г. Чита |
Дело N А19-13669/2011 |
13 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплые окна" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2011 года по делу N А19-13669/2011, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплые окна" (ОГРН 1033801763247, ИНН 3812075372) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ОГРН 1053811066308, ИНН 3811087738) о признании незаконным и отмене постановления (суд первой инстанции Шубина Т.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплые окна" (далее - ООО "Теплые окна", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.07.2011 N ЮЛ/М-3167/11-14 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.08.2011 в удовлетворении требований заявителя отказано полностью.
В обоснование суд указал, что материалами административного дела установлено и не опровергнуто заявителем, что ООО "Теплые окна" в нарушение пункта 2 Правил N 1025 не доводит до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес), что в свою очередь образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, нарушений требований КоАП РФ не установлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Теплые окна" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания. Указано, что доказательства, допущенных нарушений, отсутствуют. Наименование и юридический адрес общества доводятся до сведения потребителей путем размещения данной информации на вывеске, находящейся на двери офиса, адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей находятся на стенде рядом с дверью офиса, правила и типовая форма договора находятся на журнальном столике, расположенном в офисе и составляющем, совместно с рядом стоящим диваном, место для отдыха и ознакомления потенциальных заказчиков с указанными и иными документами (каталогами с предлагаемой продукцией, сертификатами на продукцию и комплектующие к ней и пр.). Фотографии, сделанные административным органом, не являются достоверными, сделаны выборочно и не отражают всей действительности. Судом первой инстанции не учтено, что акт проверки от 27.06.2011 составлен сотрудником управления, необходимая информация доводится до сведения потребителей в удобном для обозрения месте, допустимые и достоверные доказательства нарушений обществом статьи 9 Закона РФ N 2300-I и пункта 3 Правил материалы дела не содержат. ООО "Теплые окна" представлены возражения от 02.07.2011 относительно акта проверки и возражения от 13.07.2011 относительно протокола об административном правонарушении. Кроме того осмотр офиса ООО "Теплые окна" осуществлялся в отсутствие Генерального директора или иного уполномоченного должностного лица, тогда как менеджер по работе с клиентами Хромова Н.В. не является ни руководителем, ни уполномоченным должностным лицом. О проводимой проверке ни генеральный директор, ни уполномоченное им должностное лицо проинформировано не было. Каких-либо указаний относительно фиксации фактов нарушений ООО "Теплые окна" обязательных требований Управление не давало. Суд не правильно истолковав нормы административного права, счел осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов и осмотр места совершения административного правонарушения одним и тем же действием. Учитывая, что протокол об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения не составлен, управление обязано было составить протокол осмотра, в соответствии с КоАП РФ. Событие административного правонарушения не зафиксировано.
От Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области поступил письменный отзыв, в котором административный орган с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Теплые окна" и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 17.09.2011 г. 12:22:52 МСК.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области на основании письменного обращения гражданки Наделяевой Тамары Ивановны в период с 30.05.2011 по 27.06.2011 и на основании распоряжения от 30.05.2011 N 002088 проведена выездная внеплановая проверка ООО "Теплые окна" по вопросу соблюдения законодательства по защите прав потребителей при реализации товаров, оказании услуг.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Теплые окна" осуществляет деятельность по оказанию бытовых услуг населению в рамках договора бытового подряда. Выявлены нарушения требований статьи 735 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1, пунктами 2,3,6,7 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025:
- на вывеске офиса Исполнителем не доведено до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (юридический адрес). В соответствии с пунктом 1.2. Устава полное наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Теплые окна", сокращенное - ООО "Теплые окна". На вывеске размещенной при входе на улице, а также в офисе имеется информация - "Теплые окна" без указания адреса. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным Решением N 1 генерального директора от 05.12.2007 в Устав, место нахождения Исполнителя 664003, Иркутск, ул. Грязнова,1;
- в офисе, удобном для обозрения месте не представлены потребителю для ознакомления Правила, адрес подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (на стенде, расположенном в офисе, имеется наименование подразделения по защите прав потребителей, телефон).
На основании акта проверки N 2088 от 27.06.2011 административным органом вынесено предписание N 2088 от 27.06.2011 о прекращении выявленных нарушений.
05.07.2011 ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Гришкевич Н.Н. в присутствии генерального директора ООО "Теплые окна" составлен протокол об административном правонарушении N ЮЛ/М- 3167/11-14.
13.07.2011 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Лужнова М.В. в отношении ООО "Теплые окна" вынесено постановление N ЮЛ/М-3167/11-14 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа в размере 5000 рублей.
