г. Тула
06 октября 2011 г. |
Дело N А62-2646/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ИП Фалевича И.И. (г. Смоленск, ОГРН 310673101900070, ИНН 673006867766) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22 июля 2011 года по делу N А62-2646/2011 (судья Бажанова Е.Г.),
установил:
индивидуальный предприниматель Фалевич Иван Иванович (далее - ИП Фалевич И.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Смоленска, о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, выразившихся в отказе в осуществлении процедуры выбора земельного участка в г. Смоленске по ул. Бакунина рядом с домом N 8, обязании Департамента восстановить нарушенное право заявителя путем направления его заявления о выборе земельного участка в г. Смоленске по ул. Бакунина рядом с домом N 8 с соответствующими документами в администрацию города Смоленска.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.07.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Оспаривая решение Арбитражного суда Смоленской области, заявитель жалобы указывает, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в двух территориальных зонах: ОЖИ (зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра) и Р2 (зона парков, скверов, набережных, ботанических садов), что в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ является препятствием к его формированию. Часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время Департаментом рассматривается ранее поданное заявление об осуществлении процедуры выбора. В отношении другой части земельного участка администрацией г. Смоленска дан ответ (письмо от 11.02.2011 исх.N 8-742) о невозможности размещения на испрашиваемом участке объекта капитального строительства в связи с нахождением на нем объектов историко-культурного назначения - культурного слоя г. Смоленска. Кроме того, представленное предпринимателем при повторном обращении с заявлением изготовленное им технико-экономическое обоснование объекта капитального строительства не соответствует требованиям действующего законодательства: отсутствуют данные о том, что Фалевич И.И. имеет допуск к работам по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и является членом саморегулируемой организации.
Законность и обоснованность решения от 22.07.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Фалевич И.И. 14.04.2011 обратился в Департамент с заявлением об обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 8900 кв.м по ул. Бакунина в г. Смоленске около дома N 8 и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - социально-культурного центра сохранения и возрождения культурного наследия г. Смоленска и Смоленской области. Земельный участок испрашивался для приобретения в аренду.
В ответ на заявление предпринимателя Департамент в письме от 10.05.2011 N 8184/08 указал, что испрашиваемый участок расположен в двух территориальных зонах: ОЖИ (зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра) и Р2 (зона парков, скверов, набережных, ботанических садов), что является препятствием к его формированию. Одна часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время Департаментом рассматривается ранее поданное заявление третьего лица об осуществлении процедуры выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капительного строительства.
В отношении другой части испрашиваемого земельного участка администрацией г. Смоленска письмом от 11.02.2011 исх.N 8-742 был дан ответ Департаменту о невозможности размещения на испрашиваемом участке объекта капитального строительства в связи с нахождением на нем объектов историко-культурного назначения: культурного слоя г. Смоленска (Историко-архитектурный и Историко-археологический опорный план, утвержденный решением Смоленской областной Думы от 31.10.1996 N 171), границы исторического центра города; зоны охраны объектов культурного наследия: заповедная зона исторического ядра города Смоленска - центральный ареал, охранные зоны отдельных памятников истории и культуры - памятника 12 века - церкви апостола Иоанна Богослова, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности по высотности. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 культурный слой города Смоленска принят на государственную охрану как памятник федерального значения. На испрашиваемом земельном участке находятся захоронения (предположительно 12-18 в.в.), в том числе склеп Пестелей. Также по испрашиваемому участку проходит линия фортификационного сооружения - несохраненная часть Смоленской крепости.
Предприниматель 11.05.2011 повторно обратился в Департамент с заявлением об обеспечении выбора земельного участка, на которое письмом от 27.05.2011 Департамент отказал в обеспечении выбора земельного участка, указав на отсутствие каких-либо новых обстоятельств, позволяющих принять иное решение.
ИП Фалевич И.И. 20.05.2011 вновь обратился в Департамент с заявлением об обеспечении выбора земельного участка предполагаемой площадью 8900 кв.м в г. Смоленске на перекрестке улиц Бакунина и Красина и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - социально-культурного центра сохранения и возрождения культурного наследия г. Смоленска и Смоленской области.
