город Ростов-на-Дону |
дело N А32-30261/2010 |
11 октября 2011 г. |
15АП-10298/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зобовой Л.В.,
при участии:
от истца - Касьяна О.А. (доверенность б/н от 09.04.2011);
от ответчика:
ГК "Олимпстрой" - Сафиной Н.Р. (доверенность N 759 от 02.12.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Сочинский"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2011 по делу N А32-30261/2010,
принятое в составе судьи Мазуровой Н.С.,
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Сочинский" (ОГРН 1022302722309)
к Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ОГРН 1072300010991),
Администрации Краснодарского края (ОГРН 1022301224549)
Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (ОГРН 1072308013800)
при участии третьих лиц:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
Федерального агентства по управлению государственным имуществом
о понуждении к исполнению установленных законом обязанностей в связи с изъятием земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Сочинский" (далее - ФГУП "Совхоз "Сочинский", совхоз) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями к "Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" (далее - ГК "Олимпстрой", корпорация), администрации Краснодарского края (далее - администрация):
-обязать администрацию и корпорацию заключить договор с оценщиком на проведение оценки изъятого у совхоза распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 23.01.2009 N 50-р земельного участка, изъятых у совхоза распоряжением Росимущества от 13.02.2009 N 124-р объектов недвижимого имущества, и убытков, причиненных таким изъятием,
-обязать администрацию подготовить проект соглашения в связи с изъятием у совхоза распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.01.2009 N 50-р земельного участка и ранее расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества, и обеспечить возможность ознакомления с ним совхоза,
-обязать администрацию заключить с совхозом соглашение в связи с изъятием у него распоряжением Росимущества от 23.01.2009 N 50-р земельного участка, и изъятием у совхоза распоряжением Росимущества от 13.02.2009 N 124-р иных объектов недвижимого имущества, а также привлечь корпорацию к участию в данном соглашении.
Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжением Росимущества от 23.01.2009 N 50-р прекращено право совхоза на часть предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, для целей строительства олимпийского объекта, а распоряжением Росимущества от 13.02.2009 N 124-р из хозяйственного ведения совхоза в казну Российской Федерации изъято иное недвижимое имущество. Однако требования Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, на основании которого вынесены указанные распоряжения, в части оценки и компенсации правообладателям стоимости изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения земельных участков, а также убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием, администрацией и корпорацией выполнены не были.
Определениями Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2011 г.., от 22.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее ТУ Росимущества в КК), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее департамент).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2011 Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года привлечен заинтересованным лицом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2011 в удовлетворении требований отказано по тем основаниям, что судом не установлено нарушений требований закона по отношению к совхозу администрацией края, департаментом и ГК "Олимпстрой", основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
ФГУП "Совхоз "Сочинский" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2011 в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило решение отменить и принять новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что решение принято с нарушением норм процессуального права, поскольку исковое заявление рассмотрено судом в порядке гл.24 АПК РФ в связи с чем, неправомерно применен срок давности подачи заявления. По смыслу пунктов 35, 38 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 г.. N 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развития города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 01.12.2007 г.. N 310-ФЗ) земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному унитарному предприятию и имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием, изымаются без согласия, однако не указано, что они изымаются безвозмездно, без компенсации или без возмещения убытков. Пунктом 21 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 г.. N 310-ФЗ предусмотрен порядок определения рыночной стоимости земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов, к числу которых относятся и унитарные предприятия обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки и правом хозяйственного ведения на объекты недвижимости. Судом необоснованно отклонены ссылки совхоза на общие положения ст.57 Земельного кодекса Российской Федерации о возмещении землепользователям убытков при изъятии земельных участков.
ГК "Олимпстрой", Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в отзывах апелляционную жалобу не признали, просили оставить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2011 без изменения. Указали, что Федеральным законом от 01.12.2007 г.. N 310-ФЗ определен специальный порядок прекращения прав государственных унитарных предприятий на объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов без согласия указанных организаций. Согласно части 2 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 г.. N 310-ФЗ изъятие земельных участков у государственных или муниципальных унитарных предприятий и учреждений не осуществляется. На основании соглашения, предусмотренного ч. 25 ст. 15 Федерального закона от 01.12.2007 г.. N 310-ФЗ и заключаемого с в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества выплата убытков осуществляется правообладателям изымаемых объектов. Из изложенного следует, что Федеральный закон от 01.12.2007 г.. N 310-ФЗ не предусматривает выплату государственным унитарным предприятиям убытков, причиненных прекращением прав на земельные участки и иные объекты недвижимости в целях размещения олимпийских объектов.
В судебном заседании представитель ФГУП "Совхоз "Сочинский" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2011, исковые требования удовлетворить.
Представитель ГК "Олимпстрой" апелляционную жалобу не признал по изложенным в отзыве основаниям, просил оставить решение суда без изменения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке п.3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 23.06.1998 совхозу "Сочинский", на основании постановления администрации города Сочи от 09.01.1997 N 5/1, выдан Государственный акт КК-2 N 426001765 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 59,42 га, предоставленным для целей сельскохозяйственного использования. Государственный акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за N 1664 (л.д.16-23 т.1).
