Управление ЛПУ с помощью информационных технологий
В настоящее время актуальной проблемой российского здравоохранения является совершенствование управления. Использование современных информационных технологий может стать одним из способов ее решения.
За последнее время так и не произошло сколько-нибудь значительного прорыва в повышении экономической эффективности работы отрасли в целом и отдельных ЛПУ в частности. На наш взгляд, это связано с тем, что при оценке значимости таких факторов, как дефицит средств и рациональность их использования, приоритет отдается первому из них.
Очевидно, что решение этих проблем и является одной из главных задач медицинского менеджмента. И в этом контексте абсолютно ошибочно противопоставлять экономические аспекты медицинским, т.к. качество лечения напрямую зависит от экономической самостоятельности учреждения, определяющей возможность использования современных дорогостоящих технологий, новейших лекарственных препаратов, создания привлекательных условий труда для наиболее квалифицированной части персонала. Иными словами, трудно представить себе ЛПУ со слабой неэффективной экономикой и прекрасными результатами клинической практики. Вот почему обеспечение экономической состоятельности учреждения следует считать одним из решающих условий предоставления качественной медицинской помощи, а следовательно, и одной из главных задач руководства.
Решить экономические проблемы многопрофильных ЛПУ без использования информационных и компьютерных технологий для обработки увеличивающихся массивов финансовой, медицинской и статистической информации не представляется возможным.
Сегодня рынок программных продуктов предлагает множество разработок в сфере медицинских услуг: от небольших автоматизированных рабочих мест (АРМ) врачей до интегрированных информационных систем, обеспечивающих информационную поддержку всех служб медицинского учреждения от документооборота и финансового учета до ведения клинических записей о пациенте, интеграции с медицинским оборудованием и поддержки принятия решений. Как разобраться в многообразии систем? Как построить систему своего учреждения? Такие вопросы встали перед руководством МЛПУ "Городская больница N 13" Н. Новгорода в условиях дефицита средств. Выбор был остановлен на информационной системе "ДЖАН". Силами отдела АСУ больницы и службой внедрения фирмы-разработчика началось создание медико-экономического мониторинга (МЭМ). Основной целью внедрения МЭМ явилось повышение эффективности работы больницы. Достичь этого возможно путем организации управления, основанного на полной, достоверной и актуальной информации о деятельности учреждения. Задачей внедрения было не только обеспечение работоспособности данной информационной системы в нашем медицинском учреждении, но и адаптация программного продукта к конкретной модели лечебно-диагностического процесса и управления финансово-материальными потоками учреждения, а также интеграция данной информационной системы с уже используемой информационной системой управления ресурсами ОМС. Для этого были обозначены наиболее важные потоки информации и составлена схема ее движения.
Модульный принцип построения системы позволяет создавать любую конфигурацию информационной системы в зависимости от приоритетов лечебного учреждения (рис. 1).
Рисунок 1 Схема организации работы информационной системы "Джан"
/------------------------------\ /------------------------------\
|Финансово-экономическая служ-| |Отдел предпринимательства и|
|ба. Регистрирует поступающие| |развития. Печатает финансовые|
/-|платежи, выписывает счета ор-|---|карточки, передает медкарты на|--\
| |ганизациям, ведет прейскуранты| |экспертизу и выписку реестров| |
| |клиники, печатает штрих-кодо-| /-|и счетов в фин.-экон. службу,| |
| |вые марки, отчеты руководству | | |контролирует оплату счетов по| |
| | | | |договорам с юридическими лица-| |
| | | | |ми, отчеты руководству | |
| \------------------------------/ | \------------------------------/ |
| | |
| /------------------------------\ | /------------------------------\ |
| |Лечебные и параклинические| | |Приемное отделение и поликли-| |
| |отделения. Вклеивают штрих-| \--|ника. Оформляют компьютерные| |
| |кодовые марки услуг или вводят| |карты пациентов, в поликлинике| |
| |коды услуг на АРМе в медицин-|---|врач-эксперт проводит экспер-|-|
| |ские карты пациентов, выписные| |зу медицинских карт пациентов,| |
| |листы пациентов передают в|-\ |прошедших лечение на платной| |
| |отд. статистики | | |основе | |
| \------------------------------/ | \------------------------------/ |
| | |
| /------------------------------\ | /------------------------------\ |
| |Отдел АСУ. Сканирует марки в| | |Кабинет статистики. Закрытие| |
| |медицинских картах, обеспечи-| \-|госпитализации (медицинских| |
| |вает информационную поддержку| |карт), формирование реестров| |
| |информ. программ и локальной| |по ОМС. Статистические отчеты | |
| |сети, составляет отчеты для|---| | |
| |руководства | | | |
| \------------------------------/ \------------------------------/ |
| |
| /------------------------------------------------\ |
| |Руководство. Получает данные о реальных доходах| |
\----------| и расходах по пациентам и отделениям |---------/
\------------------------------------------------/
Финансовая-экономическая служба. Регистрирует поступающие платежи, выписывает счета организациям, ведет прейскуранты клиники, печатает штрих кодовые марки, отчеты руководству
Отдел предпринимательства и развития. Печатает финансовые карточки, передает медкарты на экспертизу и на выписку реестров и счетов в фин.-экон. службу, контролирует оплату счетов по договорам с юридическими лицами, отчеты руководству
Лечебные и параклинические отделения. Вклеивают штрих-кодовые марки услуг или вводят коды услуг на АРМе в медицинские карты пациентов, выписные листы пациентов передают в отд. статистики
Приемное отделение и поликлиника. Оформляют компьютерные карты пациентов, в поликлинике врач-эксперт проводит экспертизу медицинских карт пациентов, прошедших лечение на платной основе
Отдел АСУ. Сканирует марки в медицинских картах, обеспечивает информационную поддержку информ. программ и локальной сети, составляет отчеты для руководства
Кабинет статистики. Закрытие госпитализации (медицинских карт), формирование реестров по ОМС. Статистические отчеты
Руководство. Получает данные о реальных доходах и расходах по пациентам и отделениям
На начальном этапе создания системы целесообразно было регистрировать услуги с помощью штрих-кодовых марок, что позволило минимизировать число компьютеров в сети. После выполнения соответствующей лечебно-диагностической услуги, она фиксировалась в истории болезни традиционным способом, после чего наклеивалась соответствующая штрих-кодовая марка. Обработка истории болезни и считывание информации производилось в отделе АСУ в момент выписки больного. При этом данные о выполненных услугах автоматически вносились в базу данных о пациентах, находившихся на лечении.
В дальнейшем с развитием компьютерной сети в стационаре были созданы новые АРМ врачей, что позволило передавать информацию на сервер и сделало возможным просмотр данных истории болезни пациента и ввод услуг непосредственно в отделении, где оказывается эта услуга.
Базовым моментом, на котором строится весь статистический и экономический анализ, является то, что информация о любой оказываемой в учреждении услуге (будь то лечение стационарного больного, амбулаторные обращения, профосмотр сотрудников больницы или услуги, оказываемые другим ЛПУ) будет обязательно введена в информационную систему и прикреплена к конкретному пациенту.
Информация об услуге включает в себя наименование услуги, количество выполненных услуг и фамилию непосредственного исполнителя услуги. Автоматически при регистрации выставляется цена услуги. Таким образом, формируется финансовая карточка пациента, где отображена вся информация об оказанных ему услугах и стоимость лечения в целом. Она является основным материалом для экономического анализа лечебно-диагностического процесса.
Мощным инструментом анализа деятельности учреждения явился программный модуль "Мастер отчетов" - гибкий и удобный способ формирования статистических и экономических отчетных форм. Он позволяет рассчитывать заданные пользователем показатели за определенные промежутки времени. Администрация больницы в любой момент может получить информацию с аналитической базы по интересующему показателю деятельности учреждения, вплоть до кабинетов и лечащих врачей.
Накопление информации в событийной базе данных в течение года с момента запуска информационной системы естественным образом подготовило почву для анализа деятельности учреждения и принятия организационных решений. Уже на данном этапе стали очевидны внутренние резервы для улучшения финансовой ситуации.
Анализ структуры затрат на лечение показал, что более 60% из них связаны с пребыванием пациента на койке (гостиничные услуги или курация). Таким образом, преобладание "гостиничных услуг" над всеми остальными приводит к повышению общей себестоимости и снижению эффективности лечения больного. Причем эти затраты носят постоянный характер и зависят в основном от длительности пребывания.
Другим выявленным недостатком, приводящим к повышению себестоимости лечения больного, явилось оказание медицинских услуг, не целесообразных с точки зрения организации лечебного процесса. Доля расходов на эти услуги иногда достигала 40% от стоимости лечения. Своевременный контроль лечебного процесса позволяет существенно сократить эти потери.
В управлении учреждением необходимо всесторонне использовать возможности информационной аналитической системы. Она позволяет оценить целесообразность развития или свертывания подразделений, профилей лечения и оказываемых услуг уже на этапе подготовки изменений. На этапе проведения изменений можно контролировать динамику работы подразделений, проверяя соответствие реальных результатов ожиданиям и прогнозам. Схема мониторинга деятельности организации, проводимого руководством больницы на основе использования информационной системы, приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Схема экономического мониторинга с использованием
информационных технологий
/-------------------\ /------------------\ /-------------------\
| Зам. гл. врача по | | Зам. гл. врача по| | Зам. гл. врача по |
/--------|орган-метод. работе| |клинико-экспертной|/-| лечебной работе |-----------\
| | | | работе || | | |
| \-------------------/ \------------------/| \-------------------/ |
| |
|/----------\/----------\/-----------\/-------------\/----------------\/------------\|
|| Сведения ||Статистич.||Контроль за|| Контроль за || Контроль за ||Контроль за ||
||о расчетах||отчеты по ||соблюдением||приобретением||госпитализацией,||организацией||
|| со страх.||отделениям||стандартов ||медикаментов ||своевременностью|| лечебного ||
||компаниями|| ||при лечении|| ||сдачи мед. карт || процесса ||
|| || || (штрафы) || || || ||
|\----------/\----------/\-----------/\-------------/\----------------/\------------/|
| /----------------------------/ |
| | /-------------------\ /---------------------------\ |
| | | Бухгалтерия | /--------------|Планово-экономический отдел|-\ |
| | \-------------------/ | \---------------------------/ | |
| | |
| |/------------\/----------\/-----------\/-----------\/-------------\/-----------\ |
| || Ежедневный ||Ежедневный|| Отчеты о ||Экономичес-|| Ежемесячный ||Ежемесячный| |
| || мониторинг ||мониторинг||доходах по ||кий анализ||мониторинг по||мониторинг | |
| ||фин. средств||по доходам||договорам с||(за квартал|| выполнению ||по расходам| |
| || на счетах ||отделений ||юридически-|| и год) || фин. планов || отделений | |
| || в банке || ||ми лицами || || || | |
| |\------------/\----------/\-----------/\-----------/\-------------/\-----------/ |
| | | | |
| | \------------------------------------------------------------\ | |
| \-----------| Заместитель главного врача по финансовым вопросам |---/ |
| \-------------------------------------------------------/ |
| /----------------------------------------------------------------\ |
| |
| /----------\/----------\/-----------\/------------\/-----------\/-------------\ |
| |Количество||Ежедневный|| Доход по || Ежедневный ||Ежемесячный|| Ежемесячный | |
| |пациентов || доход по || договорам || мониторинг ||мониторинг || мониторинг | |
\--|ежедневно || кассе ||на опреде-||фин. средств||по расходам||по выполнению| |
| по ОМС и || ||ленную дату|| на счетах || отделений || фин. планов | |
| платно || || || в банке || || | |
\----------/\----------/\-----------/\------------/\-----------/\-------------/ |
| | | |
| \-----------------------------------------------------/ |
\----------| Главный врач |-------------------/
\-----------------------------------------/
Экономический мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы "ДЖАН" позволил обеспечить:
- постоянный контроль состояния финансирования больницы;
- снижение необоснованных финансовых и материальных затрат;
- высвобождение части ресурсов организации;
- повышение качества оказания медицинской помощи;
- более полное использование материальной заинтересованности сотрудников больницы;
- вовлечение коллектива клиники в работу по оптимизации затрат;
- повышение рентабельности подразделений и улучшение финансового состояния клиники в целом;
- способствовал оптимизации организационной структуры.
Экономический мониторинг является важным инструментом современной системы управления медицинским учреждением, позволяющим детально анализировать рациональность использования ресурсов, осуществлять оперативный контроль качества медицинской помощи.
Ввод в эксплуатацию информационной системы позволяет проводить экономический анализ лечебно-диагностического процесса, создает условия для повышения эффективности лечения каждого больного. Это положительно влияет на рентабельность работы учреждения по всем направлениям, включая и работу в системе обязательного медицинского страхования.
А.В. Разумовский,
Н.А. Полина,
МЛПУ "Городская больница N 13",
Нижний Новгород
"Ремедиум", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ремедиум"
Независимое отраслевое информационно-аналитическое издание для профессионалов здравоохранения.
Журнал издается в России c 1997 г. Выходит 12 номеров в год.
В основе концепции - изучение, анализ и прогнозирование развития сферы лекарственного обеспечения и аптечного дела.
Среди авторов журнала известные ученые, организаторы здравоохранения, ведущие исследователи и аналитики.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "Ремедиум"
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр. 10
Тел.: (095) 780-34-25;
Факс (095) 780-34-26
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
podpiska@remedium.ru
Адрес в Internet: http://www.remedium.ru