г. Пермь
22 июня 2010 г. |
Дело N А71-1410/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
Судей Щеклеиной Л.Ю., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя (Муниципальное автономное учреждение "Дебесское бюро технической инвентаризации"): Семин А.В. (представитель по доверенности от 03.20.2010 г.., предъявлен паспорт);
от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике), не явились, извещены;
третье лицо: (Администрация муниципального образования "Дебесский район", не явились, извещены;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Муниципального автономного учреждения "Дебесское бюро технической инвентаризации"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2010 года
по делу N А71-1410/2010,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению Муниципального автономного учреждения "Дебесское бюро технической инвентаризации"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
третье лицо Администрация муниципального образования:
о признании незаконными решения, приказа,
установил:
В арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось муниципальное автономное учреждение "Дебесское бюро технической инвентаризации" (далее - заявитель, Учреждение) с заявлением о признании незаконными решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Удмуртской Республике от 8 декабря 2009 г.., изложенное в протоколе N 1, приказа Управления Росреестра по Удмуртской республике от 11 декабря 2009 г.. "Об утверждении решения Комиссии по аккредитации", обязании Управления Росреестра по Удмуртской Республике устранить нарушения прав заявителя.
Решением арбитражного суда от 20.04.2010 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
В качестве оснований для отмены решения суда податель апелляционной жалобы указывает, что изложенная в судебном акте позиция не соответствует требованиям законодательства; полагает, что юридическое лицо имеющее статус муниципального автономного учреждения вправе осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.
Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя по делу на доводах, изложенных в жалобе, настаивает.
Управление Росреестра по Удмуртской республике представило отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, оснований для отмены судебного акта не усматривает, полагает, что доводы апеллятора о наличии у учреждения полномочий осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются ошибочными.. Указывает, что отказано в аккредитации по двум основаниям: несоответствие правового статуса заявителя требованиям нормативных актов, устанавливающими порядок аккредитации, непредставление необходимых для аккредитации документов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, а также доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12.11.2009 Учреждение обратилось в Управление Росреестра по Удмуртской Республике с заявлением об аккредитации организации на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Удмуртской Республики (л.д.44).
По результатам рассмотрения заявления Комиссия по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства по Удмуртской Республике (далее - Комиссия) приняла решение об отказе в аккредитации в связи с тем, что заявитель, имея статус муниципального автономного учреждения, не соответствует требованиям Положения об аккредитации (1); возможность ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, сформированную в ходе проведения государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства у Учреждения отсутствует (2) (л.д. 18-24).
Данное решение Комиссии утверждено приказом Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 11.12.2009 г.. (л.д.25).
Не согласившись с решением об отказе в аккредитации, Учреждение обратилось в Арбитражный суд за защитой нарушенного права с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из законности отказа в аккредитации, поскольку Администрация Дебесского района Удмуртской Республики не вправе создавать организацию со статусом автономного учреждения для осуществления деятельности по вопросам, не относящимся к ведению муниципального образования. Иные основания для отказа в аккредитации судом не исследованы.
Апелляционный суд считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
Порядок проведения аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства регламентирован Положением об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 г.. N 70 (далее - Положение об аккредитации).
Аккредитация организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, производится в целях подтверждения наличия необходимой материально-технической обеспеченности организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, проводится их аккредитация. Аккредитация организации подтверждает технические и материальные возможности организации осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также исполнять в процессе своей деятельности иные обязанности, установленные для аккредитованной организации законодательством Российской Федерации (п.п.1.1, 1.2 Положения об аккредитации).
Требования, предъявляемые к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, предусмотрены п.2.1. Положения об аккредитации. Такими требованиями являются, в том числе, регистрация организации в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации; наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 13.10.1997 г.. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации" и от 04.12.2000 г.. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства".
Согласно п.3.9 Положения об аккредитации отказ в аккредитации допускается в случае несоответствие заявителя требованиям настоящего положения, предъявляемым для его аккредитации (1); непредставления документов или информации, предусмотренной настоящим Положением и необходимой для принятия решения об аккредитации в соответствии с настоящим Положением (2); наличия недостоверных или искаженных данных в документах, представленных заявителем (3).
Отказывая заявителю в аккредитации по причине его несоответствия требованиям Положения об аккредитации, Комиссия исходила из того, что в силу ст.2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" автономное учреждение создано муниципальным образованием в целях осуществления органами местного самоуправления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Между тем Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Апелляционный суд полагает, что отказ в аккредитации по данному основанию является необоснованным в силу следующего.
