г. Владивосток |
Дело |
13 октября 2011 г. |
N А51-6890/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Г.А. Симоновой, Н.В. Алфёровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от ООО "Азия Транс Лайн": Кульченко Д.Ю. по доверенности от 14.04.2011 сроком действия 1 год, паспорт;
Владивостокская таможня не явилась, извещена надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-6391/2011
на решение от 28.07.2011
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-6890/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Азия Транс Лайн" (ИНН 2540111799, ОГРН 1052504407273)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
об оспаривании решения и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азия Транс Лайн" (далее - заявитель, ООО "Азия Транс Лайн", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможенный орган, таможня, ответчик) от 28.03.2011 N 27-26/07034 в части отказа в возврате денежных средств по ГТД N 10702020/060110/0000094 и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 306533 руб. 16 коп.
Решением от 28.07.2011 заявление удовлетворено. Суд пришел к выводу, что корректировка таможней заявленной декларантом таможенной стоимости являлась неправомерной, в связи с чем доначисленные на её основании таможенные платежи являются излишне уплаченными и подлежат возврату заявителю.
В апелляционной жалобе на решение суда от 28.07.2011 Владивостокская таможня просит его отменить как незаконное и необоснованное. Таможенный орган считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт таможни не нарушает права и законные интересы общества, поскольку решение о корректировке таможенной стоимости отменено как неправомерное решением вышестоящего таможенного органа в порядке ведомственного контроля до рассмотрения настоящего спора по существу, в связи с чем на момент рассмотрения заявленных обществом по настоящему делу требований отсутствовал предмет спора и права общества в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей не нарушены.
Находкинская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилась. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие таможенного органа.
ООО "Азия Транс Лайн" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласно, решение суда просит оставить в силе.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
15.07.2009 между ООО "Азия Транс Лайн" (Покупатель) и компанией "GLOBAL LOGISTIC PTE LTD" (Сингапур) (Продавец) заключен контракт N 0903 о продаже товаров на общую сумму 1000000 долларов США, во исполнение которого в январе 2010 года в адрес общества на таможенную территорию РФ поступил товар на сумму 126950,41 долларов США.
В целях таможенного оформления ввезённого товара обществом подана ГТД N 10702020/060110/0000094, согласно которой таможенная стоимость товара определена заявителем по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимым товаром.
В ходе проверки таможенным органом дополнительно запрошены у декларанта документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения заявленной таможенной стоимости, частично представленные обществом.
20.01.2010 таможенным органом принято решение о необходимости корректировки таможенной стоимости товара, оформленного по спорной ГТД.
На основании принятого таможенным органом решения общество осуществило корректировку таможенной стоимости по резервному методу на основе стоимости сделки с однородными товарами, которая принята таможней.
На основании КТС-1 таможней начислены таможенные платежи в сумме 306533 руб. 16 коп.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, общество 22.03.2011 в порядке статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза обратилось в таможенный орган с заявлением возврате денежных средств в размере 306533 руб. 16 коп.
Письмом от 28.03.2011 N 27-26/07034 таможенный орган оставил заявление без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных платежей.
Не согласившись с отказом таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 124 Таможенного кодекса РФ, действовавшего на момент подачи обществом ГТД N 10702020/060110/0000094, декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. (пункт 1 статьи 323 Таможенного кодекса РФ).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами является основным методом определения таможенной стоимости.
Пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
Положениями пунктов 5, 7 статьи 323 Таможенного кодекса РФ, Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", действовавшего на момент корректировки таможенной стоимости, предусмотрено, что при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.
Таможенную стоимость товара, ввезённого на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД, заявитель первоначально определил с применением основного метода таможенной стоимости, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с ГТД представило в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, включая: контракт, спецификацию, инвойс, упаковочный лист, паспорт сделки, товарно-транспортную накладную, договор на оказание автотранспортных услуг, счет на оплату автоуслуг и другие документы.
Контракт, спецификация, инвойс подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки.
Базисным условием поставки по контракту определено FCA г. Суйфэньхэ. В соответствии с правилами толкования международных терминов "Инкотермс 2000" названное условие поставки означает обязанность продавца по несению расходов по погрузке товара на транспортное средство и таможенное оформление товара. В пункте 2.1 контракта стороны предусмотрели, что цена товара включает все составляющие в соответствии с Инкотермс 2000.
