный суд г. о действиях, предпринятых для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Медведева И.Р. отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2011 по делу N А40-50211/11-84-244 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья: |
Н.Н. Кольцова Судьи: П.В. Румянцев |
|
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50211/2011
Истец: Медведев И. Р., Медведев Иван Риммович
Ответчик: ИФНС Россиии N46 по г. Москва, Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве