г. Тула
13 октября 2011 г. |
Дело N А09-3217/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 26.07.2011 по делу N А09-3217/2011 (судья Мишакин В.А.)
по заявлению ОАО "Константа", ЗАО "Кремний-Маркетинг", ЗАО "К-СТС"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителей: Кузнецова С.И. по доверенности,
от ответчиков: Козулиной А.Н. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Кремний-Маркетинг", открытое акционерное общество "Константа", закрытое акционерное общество "К-СТС" обратились в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Агентство), выразившихся в отказе в приятии решения о приватизации закрытым акционерным обществом "Кремний-Маркетинг", открытым акционерным обществом "Константа", закрытым акционерным обществом "К-СТС" земельного участка площадью 7221 кв.м. кадастровый номер 32:28:032201:67, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, в отказе от направления проекта договора купли-продажи земельного участка 7221 кв.м кадастровый номер 32:28:032201 :67, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, и возврате документов на доработку (с учетом уточнения).
Решением суда первой инстанции от 26.07.2011 требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - Управление) обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Общество возражало против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, заявителям принадлежат на праве собственности находящиеся на земельном участке площадью 7221 кв.м кадастровый номер 32:28:032201 :67, расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, объекты недвижимого имущества, в том числе:
- лабораторно-бытовой корпус N 18 ЛБК, общей площадью 9849,2 кв.м, условный номер: 32-32-01/003/2006-849, в котором на праве общей долевой собственности ЗАО "Кремний-Маркетинг" принадлежит 269/49246 доли в праве, ОАО "Константа" принадлежит 48977/49246 доли в праве;
- нежилое помещение Ш (корпус N 18 "Стилобатная часть"), общей площадью 5757,4 кв.м., условный номер: 32-32-01/062/2008-750, принадлежащее ОАО "Константа";
- здание корпуса N 11, общей площадью 1616,6 кв.м, условный номер 32:28:3:0:2:103:К:0, в котором на праве общей долевой собственности ЗАО "К-СТС" принадлежит 19/100 доли в праве, ОАО "Константа" принадлежит 81/100 доли в праве.
Данный земельный участок используется на основании договора аренды от 21.04.2003 N 24496, заключенного ОАО "Константа" с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Брянска на срок с 01.05.2003 г. по 01.05.2048 г. с учетом дополнительного соглашения к нему от 8 февраля 2010 г. N 35.
26.07.2010 заявители направили в Управление заявку на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 7221 кв.м. кадастровый номер 32:28:032201:67, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, с приложением документов, указанных в Перечне, утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли от 30 октября 2007 г. N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
В установленный пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ месячный срок уполномоченным органом решение (распоряжение) о приватизации земельного участка принято не было.
При этом письмом от 02.08.2010 исх. N 04-4788 Управление проинформировало заявителей, что заявки на приватизацию и приложенные к ним пакеты документов направлены на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Письмом от 11.02.2011 N 05-823 Управление возвратило заявителям пакет документов по земельному участку с кадастровым номером 32:28:032201:67 для доработки в связи с тем, что Агентство письмом от 25.01.2011 N ПП-10/1447 сообщило о невозможности принятия решения о приватизации данного участка и вернуло документы для доработки.
Из названного письма Агентства следует, что основанием для отказа в принятии решения о приватизации земельного участка кадастровый номер 32:28:032201 :67 послужили следующие обстоятельства:
- сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте земельного участка от 2.07.2010 N 3228/204/10-0320, не позволяют идентифицировать нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, а также сделать вывод о наличии (отсутствии) на земельном участке объектов, принадлежащих третьим лицам;
- в письме ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 30.06.2010 г. N 897 отсутствуют сведения об условных или кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в пределах данного земельного участка, что не позволяет идентифицировать нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости заявителей, а также сделать вывод о наличии или отсутствии на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам;
- согласно выписке из ЕГРП от 30.03.2010 г. N 01/018/2010-165 в собственности заявителей находится нежилое помещение III (корпус N 18 "Стилобатная часть"), однако в пакете документов отсутствуют сведения об общей площади объекта недвижимости, в котором находится нежилое помещение заявителей, что не позволяет сделать вывод об отсутствии в данном здании помещений, находящихся в собственности третьих лиц.
Не согласившись с названным отказом, заявители обратились в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г.. N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Положениями п. 3, 4 ст. 28 Федерального закона РФ от 21.12. 2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Собственники расположенных на неделимом земельном участке объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При этом случаи, когда возможен отказ в приватизации земельного участка, установлены в п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. К указанным случаям относятся:
- изъятие земельных участков из оборота;
- установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков;
- резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что заявителями в Агентство представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Доказательств наличия предусмотренных п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" оснований для отказа в приватизации спорного земельного участка суду не представлено.
