г. Саратов |
дело N А12-7885/2011 |
14 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 августа 2011 года
по делу N А12-7885/2011, принятое судьей Стрельниковой Н.В.,
по заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (г. Волгоград)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г.Волгоград),
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2011 г.. отказано в удовлетворении требований муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - МУПП "ВМЭС", Предприятие) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС России по Волгоградской области, Управление) от 29.04.2011 г.. о наложении штрафа по делу N 11-01-9.15-04/158 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС России по Волгоградской области считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления контроля раскрытия субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации), УФАС России по Волгоградской области в адрес МУПП "ВМЭС" направлен запрос (исх. 04-16/1034 от 18.02.2011 г..) о предоставлении информации, а именно сведений о раскрытии информации, указанной в Стандартах раскрытия информации, за периоды с 01 01.2010 г.. по 31.12.2010 г..; с 01.01.2011 г.. по 31.01.2011 г.. (в отношении информации, для которой отчетным периодом раскрытия является 1 месяц и более короткий срок).
Письмо от 01.03.2011 г.. N ВМЭС/0720-11 МУПП "ВМЭС" сообщило Управлению о том, что Общество раскрывает информацию, указанную в п. 9 и Разделе II Стандартов на официальном сайте в Интернете http:// vmes.ru/; http://вмэс.рф/;/; http://мупп вмэс.рф/.
В адрес Управления не была представлена копия официального печатного издания, с опубликованной в 2010 году информацией, предусмотренной п. 9 Стандартов раскрытия информации, а на официальном сайте МУПП "ВМЭС" была опубликована не вся информация, предусмотренная Стандартами раскрытия информации, поскольку отсутствуют сведения:
- об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии за 3 и 4 квартал, что является нарушением абз. 15 подп. "б" п. 11 и п. 12 Стандартов раскрытия информации;
- о поданных заявках на технологическое присоединение, о количестве поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения за период с 01 января 2010 года по 31 июля 2010 года;
В сведениях о заключенных договорах на технологическое присоединение, размещенных на официальном сайте (в файле "перечень заявок 2010 г.."), отсутствует информация о присоединяемом объеме мощности, сроках и стоимости по каждому договору отдельно за период с 1 января 2010 года по 31 июля 2010 года (нарушение подп. "к" п. 11 и п. 12 Стандартов раскрытия информации в ред. от 21.04.2009, действовавшей до 24.08.2010);
- о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности;
в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше за период с августа 2010 по январь 2011 года включительно (нарушение подп. "в" п. 11 и п. 11(1) Стандартов раскрытия информации в ред. от 09.08.2010, вступившей в силу 24.08.2010).
По данному факту 04.04.2011 г.. УФАС России по Волгоградской области в отношении МУПП "ВМЭС" был составлен протокол N 11-01-9.15-04/158 об административном правонарушении по ст. 9.15 КоАП РФ.
29.04.2011 г.. Управлением вынесено постановление о наложении штрафа по делу N 11-01-9.15-04/158 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
МУПП "ВМЭС" оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, исходил из наличия в действиях Общества вменяемого ему в вину административного правонарушения, процессуальных нарушений административным органом при привлечении Общества к административной ответственности не допущено.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Статьей 9.15 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 г.. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти, в том числе, осуществляют: утверждение стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих стандартов.
Согласно п. 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); - опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), где информация размещается в полном объеме (п. 3(1) Стандартов раскрытия информации).
На основании п. 3(2) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем:
а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий;
в) предоставления по письменному запросу потребителей.
Таким образом, порядок и способы раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися субъектами естественных монополий, регулируется специальной нормой, в которой прямо указано на необходимость размещать подлежащую раскрытию информацию на официальных сайтах в сети Интернет.
Пункт 3 Стандартов раскрытия информации регулирует порядок и способы раскрытия информации иными субъектами рынков электрической энергии и не применяется к субъектам, осуществляющих деятельность в электроэнергетике в качестве субъектов естественных монополий ввиду наличия специальной нормы, регулирующей данный вид отношений.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Частью 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике установлено, что субъектами розничных рынков являются, в том числе, территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии, под которыми понимаются коммерческие организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ст. 3).
В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 4 Закона о естественных монополиях).
Согласно Уставу МУПП "ВМЭС" одним из видов деятельности Общества является передача электроэнергии и ее распределение.
