г. Санкт-Петербург
13 октября 2011 г. |
Дело N А42-3788/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14863/2011) ОАО "Апатитыхлеб" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.07.2011 по делу N А42-3788/2011 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое
по заявлению ОАО "Апатитыхлеб"
к 1) Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе
2) Управление Роспотребнадзора по Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
открытое акционерное общество "Апатитыхлеб": Мурманская область, г. Апатипы, ул. Промышленная, д. 19, ОГРН 1025100509356 (далее - ОАО "Апатитыхлеб", общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе: Мурманская область, г. Апатипы, ул. Нечаева, д. 2 (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 18.05.2011 N 01/89 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 02.06.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области: Мурманская область, г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 7 (далее - управление).
Решением от 14.07.2011 суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 14 июля 2011 года по делу N А42-3788/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что общество является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения. Общество считает, что в данном случае оно не обеспечивает население питьевой водой, а использует ее при производстве хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения. Выпускаемая продукция соответствует санитарным правилам и государственным стандартам, которые не устанавливают требований к уровню содержания в ней железа. В соответствии с результатами лабораторных испытаний в изделии "Батон нарезной" содержание железа составляет 0,87 мг/100 г, что, соответствует химическому составу российских пищевых продуктов, утвержденному Институтом питания РАМН и одобренному ГУ НИИ РАМН и Межведомственным научным советом по медицинским проблемам питания.
Общество в судебное заседание не явилось, заявив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 04.04.2011 на основании поступившей информации - письма управления от 30.03.2011 N 04-30-2983/11 и обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23.03.2011, об использовании при производстве хлебобулочных изделий воды, не соответствующей требованиям санитарным правилам СанПин 2.1.4.1074-01, отделом Роспотребнадзора в гг. Апатиты, Кировск и Ковдорском районе в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования.
В ходе расследования должностными лицами отдела в присутствии понятых и законного представителя ОАО "Апатитыхлеб" в производственном здании хлебозавода, принадлежащего обществу, расположенном в г. Апатиты, Мурманской области, ул. Промышленная, д. 19, в соответствии с протоколом от 07.04.2011, произведено взятие проб холодной воды из систем централизованного водоснабжения:
- из крана ванны моечной производственного инвентаря, являющейся ближайшей точкой к месту ввода водопроводных сетей в здание хлебозавода;
- из крана раковины тестомесильного отделения, откуда осуществляется забор воды, используемой при замесе теста.
Определением от 07.04.2011 отделом назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, проведение которой поручено филиалу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области в гг. Кировске, Апатиты" и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области.
Согласно протоколам исследований от 13.04.2011 N 88, N 89 в пробе холодной воды из централизованного водоснабжения, отобранной в хлебном цехе (моечная производственного инвентаря) хлебозавода, содержание железа составило 0,41+0,08 мг/дм куб. при норме 0,3 мг/дм куб.; в пробе холодной воды из централизованного водоснабжения, отобранной в тестомесильном отделении хлебного цеха хлебозавода, содержание железа составило 0,59+0,12 мг/дм куб. при норме 0,3 мг/дм куб.
В соответствии с экспертным заключением ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области от 18.04.2011 N 04.3/67 представленные на экспертизу пробы холодной воды не соответствуют по наличию в них железа пункту 3.4.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
По результатам расследования в отношении ОАО "Апатитыхлеб" составлен протокол об административном правонарушении от 06.05.2011, согласно которому действия общества квалифицированы по статье 6.5 КоАП РФ.
Постановлением от 18.05.2011 N 07/89 ОАО "Апатитыхлеб" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Признав доказанным состав и вину общества в совершении вменяемого административного правонарушения, а также отсутствие со стороны административного органа нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусматривается, что нарушение санитарно- эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В силу пункта 2 статьи 19 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Пунктом 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарные нормы в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 (пункт 1.4).
