г. Москва |
Дело N А40-19707/11-99-87 |
17.10.2011
|
N 09АП-21785/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей Л.Г. Яковлевой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2011
по делу N А40-19707/11-99-87, принятое судьей Г.А. Карповой
по заявлению ОАО "ПО "МЗ "Молния" (ОГРН 1117746564022, 109428, г. Москва, Рязанский пр-т, д. 6А)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г. Москве (ОГРН 1047710090526, 125373, г. Москва, Походный проезд, 3, стр. 2)
о признании утраты возможности взыскания задолженности, признании незаконными действий, об обязании устранить допущенные нарушения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Знаменский А.Б. по дов. от 25.08.2011 N ИМ-07/110,
от заинтересованного лица - Мостовой К.В. по дов. от 11.01.2011 N 03-11/11-2,
УСТАНОВИЛ
ОАО "ПО "МЗ "Молния" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС N 48 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании утратившей возможность взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 22 305 149, 92 руб., по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 13 778 403, 50 руб., по единому социальному налогу (ЕСН), зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 14 882 690, 50 руб., по пеням за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 731 631, 70 руб.
Также заявитель просил признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по состоянию на 01.01.2011 N 18968, содержащей сведения о наличии задолженности без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не содержащей сведения о наличии спорной задолженности.
Решением суда от 28.06.2011 требования налогоплательщика удовлетворены частично. В удовлетворении требования о признании инспекции утратившей возможность взыскания задолженности в ПФ РФ отказано.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Возражений в части отказа в удовлетворении заявленных требований представитель общества не заявил.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено, что по запросу налогоплательщика 22.02.2011 инспекцией выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 18968 по состоянию на 01.01.2011 с указанием в частности задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 22 305 149, 92 руб., по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 13 778 403, 50 руб., по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 14 882 690, 50 руб., по пеням за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 731 631, 70 руб.
Как установлено судом, недоимка по ЕСН и задолженность по пене по ЕСН начислены заявителю по решению инспекции от 04.07.2007 N 25-11/6 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятому по результатам камеральной проверки налоговой декларации предприятия по ЕСН за 2006 г.
27.08.2007 на основании и во исполнение этого решения инспекция выставила предприятию требование N 540/Р об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в котором предложила уплатить недоимку по ЕСН в размере 16 918 567, 13 руб. и пени в размере 1 920 345, 09 руб. со сроком уплаты до 06.09.2007.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2007 по делу о несостоятельности (банкротстве) N А40-36129/07-112 "Б" в отношении предприятия введена процедура наблюдения.
Поскольку задолженность по налогу и пене возникла до введения в отношении должника процедуры наблюдения, данная задолженность не являлась текущей и не подлежала взысканию в период производства по делу о банкротстве в порядке, установленном ст. ст. 46-47 НК РФ.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2008 производство по делу N А40-36129/07-112 "Б" о несостоятельности (банкротстве) предприятия прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.
Как пояснили представители заявителя и не опровергли представители налогового органа, указанная сумма задолженности по ЕСН и пене не была включена в реестр требований кредиторов, в отношении которых судом утверждено мировое соглашение.
В апелляционной жалобе инспекция, что течение срока на принудительное исполнение обязанностей по уплате налога и соответствующих пеней с момента прекращения производства по делу N А40-36129/07-112 "Б" - 11.09.2008. Также инспекция приводит довод о том, что взыскание спорной задолженности по налогу и пени должно осуществляться в соответствии с п. 7 ст. 46, ст. 47, п. 2 ст. 70 НК РФ, с возможностью обращения в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Данные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как правильно указал суд первой инстанции, по истечении месяца после вступления в законную силу определения суда от 11.09.2008 по делу N А40-36129/07-112 "Б", то есть с 11.10.2008 у налогового органа отсутствовали препятствия юридического характера для взыскания с предприятия задолженности по решению от 04.07.2007 N 25-11/6 и требованию от 27.08.2007 N 540/Р.
Требования, указанные в п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ применяются инспекцией только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, в этом случае налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. В остальных случаях взыскание денежных средств с налогоплательщика осуществляется налоговым органом с учетом сроков, установленных п.п. 2, 3, 9 ст. 46 НК РФ.
В соответствии с указанными нормами Кодекса налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а затем направить в банк инкассовое поручение на списание и перечисление необходимых средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Данный порядок применяется также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (п. 9 ст. 46 Кодекса).
Таким образом, для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, НК РФ предусмотрен определенный порядок принудительного взыскания налога и пени и установлены соответствующие сроки, по истечении совокупности которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание.
Из изложенного следует, что решение об обращении взыскания на денежные средства налоговый орган вправе был принять не позднее 11.12.2008, а поскольку такое решение не принималось, налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по ЕСН и пене не позднее 11.03.2009.
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 22.06.2006 N 25, возможность принудительного взыскания по искам налоговых органов к юридическим лицам, утрачивается при истечении срока давности взыскания в судебном порядке, то есть данный срок является пресекательным.
Таким образом, налоговый орган утратил возможность взыскания указанной задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания.
Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с методическими указаниями по ее заполнению в рассматриваемый период была утверждена приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. (в ред. приказов ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@). Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Суд первой инстанции, установив факт утраты инспекцией возможности взыскания налоговых платежей по ЕСН и пени по данному налогу, обоснованно указал, что содержащиеся в справке от 01.01.2011 N 18968 сведения о состоянии расчетов предприятия с бюджетом без указания на то, что утрачена возможность взыскания спорной задолженности по ЕСН и по пене, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09.
Налоговый орган приводит довод о том, что суд первой инстанции вынося решение должен был руководствоваться данными о состоянии расчетов заявителя по налогам, сборам, взносам по состоянию на момент вынесения решения, ссылаясь при этом на справку о состоянии расчетов по состоянию на 09.06.2011, в соответствии с которой задолженность по пеням по ЕСН составила 627 677, 56 руб., а не 731 631, 70 руб.
Данный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку налогоплательщиком оспаривается справка по состоянию на 01.01.2011, соответственно сумма пени указана судом первой инстанции верно.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов.
Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2011 N 18968, содержащей сведения о наличии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и по пене, так как в силу изложенного у налогового органа отсутствуют полномочия выдавать справки относительно состояния данной задолженности.
Доводов относительно указанного вывода суда первой инстанции апелляционная жалоба инспекции не содержит.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием для отмены или изменения принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Решение суда законно и обосновано.
Руководствуясь ст. ст. 48, 110, 266-269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Заменить Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния" на ОАО "ПО "МЗ "Молния" в порядке процессуального правопреемства.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2011 по делу N А40-19707/11-99-87 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
М.С. Сафронова |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19707/2011
Истец: ФГУП "ПО "МЗ "Молния", ФГУП "Производственное объединение "Машиностроительный завод "Молния"
Ответчик: МИФНС N48 ПО Г. МОСКВЕ