В силу п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях Общество осуществляет свою производственную деятельность по передаче электрической энергии, которая относиться к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В связи с чем, МУПП "ВМЭС", выступая в качестве субъекта розничных рынков электрической энергии, обязано раскрывать установленную информацию в порядке и способами, предусмотренными Стандартами раскрытия информации и Законом о естественных монополиях, в том числе и на официальном сайте в сети Интернет.
Между тем материалами дела подтверждается, что на официальном сайте МУПП "ВМЭС" отсутствует следующая информация:
- об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии за 3 и 4 квартал, что является нарушением абз. 15 подп. "б" п. 11 и п. 12 Стандартов раскрытия информации, обязывающих сетевые организации размещать данную информацию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Операции, ежеквартально;
- о поданных заявках на технологическое присоединение, о количестве поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения за период с 01 января 2010 года по 31 июля 2010 года;
В сведениях о заключенных договорах на технологическое присоединение, размещенных на официальном сайте (в файле "перечень заявок 2010 г.."), отсутствует информация о присоединяемом объеме мощности, сроках и стоимости по каждому договору отдельно за период с 1 января 2010 года по 31 июля 2010 года, что является нарушением подп. "к" п. 11 и п. 12 Стандартов раскрытия информации в ред. от 21.04.2009, действовавшей до 24.08.2010, предусматривающих обязанность сетевых организаций размещать указанную в п. 2 настоящего Постановления информацию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет не реже одного раза в месяц;
- о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности;
в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше за период с августа 2010 по январь 2011 года включительно, что является нарушением подп. "в" п. 11 и п. 11(1) Стандартов раскрытия информации в ред. от 09.08.2010, вступившей в силу 24.08.2010, обязывающих сетевые организации раскрывать вышеуказанную информацию в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежемесячно.
В соответствии с п. 9, п. 10 Стандартов раскрытия информации в ред. 21.04.2009 г. годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
В нарушение п. 9, п. 10 Стандартов раскрытия информации в ред. 21.04.2009 г. МУПП "ВМЭС" в 2010 году не была опубликована годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность в официальном печатном издании
Кроме того, пункт 5 Стандартов раскрытия информации устанавливает обязанность субъектов рынков электрической энергии хранить раскрытую информацию в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 22.01.2010 N 27, зарегистрированным в Минюсте РФ 24.03.2010 N 16716 утвержден Порядок хранения раскрытой информации объектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - Порядок хранения).
В соответствии с п. 1.2 Порядка хранения субъекты рынков электрической энергии обязаны хранить раскрытую ими в соответствии со Стандартами информацию в соответствии с настоящим Порядком.
Как следует из п. 2.2 Порядка хранения обеспечение сохранности официальных печатных изданий, содержащих раскрытую информацию, осуществляется путем хранения экземпляра печатного средства массовой информации либо его нотариально заверенной копии.
Обеспечение сохранности документов, опубликованных в электронных средствах массовой информации, осуществляется путем:
создания электронных архивных документов;
перенесения документа, опубликованного в электронных средствах массовой информации, на материальный носитель с указанием адреса электронного средства массовой информации, на котором осуществлялось опубликование, даты опубликования, даты перенесения документа на материальный носитель, и заверения такового документа в установленном порядке субъектом рынка электрической энергии (п. 2.3 Порядка хранения).
УФАС России по Волгоградской области в суде первой инстанции указывало на то, что в ходе производства по делу об административном правонарушении Управлением неоднократно запрашивались копии официальных печатных изданий и материальные носители с опубликованной в 2010 году информацией, отсутствие которой вменялось обществу, однако вышеуказанные сведения в адрес Управления Обществом представлены не были.
Также доказательства раскрытия информации не были представлены Обществом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества вменяемого ему в вину административного правонарушения, выразившихся в несоблюдении обязанностей по раскрытию информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации.
С учетом обстоятельств рассматриваемого дела, принимая во внимание то, что Общество имело реальную возможность для надлежащего выполнения предусмотренной обязанности по раскрытию информации, но не приняло все зависящие от него меры по ее соблюдению, суд первой инстанций сделал правильный вывод о наличии вины МУПП "ВМЭС" в совершенном им административном правонарушении и о правомерном его привлечении к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности Управлением не допущено.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 августа 2011 года по делу N А12-7885/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7885/2011
Истец: МУПП "ВМЭС", МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7134/11