В ответ на обращение предпринимателя Департамент письмом от 01.06.2011 N 9670/08 сообщил о необходимости в соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" предоставить в адрес Департамента технико-экономическое обоснование проекта строительства со схемой планировочной организации испрашиваемого земельного участка, выполненной индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к такому виду работ. В случае непредставления документов в срок до 01.08.2011 материалы дела будут списаны в архивное делопроизводство. Также повторно были указаны причины, препятствующие предоставлению испрашиваемого земельного участка, изложенные ранее в письме от 10.05.2011 N 8184/08.
Не согласившись с действиями Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, выразившимися в отказе в осуществлении процедуры выбора земельного участка в г. Смоленске по ул. Бакунина рядом с домом N 8, ИП Фалевич И.И. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков, отнесены к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно статье 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются: подлинник (для предъявления) и копия (для приобщения к делу) документа, удостоверяющего личность заявителя, а при представлении документов представителем заявителя - доверенности, оформленной надлежащим образом, и документа, удостоверяющего личность представителя заявителя; выписка из ЕГРЮЛ или выписка из ЕГРИП, выданная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не более чем за тридцать календарных дней до даты подачи заявления; технико-экономическое обоснование проекта строительства; иные документы, требование к представлению которых установлено законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм (в ред. Постановления администрации города Смоленска от 27.02.2008 N 175-адм), администрация г. Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Таким образом, в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства, поскольку вопросы выбора земельного участка относятся исключительно к компетенции органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось Департаментом соответствие заявки предпринимателя нормам действующего законодательства.
Между тем в материалы дела не представлено доказательств направления Департаментом соответствующего обращения в орган местного самоуправления по заявлению предпринимателя от 14.04.2011.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время Департаментом рассматривается ранее поданное заявление об осуществлении процедуры выбора. В отношении другой части земельного участка администрацией г. Смоленска дан ответ (письмо от 11.02.2011 исх.N 8-742) о невозможности размещения на испрашиваемом участке объекта капитального строительства в связи с нахождением на нем объектов историко-культурного назначения - культурного слоя г. Смоленска. Кроме того, испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в двух территориальных зонах: ОЖИ (зона размещения жилых домов и объектов общественно-делового назначения исторического центра) и Р2 (зона парков, скверов, набережных, ботанических садов), что в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ является препятствием к его формированию.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность предложения органами местного самоуправления лицам, обратившимся с заявлением о выборе земельного участка для целей строительства, нескольких вариантов размещения объектов. Мотивированный отказ в удовлетворении заявления направляется заявителю в случае отсутствия вариантов размещения объекта. При этом материалами дела подтверждается, что предпринимателю не были предложены иные варианты размещения объекта в одной территориальной зоне и вне границ охранной зоны.
Таким образом, Департаментом не соблюдена процедура, предусмотренная положениями пункта второго статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92.
Кроме того, в апелляционной жалобе Департамент указал, что представленное предпринимателем при повторном обращении с заявлением изготовленное им технико-экономическое обоснование объекта капитального строительства не соответствует требованиям действующего законодательства: отсутствуют данные о том, что Фалевич И.И. имеет допуск к работам по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и является членом саморегулируемой организации.
Указанные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельным в силу следующего. Как следует из материалов дела, предпринимателем было представлено изготовленное им технико-экономическое обоснование объекта капитального строительства, с приложением документов об образовании. В соответствии с данным технико-экономическим обоснованием на испрашиваемом земельном участке возможно размещение зданий социально-культурного центра, выставочной галереи, киноконцертного зала, гостиницы с рестораном и бассейном, здания охраны и персонала в соответствии с нормами проектирования и при соблюдении градостроительных регламентов.
При этом судом первой инстанции обоснованно указано, что данное технико-экономическое обоснование, являющееся по сути предварительным, допустимо на данной стадии процедуры выбора земельного участка, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для отказа предпринимателю в осуществлении выбора земельного участка Департаментом на данной стадии без соблюдения процедуры, предусмотренной положениями пункта второго статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92.
Кроме того, необходимо отметить, что доводы, положенные в основу апелляционных жалоб, исследовались судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22 июля 2011 года по делу N А62-2646/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2646/2011
Истец: ИП Фалевич И.И.
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Администрация г.Смоленска