г. Санкт-Петербург
13 октября 2011 г. |
Дело N А26-186/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей И.А. Сериковой, И.А. Тимухиной,
при ведении протокола судебного заседания: С.Ю. Суюнчалиевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14761/2011) Администрации Петрозаводского городского округа (185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2; ОГРН 1021000538481)
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.07.11г. по делу N А26-186/2011 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО "Белый камень"
к Администрации Петрозаводского городского округа
3-и лица: 1 - Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд,
2 - ООО "Межрегиональный центр экономического развития"
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии:
от заявителя: представителя Яковлевой О.Л. по доверенности от 22.09.2011,
от ответчика: представителя Крупица О.В. по доверенности от 10.01.2011,
от 3-их лиц: представители не явились, уведомлены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Белый камень" (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 50, оф. 61; ОГРН 1081001005403) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным отказа Администрации Петрозаводского городского округа (185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2; ОГРН 1021000538481) (далее - Администрация) в принятии решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, изложенного в письме N 1.1-38-124 от 15.10.2010.
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции Общество заявило об уточнении требования, просит суд признать недействительным отказ Администрации в предварительном согласовании места размещения объекта, изложенный в письме N 1.1-38-124 от 15.10.2010, и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в семидневный срок с момента вступления решения по делу в законную силу решения о предварительном согласовании места размещения объекта - гостиничного комплекса по адресу: г.Петрозаводск, ул.Муезерская, общей площадью 29 366 кв.м.: участок N 1 в кадастровом квартале 10:01:11 01 09 площадью 20 137 кв.м.; участок N 2 в кадастровом квартале 10:01:11 01 08 площадью 9 229 кв.м.
Заявленное уточнение принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Кроме того, при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (далее - Комитет) и Общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональный центр экономического развития" (далее - Центр).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация просит суд решение от 01.07.2011 отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать, ссылаясь на то, что Администрации предоставлены полномочия по определению процедуры предоставления земельного участка для строительства, решение Администрации предоставить земельный участок по результатам проведения торгов не противоречит действующему законодательству. Кроме того, Администрация указывает на то, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов Общества.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционного суда против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы, изложенные при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, ссылаясь на нарушение Администрацией положений статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и Административного регламента Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена.
Представители Комитета, Центра в судебное заседание апелляционного суда не явились, дело слушалось в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей Общества и Администрации, апелляционный суд установил следующее.
Общество 06.08.2008 обратилось в Министерство природных ресурсов Республики Карелия с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - гостиничного комплекса из земель населенных пунктов с дальнейшим предоставлением земельного участка в аренду для строительства, расположенного по ул. Муезерской в г.Петрозаводске, ориентировочной площадью 2,7 га.
Письмом от 29.06.2009 N ВМ-21/6861 Министерство природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) обратилась к Администрации с просьбой рассмотреть вопрос о возможности формирования земельного участка, расположенного в районе пересечения ул.Муезерской - ул.Пионерской, площадью 39 000 кв.м., для размещения гостиничного комплекса.
В письме от 04.09.2009 N 04-13-1180/8-2 Администрация сообщила Министерству о возможности формирования земельного участка для размещения гостиничного комплекса в районе ул.Муезерской - ул.Пионерской меньшей площадью 29 000 кв.м. в связи с предусмотренным Генеральным планом г.Петрозаводска прохождением в данном районе транзитной грузовой магистрали городского значения, в связи с чем письмом от 21.09.2009 N ВМ-21/9758 Министерство сообщило Обществу о невозможности формирования земельного участка испрашиваемой площадью 39 000 кв.м.
01.12.2009 первым заместителем главы Администрации Петрозаводского городского округа был согласован акт выбора земельного участка для строительства гостиничного комплекса общей площадью 29 366 кв.м, в том числе участок N 1 площадью 20 137 кв. в кадастровом квартале 10:01:11 01 09 и участок N 2 площадью 9 229 кв.м в кадастровом квартале 10:01:11 01 08 (далее - земельный участок). 29.12.2009 постановлением Администрации N 3627 на основании ходатайства Общества утверждена схема расположения земельного участка для размещения гостиничного комплекса.