В качестве оснований для отказа в принятии решения о приватизации спорного имущества ответчики ссылаются на следующие обстоятельства.
- сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте земельного участка от 2.07.2010 N 3228/204/10-0320, не позволяют идентифицировать нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, а также сделать вывод о наличии (отсутствии) на земельном участке объектов, принадлежащих третьим лицам;
- в письме ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 30.06.2010 г. N 897 отсутствуют сведения об условных или кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в пределах данного земельного участка, что не позволяет идентифицировать нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости заявителей, а также сделать вывод о наличии или отсутствии на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам;
- согласно выписке из ЕГРП от 30.03.2010 г. N 01/018/2010-165 в собственности заявителей находится нежилое помещение III (корпус N 18 "Стилобатная часть"), однако в пакете документов отсутствуют сведения об общей площади объекта недвижимости, в котором находится нежилое помещение заявителей, что не позволяет сделать вывод об отсутствии в данном здании помещений, находящихся в собственности третьих лиц.
Эти же основания изложены Управлением в своей апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа заявителям в приватизации спорного имущества.
Так, ни в письме Агентства от 25.01.2011 исх. N ПП-10/1447, ни в апелляционной жалобе не раскрывается, в чем именно заключается неполнота сведений кадастрового паспорта на земельный участок от 2.07.2010 N 3228/204/10-0320.
Судом установлено, что предоставленный кадастровый паспорт по своему содержанию полностью соответствует приказу Министерства юстиции от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка".
При этом, согласно указанному Приказу сведения об обременениях земельного участка, включая части земельного участка, занятые расположенными на нем объектами недвижимости, указываются на листе В.З.
Лист В.З кадастрового паспорта от 02.07. 2010 N 3228/204/10-0320 содержит сведения обо всех имеющихся обременениях, в том числе:
- объектах недвижимости, расположенных на данном земельном участке, включая лабораторно-бытовой корпус N 18 ЛБК, усл. номер: 32-32-01/003/2006-849; нежилое помещение 111 (корпус N 18 "Стилобатная часть"), усл. номер: 32-32-01/062/2008-750; здание корпуса N 11, условный номер 32:28:3:0:2:103:К:0;
- зарегистрированном праве аренды земельного участка в пользу ОАО "Константа".
Таким образом, расположенные на земельном участке строения указаны с их условными номерами, что соответствует п.2 ст. 7 Федерального закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" в части указания государственного учетного номера недвижимости (кадастрового, инвентарного или условного).
Предоставленные вместе с заявкой на приватизацию выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также копии свидетельств о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке, в которых также указаны условные номера данных объектов, совпадающие с содержанием листа В.З кадастрового паспорта, позволяют установить, что все объекты недвижимости принадлежат заявителям, иных объектов, принадлежащих третьим лицам, на земельном участке нет.
Вывод об отсутствии на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, также подтверждается письмом ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 30.06.2010 исх. N 897, согласно которому иные объекты недвижимости (помимо вышеперечисленных) на земельном участке отсутствуют.
Данный документ подтверждает расположение на земельном участке объектов недвижимости, перечисленных в листе В.З кадастрового паспорта на земельный участок, и отсутствие иных объектов недвижимости.
Доводы об отсутствии в письме ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 30.06.2010 г. N 897 сведений об условных или кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в пределах данного земельного участка, отклоняются, поскольку данные сведения указаны в иных документах, представленных заявителями. Кроме того, суд отмечает, что предоставление письма органа, осуществляющего техническую инвентаризацию, приказом от 30 октября 2007 г. N 370 не предусмотрено.
Расположение объектов недвижимости на земельном участке отражено на листах N N 2, 8, 9, 10 кадастрового паспорта от 2 июля 2010 г. N 3228/204/10-0320, таким образом, довод Агентства об отсутствии таких сведений является несостоятельным.
В материалы дела также представлен акт проверки порядка использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных по адресу: Брянская область, город Брянск, улица Красноармейская, 103, составленный 28 января 2011 г. сотрудниками Управления.
Из пункта 1.2 акта проверки следует, что земельный участок площадью 7221 кв.м, кадастровый номер 32:28:032201:67, является федеральной собственностью, основанием возникновения права Российской Федерации является постановление Правительства РФ от 11 августа 2005 г. N 1203 N 1203-р. Указанный земельный участок предоставлен ОАО "Константа" на основании договора аренды N 24496 от 21 апреля 2003.
