г. Тула |
|
13 октября 2011 г. |
Дело N А23-2463/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Объединенные птицефабрики"
на решение Арбитражного суда Калужской области от 12 августа 2011 года
по делу N А23-2463/2011 (судья Аникина Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Объединенные птицефабрики" (ОГРН 1034004405764, 115304, г. Москва, ул. Каспийская, д. 28 корп. 3, стр. 3)
к Управлению Федеральной миграционной службы по Калужской области (ОГРН 1054003090063, 248001, г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21)
о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2011 N 752,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Объединенные птицефабрики" (далее - заявитель, общество, ООО "Объединенные птицефабрики") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Калужской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2011 N 752.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 12.08.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое постановление об административном правонарушении признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания.
Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, от заявителя в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.156, 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 25.11.2010 по 13.12.2010 УФМС России по Калужской области на основании распоряжений начальника Управления от 25.11.2010 N 102 и от 03.12.2010 N 102/1 в целях соблюдения требований, правил и (или) порядка, установленных законодательством Российской Федерации в сфере миграции, в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России и ФМС России от 30.04.2009, проведена внеплановая выездная проверка предприятия, находящегося по адресу: г.Мещовск Калужской области, ул.Л.Толстого, 10, принадлежащего ООО "Объединенные птицефабрики".
В ходе проверочных мероприятий по указанному адресу выявлены нарушения, что отражено в акте проверки от 13.12.2010 N 102.
Управлением по материалам проверки составлен протокол от 21.03.2011 КЖ N 752 об административном правонарушении в отношении ООО "Объединенные птицефабрики".
Из акта проверки и протокола следует, что при проведении проверки 25.11.2010 в помещении (цехе) ООО "Объединенные птицефабрики" выявлен гражданин Республики Узбекистан Кенжаев Абдухоким Абдурахимович, 12.01.1989 года рождения, у которого была постановка на миграционный учет от принимающей стороны ООО "Объединенные птицефабрики" в Калужской области по адресу: г.Мещовск, ул.Л.Толстого, д.10 до 17.11.2010. По окончании срока временного проживания гражданин Кенжаев А.А. не выехал из Российской Федерации, в связи чем нарушил режим пребывания (проживания) и незаконно осуществлял трудовую деятельность на предприятии. Данное нарушение отражено в акте проверки от 13.12.2010 N 102.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление от 23.05.2011 N 752 о привлечении ООО "Объединенные птицефабрики" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Считая незаконным и необоснованным постановление об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
Согласно статье 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Учету по месту пребывания подлежат: временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в местопребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказании.
В силу части 1 статьи 22 Закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации в силу пункта 7 части 1 статьи 2 Закона N 109-ФЗ признается, в частности, юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ установлена ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.
Из системного толкования названных норм материального права следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.9 КоАП, является в том числе и организация, являющаяся принимающей стороной для иностранного гражданина или лица без гражданства.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении.
Факт предоставления обществом жилого помещения и места работы гражданину р.Узбекистан Кенжаеву А.А., который находился на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка, подтверждается актом проверки от 13.12.2010 N 102, объяснениями от 03.12.2010 и 16.12.2010, протоколами опроса от 25.11.2010, постановлениями по делу об административном правонарушении от 29.11.2010, протоколом об административном правонарушении от 21.03.2011 N 752.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.18.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая, что административным органом не представлено доказательств, подтверждающих, что общество повторно совершило однородное правонарушение и за совершение первого административного правонарушения оно уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое постановление незаконным и подлежащим изменению в части назначения наказания.
При этом обществу назначено минимальное наказание в рамках санкции ч.3 ст.18.9 КоАП РФ - штраф в размере 250 000 руб.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о нарушении Управлением процедуры проведения проверки, судебная коллегия исходит из следующего.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 30.04.2009 N 338/97 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее - Регламент).
Пункт 37 Регламента содержит последовательность действий при проведении выездной проверки.
В соответствии с пунктом 38 Регламента полномочия сотрудников, проводящих проверку, подтверждаются служебными удостоверениями и распоряжением о проведении проверки.
В начале проведения проверки сотрудник, проводящий проверку, объявляет распоряжение о проведении проверки и вручает представителю объекта проверки копию распоряжения о проведении проверки. На оригинале распоряжения о проведении проверки, остающемся у сотрудника, проводящего проверку, представитель проверяемого объекта проставляет отметку о получении копии с подписью и с указанием своей должности (иного подтверждения своего статуса представителя), фамилии, имени и отчества, а также даты получения копии. Подписанный представителем проверяемого объекта оригинал распоряжения приобщается к материалам проверки.
В случае отказа представителя проверяемого объекта от получения копии распоряжения о проведении проверки в оригинале распоряжения о проведении проверки делается соответствующая запись.
Из представленных в материалы дела документов следует, что распоряжением от 25.11.2011 N 102 назначено проведение проверки в отношении заявителя и установлен срок для ее проведения с 25.11.2010 по 03.12.2010 (включительно). С данным распоряжением ознакомлен генеральный директор общества, о чем имеется соответствующая отметка (т.1, л.д.42).
Распоряжением от 03.12.2010 N 102/1 срок проведения проверки продлен с 03.12.2010 по 13.12.2010 (включительно). Копия данного распоряжения получена начальником отдела кадров общества 03.12.2010, о чем также свидетельствует отметка на распоряжении (т.1, л.д.43).
Таким образом, Управлением выполнено требование п.37 Регламента, так как копии распоряжений о проведении проверки вручены представителям общества в день выезда на проверяемый объект, т.е. 25.11.2010 и 03.12.2010 соответственно.
При таких обстоятельствах у общества отсутствовали законные основания полагать, что проверочные мероприятия в отношении него завершены 03.12.2010.
Относительно довода апелляционной жалобы о нарушении сроков составления акта проверки от 13.12.2010 N 102 суд апелляционной инстанции отмечает, что Регламентом не предусмотрен конкретный срок для составления данного процессуального документа.
Акт проверки составлен в пределах срока проведения проверки. В тексте акта имеется отметка о том, что его копия выслана обществу заказным письмом (т.1, л.д.46). Кроме того, в материалы дела представлено сопроводительное письмо от 14.12.2010 N 6/1540, подтверждающее направление копии акта в адрес заявителя (т.1, л.д.47).
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что само по себе нарушение сроков составления акта проверки в данном случае не является безусловным основанием для признания оспоренного постановления административного органа незаконным, протокол составлен и оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Кроме того судебная коллегия обращает внимание на тот факт, что законность акта проверки от 13.12.2010 N 102 являлась предметом рассмотрения арбитражного дела N А23-146/2011. Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.05.2011, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011, в удовлетворении заявления ООО "Объединенные птицефабрики" о признании незаконным указанного акта проверки отказано.
В соответствии с положениями ч.2 ст.69 АПК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данное обстоятельство, установленное арбитражным судом в рамках дела N А23-146/2011, имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Таким образом, нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
Пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, не установлено.
Кроме того, применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, полно и всесторонне их исследовал, дал им надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 12.08.2011 по делу N А23-2463/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2463/2011
Истец: ООО Объединенные птицефабрики
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Калужской области, УФМС РОССИИ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