В связи с вступлением в законную силу Закона Республики Карелия от 28.06.2010 N 1397 "О признании утратившим силу Закона Республики Карелия "О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена" с 19.07.2010 полномочия по распоряжению земельными участками на территории Петрозаводского городского округа осуществляет орган местного самоуправления.
Письмом от 15.10.2010 N 1.1-38-124 Администрация со ссылкой на вступившие в действие Правила землепользования и застройки уведомила Общество о том, что предоставление земельных участков на территории Петрозаводского городского округа осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов на торгах, что послужило основанием для принятия Администрацией решения о формировании испрашиваемого Обществом земельного участка для предоставления его по итогам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков.
Ссылаясь на то, что отказ Администрации предоставить Обществу спорный земельный участок в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта противоречит положениям Земельного кодекса РФ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным изложенного в письме N 1.1-38-124 от 15.10.2010 отказа Администрации в предварительном согласовании места размещения объекта, а также об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в семидневный срок с момента вступления решения по делу в законную силу решения о предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса по указанному адресу.
Апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении заявления подлежащим отмене ввиду следующего.
Испрашиваемый Обществом земельный участок относится к земельным участкам, право государственной собственности на который не разграничено.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 29 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В спорных правоотношениях таким уполномоченным органом в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" является Администрация.
Предоставление земельного участка для строительства регламентировано ст. 30 Земельного кодекса РФ и предусматривает два порядка осуществления такого предоставления:
- без предварительного согласования мест размещения объектов,
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом положения названной статьи, а также ст. 31 Земельного кодекса РФ не предусматривают безусловной обязанности уполномоченного органа принять по результатам рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта только положительное решение.
Следовательно, выбор варианта процедуры предоставления земельного участка для строительства (с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта) относится к полномочиям Администрации.
До 19.07.2010 на основании Закона Республики Карелия от 28.02.2007 г. N 1060-ЗРК "О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена" функции по управлению и распоряжению такими земельными участками осуществляло Министерство природных ресурсов Республики Карелии.
Вследствие отмены названного закона Министерством природных ресурсов РК были переданы в Администрацию все нерассмотренные им заявления о предоставлении земельных участков.
По мнению апелляционного суда, обжалуемый отказ Администрации в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке соответствует Правилам землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского совета от 11.03.2010 г. N 26/38-771 (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 1.2. п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В рамках своих полномочий Петрозаводским городским советом были утверждены вышеуказанные Правила, которые вступили в силу 08.04.2010.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Правил предоставление земельных участков для строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов.
Правила являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, обязательным для применения органами местного самоуправления.
Таким образом, отказ Администрации в принятии решения о предварительном согласовании Обществу места размещения объекта на спорном земельном участке не нарушает норм Земельного кодекса РФ и отвечает требованиям Правил.
Также при рассмотрении настоящего спора апелляционный суд исходит из следующего.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Земельным кодексом РФ срок (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
После определения участка или участков, подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Как следует из материалов дела, по спорному земельному участку в Администрацию поступили две заявки о предварительном согласовании места размещения гостиничного комплекса - от Центра и от Общества.
По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции неправомерно обязал Администрацию принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта без соблюдения установленных Кодексом публичных процедур, при том, что устранение нарушения интересов Общества, в том случае, если оно имело место, не должно приводить к предоставлению ему не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц.
При этом не имеет правового значения и приоритет Общества по сроку подачи им заявки о предоставлении конкретного земельного участка для строительства объекта с предварительным согласованием места его размещения.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Кроме того, апелляционный суд считает, что оспариваемый отказ Администрации не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Принятое Администрацией решение о предоставлении земельного участка посредством проведения аукциона не препятствует Обществу принять в нем участие на равных с другими претендентами основаниях.
Согласно статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 13 Гражданского кодекса РФ основанием для признания незаконными решений органов местного самоуправления является одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным решением прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В рассматриваемом случае оба названных условия отсутствуют.
На основании изложенного решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Общества следует отменить, в удовлетворении заявления Общества - отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.07.2011 по делу N А26-186/2011 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Белый камень" (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 50, оф. 61; ОГРН 1081001005403) отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-186/2011
Истец: ООО "Белый Камень"
Ответчик: Администрация Петрозаводского городского округа
Третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, ООО "Межрегиональный центр экономического развития"
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14761/11