Из пункта 2.2 акта от 28 января 2011 г. следует, что в результате проверки на местности и визуального осмотра земельного участка установлено расположение на земельном участке объектов недвижимости, указанных в листе В.3 кадастрового паспорта от 02 июля 2010 г. N 3228/204/10-0320, которые принадлежат заявителям. Иных объектов недвижимости, расположенных в границах земельного участка, комиссией не выявлено. В ходе составления акта проверки изготовлены план-схемы и фотографии.
Суд также не может согласиться с доводом ответчиков о том, что согласно выписке из ЕГРП от 30.03.2010 г. N 01/018/2010-165 в собственности заявителей находится нежилое помещение III (корпус N 18 "Стилобатная часть"), однако в пакете документов отсутствуют сведения об общей площади объектов недвижимости, в котором находится нежилое помещение заявителей, что не позволяет сделать вывод об отсутствии в данном здании помещений, находящихся в собственности третьих лиц.
Из представленных при подаче заявки на приватизацию документов: кадастрового паспорта от 02 июля 2010 г. N 3228/204/10-0320 и письма ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 30.06.2010 г. N 897 следует вывод об отсутствии на земельном участке иных помещений, которые бы в совокупности с нежилым помещением III, общей площадью 5757,4 кв.м. могли образовывать целое здание, поэтому общая площадь здания, в котором расположено нежилое помещение III, не имеет значения.
Из указанных выше документов следует, что на земельном участке с кадастровым номером 32:28:032201:67 находятся только 3 объекта недвижимости:
- лабораторно-бытовой корпус N 18 ЛБК условный. номер: 32-32-01/003/2006-849;
- нежилое помещение III (корпус N 18 "Стилобатная часть"), условный номер: 3232-01/062/2008-750;
- здание корпуса N 11, условный номер 32:28:3:0:2:103:К:0.
Следовательно, на земельном участке площадью 7221 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201 :67 отсутствуют какие-либо иные помещения, которые бы в совокупности с нежилым помещением III образовывали бы здание, и обременяли данный земельный участок правами третьих лиц.
В подтверждение данного вывода в суд представлена справка ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" от 06 мая 2011 г. исх. N 2-7/4229.
Из указанной справки следует вывод о том, что здание корпуса 18 ("Стилобатная часть") состоит из 3-х нежилых помещений;
- нежилое помещение N I общей площадью 453,8 кв.м, принадлежащее ЗАО "Кремний-Маркетинг", расположенное на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032201:58 площадью 982 кв.м.;
- нежилое помещение N II общей площадью 415,4 кв.м., принадлежащее ЗАО "Кремний-Маркетинг", расположенное на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032201:31 площадью 903 кв.м.;
- нежилое помещение N III общей площадью 5757,4 кв.м., принадлежащее ОАО "Константа", расположенное на земельном участке с кадастровым номером 32:28:0032201:67 площадью 7221 кв.м; часть нежилого помещения N III расположена под нежилым помещением N I N II.
Таким образом, здание корпуса 18 ("Стилобатная часть") расположено на 3 -х земельных участках, при этом на земельном участке площадью 7221 кв.м с кадастровым номером 32:28:032201 :67 расположено только нежилое помещение N III общей площадью 5757,4 кв.м. из состава данного здания.
В соответствии с п. 4 с. 28 Федерального закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке. Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
При подаче заявки на приватизацию заявителями предоставлены документы, подтверждающие, что находящиеся на земельном участке объекты недвижимости приобретены в ходе приватизации указанных объектов из государственной собственности.
Кроме того, заявителями при подаче заявки на приватизацию дополнительно предоставлен расчет площади земельных участков, необходимых для эксплуатации производственных корпусов, цехов, мастерских по ул. Красноармейской, 103 в Советском районе г. Брянска, выполненный ГУП "Брянсккоммунпроект", из которого следует, что площадь земельного участка площадью 7221 кв.м, кадастровый номер 32:28:032201 :67, испрашиваемого для приватизации, является необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке.
При таких обстоятельствах действия Агентства, выразившиеся в отказе в принятии решения о приватизации открытым акционерным обществом "Константа", закрытым акционерным обществом "Кремний-Маркетинг", закрытым акционерным обществом "К-СТС" земельного участка площадью 7221 кв.м, кадастровый номер 32:28:032201:67, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, в отказе от направления проекта договора купли-продажи земельного участка 7221 кв.м, кадастровый номер 32:28:032201:67, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Красноармейская, 103, и возврате документов на доработку, правомерно признаны незаконными судом первой инстанции.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 26.07.2011 по делу N А09-3217/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3217/2011
Истец: ЗАО "Кремний-Маркетинг", ЗАО "К-СТС", ОАО "Константа"
Ответчик: ТУФА по управлению государственным имуществом в Брянской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7090/12
03.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5419/11
13.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4548/11
26.07.2011 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-3217/11