В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пп.3 п.1.ст.17 , п.4 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (п.п.2, 7 ст.1, п.1 ст.4) установлено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Уставом муниципального образования "Дебесский район", принятым решением Дебесского районного Совета депутатов Удмуртской Республики от 16.06.2005 N 29, зарегистрированного постановлением Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики от 21.06.2005 N 524-III предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (п.15 ст.7 Устава) (л.д.133). Положения Устава соответствуют требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Уставом муниципального автономного учреждения "Дебесское бюро технической инвентаризации", утвержденного постановлением Администрации муниципального образования "Дебесский район" от 27.08.2009 г.. N 665, в развитие вышеуказанных положений пунктами 1.5., 1.6. Устава установлено, что учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления, в сфере социального учета и регистрации строений и сооружений как основных фондов и недвижимости. Целью деятельности Учреждения является информационное обслуживание органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, общественных организаций и граждан по вопросам наличия местоположения, состава, технического состояния, специальных видов стоимости и принадлежности строений и сооружений как основных фондов и недвижимости. Данная цель достигается на основе выполнения, по специальным методикам и нормам, инвентаризационных, регистрационных и учетно-технических работ и услуг по сбору, обработке, хранению и предоставлению информации.
Таким образом, Муниципальное автономное учреждение "Дебесское бюро технической инвентаризации" создано органом местного управления в пределах имеющихся полномочий и в целях решения вопросов, отнесенных к вопросам местного значения муниципального района.
Необходимо отметить, что Положением об аккредитации установлено требование о наличии у лица, подавшего заявку на аккредитацию, статуса юридического лица без каких-либо ограничений относительно организационно-правовой формы.
При таких обстоятельствах отказ в аккредитации по данному основанию апелляционный суд считает необоснованным.
Другим основанием отказа в аккредитации послужил вывод Комиссии о не представлении учреждением документов, позволяющих осуществлять хранение архивных документов: учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации.
Как отмечено выше, в силу п. 2.1 Положения об аккредитации одним из требований, предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, является наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями, установленными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации" и от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации (п.14 Положения).
Согласно п. 13 Положения об организации технического учета (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства") технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ " документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся временно в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
В части, определяющей полномочия органов местного самоуправления по хранению документов в муниципальных архивах вышеназванные положения Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ действуют с 01.01.2006 года.
Согласно п.16 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится формирование и содержание муниципального архива.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что архивная документация по учету объектов недвижимого имущества относится к государственному архивному фонду Российской Федерации и является федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. К организациям, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части архивного фонда, относятся муниципальные организации, имеющие полномочия на осуществление деятельности по технической инвентаризации в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
Законом Удмуртской Республики от 29.12.2005 г.. N 82-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмурткой Республики в области архивного дела" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики в области архивного дела на неограниченный срок.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии у заявителя полномочий по временному хранению архивного фонда, относящегося к государственной собственности (в том числе федеральной). Следовательно, выводы Комиссии о том, что Учреждение не вправе осуществлять временное хранение архивов являются необоснованными.
Вместе с тем кроме наличия полномочий по временному хранению архивного фонда, организации, заявившейся на аккредитацию, необходимо представить документы, подтверждающие надлежащее состояние помещения архива.
В соответствии с п.4.2.2 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, размещение архива в приспособленных помещениях производится в установленном порядке после их экспертизы. Экспертиза устанавливает пригодность помещения (огнестойкость, долговечность, прочность конструкции, техническую укрепленность), состояние помещения, наличие отопительных и вентиляционных систем. Экспертиза проводится представителями архивных, эксплуатационных, пожарных, охранных, санитарных и других профильных служб. Результаты экспертизы оформляются актом.
Документы, подтверждающие соответствие помещения архива выше установленным требованиям Учреждение с заявкой на аккредитацию не представило.
Учреждением для рассмотрения с заявкой были представлены справка о проверке, проведенной сектором по делам архивов Администрации муниципального образования "Дебесский район" от 04.12.2009 г.., письмо ОГПН Дебесского района от 04.12.2009 г.. (л.д. 56,57), из содержания которых не представляется возможным установить, какое-помещение из переданных в оперативное управление Учреждению было обследовано, заключение иных профильных служб с заявкой не были представлены в нарушение требований Основных правил, что не оспаривается подателем жалобы.
Имеющийся в материалах дела акт гигиенической оценки помещения архива учреждения датирован 09.02.2010 г.., в то время как вопрос об аккредитации Учреждения рассматривался в декабре 2009 года. Иных документов, подтверждающих обследование помещения на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к архивам, материалы дела не представлено.
По указанному основанию Учреждению обоснованно отказано в аккредитации на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Иных законных оснований для отказа Учреждению в аккредитации апелляционной инстанцией не установлено.
Поскольку по одному из оснований, изложенному в протоколе, Комиссией обоснованной отказано в аккредитации Учреждения на осуществление деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства, оснований для признания обжалуемых ненормативных актов незаконными не имеется.
При изложенных обстоятельствах апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату заявителю по делу в порядке ст.104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской республике от 20 апреля 2010 года по делу N А71-1410/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального автономного учреждения "Дебесское бюро технической инвентари" - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному автономному учреждению "Дебесское бюро технической инвентаризации" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 1 от 06.05.0210 года госпошлину в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1410/2010
Истец: Муниципальное автономное учреждение "Дебесское бюро технической инвентаризации", Муниципальное автономное учреждение "Дебёсское бюро технической инвентаризации"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
Третье лицо: Администрация МО "Дебесский район"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5391/10