ООО "Теплые окна" полагая, что постановление Управления Роспотребнадзора по Иркутской области N ЮЛ/М-3167/11-14 не соответствует закон у и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решения, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого постановления) нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, оказания услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, услуг. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется нарушением прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Названным Законом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Пунктом 2 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025 предусмотрено, что исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы.
Как установлено пунктом 3 Правил исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления: настоящие Правила; адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (пункт 1). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2). Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах (пункт 3). Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (пункт 4).
Как верно указал суд первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, оказывающим услуги населению на основании договоров подряда, то есть, применительно к Закону о защите прав потребителей, является исполнителем данных услуг.
В соответствии с пунктами 1.2., 1.3 Устава общества (в редакции изменений), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц полное фирменное наименование заявителя Общество с ограниченной ответственностью "Теплые окна", сокращенное фирменное наименование - ООО "Теплые окна", юридический адрес: г. Иркутск, ул. Грязнова, 1.
Из акта проверки N 2088 от 27.06.2011 и протокола об административном правонарушении N ЮЛ/М-3167/11-14 административным органом установлено, что на вывеске офиса Исполнителем не доведено до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (юридический адрес). На вывеске, размещенной при входе на улице, а также в офисе имеется информация - "Теплые окна" без указания адреса. В офисе, удобном для обозрения месте не представлены потребителю для ознакомления Правила, адрес подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (на стенде, расположенном в офисе, имеется наименование подразделения по защите прав потребителей, телефон).
Материалы административного дела содержат фотографии вывесок ООО "Теплые окна", расположенных на стене у входа в подъезд, на лестнице, на которой размещена информация: "ТЕПЛЫЕ ОКНА", а также фотография вывески, расположенной непосредственно на двери офиса общества с изображением информации: "ТЕПЛЫЕ ОКНА", "РЕЖИМ РАБОТЫ С 9.00 - 18.00".
Кроме того, из письменного объяснения к протоколу, данного потерпевшей Наделяевой Т.И. следует, что в офисе ООО "Теплые окна" по адресу г. Иркутск, ул. Грязнова 1 отсутствуют: вывеска с информацией юридического лица и его адреса; в удобном для обозрения месте, правила бытового обслуживания населения; адрес подразделения по защите прав потребителя. По просьбе ознакомиться с типовым договором менеджер отвечает отказом (только можно ознакомиться заказчикам). Ни на стенде в офисе, ни на журнальном столике данной информации нет.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что материалами административного дела (актом проверки N 2088 от 27.06.2011, протоколом об административном правонарушении N ЮЛ/М-3167/11-14, письменными объяснениями к протоколу Наделяевой Т.И., фотографиями) подтверждается, что ООО "Теплые окна" в нарушение пункта 2 Правил N 1025 не доводит до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес).
Довод апелляционной жалобы, что имеющиеся в материалах административного дела фотографии сделаны выборочно и не отражают всех действительных обстоятельств дела не обоснован, поскольку на указанных фотографиях зафиксированы вывески с наименованием "Теплые окна", размещенные как при входе в здание, так и на входных дверях, а также указателях направления движения, при этом фирменное наименование (наименование) заявителя, место его нахождения (юридический адрес) отсутствуют. Фотографии с информацией, размещенной как на информационном стенде - Уголок потребителя, так и на стенах офиса также указывают на не соблюдение заявителем требований статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и пунктов 2,3 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025. Фотографии сделаны административным органом как со стороны улицы при в ходе в здание где расположен офис общества, по ходу движения на лестничной клетке, так и при входе в офисное помещение, а также внутри офиса.
Доказательств того, что указание адреса и телефона подразделения по защите прав потребителей находятся на стенде рядом с дверью офиса общества, а правила и типовая форма договора находятся на журнальном столике, ООО "Теплые окна" не представлены.
Имеющееся в материалах дела объяснение по жалобе потребителя от 09.06.2011, подписанное генеральным директором ООО "Теплые окна" Катковым Б.Б., не содержит сведений, опровергающих обстоятельства, установленные административным органом в ходе внеплановой выездной проверки о нарушении статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и пунктов 2,3 Правил.
Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении материалов административного дела и вынесении постановления общество было уведомлено надлежащим образом.
Постановление вынесено административным органом в рамках установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует минимальному пределу санкции части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно части 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что назначенный судом ООО "Теплые окна" административный штраф не превышает сто тысяч рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2011 года по делу N А19-13669/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Теплые окна" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13669/2011
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Теплые окна"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3967/11