Согласно пункту 3.2 контракта платежи по нему осуществляются в течение 180 дней с момента таможенного оформления товара на территории РФ.
Факт перемещения указанного в ГТД товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Документы, представленные обществом в таможню в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, соответствуют Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, действовавшего в спорный период. Содержащиеся в представленных декларантом документах сведения позволяют с достоверностью установить цену товара и подтверждают правомерность и обоснованность определения декларантом таможенной стоимости ввезённого товара по выбранному методу.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено.
Не представление заявителем всех указанных в запросе таможенного органа документов, а также иные указанные таможней в дополнении N 1 к ДТС-1 обстоятельства, с учетом вышеизложенного, не повлекли указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара, и не являлись основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
Установленное таможней различие цены спорной сделки с ценовой информацией, содержащейся в базах данных таможенного органа, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сведений по заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, учитывая, что стороны по сделке свободны в заключении договоров, в том числе в части установления цены сделки.
Таким образом, таможенный орган согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, пунктов 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" не доказал наличие обстоятельств, препятствующих декларанту применить первый метод определения таможенной стоимости, соответственно, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости товара.
При этом факт самостоятельного определения декларантом таможенной стоимости по иному методу сам по себе не исключает возможность оспаривания решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости и решения о принятии таможенной стоимости, поскольку таможенный орган был обязан проверить правильность выбора метода таможенной оценки.
Факт неправомерности корректировки таможенной стоимости подтверждается и действиями самой таможни, поскольку, как следует из материалов дела, 11.07.2011 Владивостокская таможня по результатам ведомственного контроля решением N 10702000/110711/207 отменила решения таможенного поста о принятии таможенной стоимости по спорной ГТД.
В связи с этим доначисленные таможней и уплаченные заявителем таможенные платежи в сумме 306533 руб. 16 коп. являются излишне уплаченными.
В соответствии со статьей 89 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза при решении вопросов о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего с 29.12.2010) установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В пунктах 4, 12 установлены основания для возврата такого заявления плательщику без рассмотрения или отказа в возврате.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи. (пункт 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: 1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи; 2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; 3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков. (пункт 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Материалами дела, в силу вышеизложенного, подтверждается факт излишней уплаты обществом таможенных платежей ввиду отсутствия оснований для корректировки таможенной стоимости по спорной ГТД.
При этом коллегией апелляционной инстанции не принимается как не имеющая в данном случае правого значения ссылка заявителя жалобы на то, что принятие Владивостокской таможней указанного решения N 10702000/110711/207 свидетельствует об отсутствии предмета спора по настоящему делу и не нарушении прав заявителя. Данное обстоятельство не может служить препятствием для рассмотрения настоящего спора по заявлению общества о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 28.03.2011 N 27-26/07034 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи. На момент принятия судом первой инстанции судебного акта оспариваемое решение Владивостокской таможни не отменено, излишне уплаченные таможенные платежи обществу не возвращены.
Выбранный обществом способ защиты нарушенного права не противоречит статье 90 ТК ТС, статье 201 АПК РФ. Реализация обществом права на защиту путем предъявления заявления о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса РФ и статьи 198 АПК РФ. Проверка доводов заявителя о возможности возврата таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости.
Одновременно с заявлением о возврате общество представило все необходимые документы.
В связи с этим вывод таможни в письме от 28.03.2011 N 27-26/07034 о том, что обществом не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по спорной ГТД, является несостоятельным. Соответственно, у таможни отсутствовали основания для оставления заявления общества о возврате без рассмотрения по пункту 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по спорной ГТД, чем нарушены права и законные интересы декларанта.
Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, посредством обращения в таможенный орган в статьи 89 ТК ТС с соответствующим заявлением. Трёхлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей обществом не пропущен, задолженность заявителя по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения не установлена.
При изложенных обстоятельствах судом правомерно удовлетворены требования общества. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2011 по делу N А51-6890/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6890/2011
Истец: ООО Азия Транс Лайн
Ответчик: Владивостокская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6391/11