23.01.2009 Росимуществом, в целях строительства олимпийского объекта "Строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - нижняя станция горнолыжного курорта "Роза Хутор" с электроснабжением линии железнодорожного сообщения (включая проектно-изыскательские работы)", издано распоряжение N 50-р, которым прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз "Сочинский" на части земельных участков из земель населенных пунктов в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402050 и 23:49:0402050:9, имеющих адресные ориентиры: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, в границах, указанных в планах границ участков, прилагаемых к распоряжению, общей площадью 114794,83 кв. м. (л.д. 24-25 т.1)
13.02.2009 ТУ Росимущества в КК, во исполнение поручения Росимущества от 13.02.2009 г.. N ПП-10/3214 и принимая во внимание распоряжение от 23.01.2009 N50-р, в целях реализации Федерального закона от 01.12.2007 N310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", издано распоряжение N124-р "Об изъятии из хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества федерального государственного унитарного предприятия "Совхоз "Сочинский" в казну Российской Федерации", согласно приложению к указанному распоряжению.
05.10.2009 решением Арбитражного суда Краснодарского края в рамках дела N А32-24821/2008-38/1463-Б ФГУП "Совхоз "Сочинский" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Конкурный управляющий ФГУП "Совхоз "Сочинский", полагая, что при изъятии у совхоза земельного участка (путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования) и иных объектов недвижимости Администрация Краснодарского края и ГК "Олимпстрой" не выполнили предусмотренные законом обязанности в части оценки и компенсации правообладателям стоимости изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения земельных участков, а также убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием, обратился с требованием о понуждении к исполнению указанных действий.
В соответствии со ст.45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено принудительно в перечисленных в этой статье случаях, в том числе при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 Кодекса, в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, указанных в данной статье, а также в иных случаях, установленных федеральными законами либо законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, резервирование земель в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N310-ФЗ от 01.12.2007 г..).
В соответствии со ст.283 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 настоящего Кодекса, которыми предусмотрено изъятие земельного участка у собственника путем выкуп на основании соглашения про цене, включающей рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Статьей 15 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из изложенного следует, что особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта, регламентированы статьей 15 "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 310-ФЗ от 01.12.2007 г..).
Исходя из смысла ст.45 ЗК РФ, ст.283 ГК РФ, ст.15 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г.. суд первой инстанции обоснованно отклонил довод о том, что прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в целях размещения олимпийских объектов, не является формой изъятия этих земельных участков для государственных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в период с 01.01.2008 по 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Частью 6 статьи 15 Закона N 310-ФЗ полномочия по изъятию земельных участков для федеральных нужд переданы Российской Федерацией на период с 01.01.2008 по 01.01.2014 Краснодарскому краю, в том числе подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
Пунктом 1.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 "Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года" уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края является Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.
Согласно пункту 35 статьи 15 Закона N 310-ФЗ, в случае, если предназначенный для размещения олимпийского объекта земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному унитарному предприятию, такое право прекращается в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления от администрации Краснодарского края без согласия указанной организации.
В силу п.38 ст.15 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г.. собственник недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, предназначенном для размещения олимпийского объекта, и закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием, вправе изъять такое имущество без согласия соответствующего государственного унитарного предприятия независимо от оснований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Общий порядок изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, установленный ст.15 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г.. предусматривает следующее: о принятом решении об изъятии земельного участка и (или) ином объекте недвижимого имущества землепользователь уведомляется в течение семи дней со дня принятия указанного решения (часть 18); для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества после принятия решения об изъятии администрация совместно с корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и убытков, причиненных таким изъятием (часть 21); администрация в течение 20 дней со дня получения отчета об оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельного участка и (или) иного объекта недвижимости и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки (часть 24); после чего заключается соглашение, которое должно содержать: выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности; размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием; рыночную стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества (если такое предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества предусмотрено соглашением); иные существенные условия (часть 25).
В то же время, указанная статья 15 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г.. не предусматривает возмещения государственным унитарным предприятиям рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества либо убытков, связанных с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными таким предприятиям, а также с изъятием из их хозяйственного ведения объектов недвижимости, в целях размещения олимпийских объектов.
Доводы заявителя, основанные на общих положения ст.57 ЗК РФ о возмещении землепользователям убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отклонены судом первой инстанции правомерно, исходя из норм ст. 10 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом. Применение судом первой инстанции положений ст.ст. 198-201 АПК РФ при рассмотрении требований заявленных в исковом порядке не привело к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на истца в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2011 по делу N А32-30261/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Совхоз "Сочинский" (ОГРН 1022302722309) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей. Выдать справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30261/2010
Истец: ФГУП "Совхоз "Сочинский"
Ответчик: "Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" ("ГК Олимпстрой"), Администрация Краснодарского края, ГК "Олимпстрой", Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года
Третье лицо: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий по подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУФА по УГИ в КК, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Администрация Краснодарского края, ГК по строительству олимпийских обьектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10298/11