В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с договором от 01.01.2066 N 27А, заключенным с обществом с ОАО "Апатитыводоканал" и актом от 25.10.1989 разграничения балансовой принадлежности водопровода, канализации и эксплуатационной ответственности сторон, а также схемы разграничения балансовой принадлежности, ОАО "Апатитыхлеб" является лицом, осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения.
К субъектам ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, относятся лица, на которых возложены обязанности по соблюдению санитарно- эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В рассматриваемом случае заявитель осуществляет производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.
Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков (в дальнейшем - предприятий), вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, установлены санитарными правилами и нормами "СанПиН 2.3.4.545-96.2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Санитарные правила и нормы", утвержденными постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 25.09.1996 N 20 (далее - СанПиН 2.3.4.54 -96).
Пунктом 3.3.2 СанПиН 2.3.4.545-96 предусмотрено, что качество воды, используемой для технологических, питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, должно соответствовать требованиям ГОСТа "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством".
Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Пунктом 11 названного Положения закреплено, что нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты не должны противоречить санитарным правилам.
Таким образом, принимая во внимание, что ГОСТ "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством" в настоящее время прекратил свое действие, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что качество воды, используемой для технологических, питьевых и хозяйственно-бытовых нужд всеми предприятиями, цехами, участками, вырабатывающими хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в силу пункта 3.3.2 СанПиН 2.3.4.545-96 должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, юридические лица, эксплуатирующие системы водоснабжения и использующие подаваемую воду для производства пищевых продуктов и продукции, требующей применения воды питьевого качества, должны обеспечить соблюдение требований, предъявляемых к питьевой воде, непосредственно в силу СанПиН 2.1.4.1074-01, а предприятия, вырабатывающие хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия и использующие воду для производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, должны соблюдать данные требования в силу СанПиН 2.3.4.545-96.
На основании изложенного, суд первой инстанции обосновано указал, что общество должно обеспечить выполнение требований, предъявляемых к воде, используемой для производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий как непосредственно в силу положений СанПиН 2.1.4.1074-01, так и в силу пункта 3.3.2 СанПиН 2.3.4.545-96.
Таким образом, является правильным вывод суда, что общество является надлежащим субъектом ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ.
Согласно пунктам 3.4 и 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу и благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием, приведенным в названном документе нормативам.
В силу пункта 3.4.1 и данных Таблицы 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 предельно допустимая концентрация железа в питьевой воде не должна превышать 0,3 мг/л.
Факт несоответствия предельно допустимым нормам по содержанию железа проб холодной воды, отобранных из системы централизованного водоснабжения в производственных помещениях моечной производственного инвентаря и в тестомесильном отделении хлебного цеха ОАО "Апатитхлеб", заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела (протоколами исследований от 13.04.2011 N 88, N 89, экспертным заключением N 04.3/67 от 18.04.2011, объяснениями от 06.05.2011 представителя общества Силинского О.С., протоколом от 06.05.2011 об административном правонарушении).
При этом, в рассматриваемом случае следует учитывать и тот факт, что в соответствии с протоколом от 07.04.2011 N 40 результатов количественного, химического и бактериологического анализа питьевой воды на насосной станции II подъема ОАО "Апатитыводоканал" перед подачей в распределительную водопроводную сеть содержание железа составляло < 0,10 м'г/л. Следовательно, превышение предельно допустимым нормам по содержанию железа в холодной воде, содержится в системе централизованного водоснабжения, находящегося в ведении общества, а именно в производственных помещениях моечной производственного инвентаря и в тестомесильном отделении хлебного цеха.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества вины в совершении вменяемого правонарушения. При этом обоснованно отметил, что из протоколов лабораторных исследований проб холодной воды, используемой заявителем в производственных целях, следует, что производственный контроль на предмет соответствия ее установленным требованиям заявителем осуществляется, однако химический состав воды по количественному содержанию в ней железа, не проводится. Доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствовавших надлежащему выполнению заявителем требований санитарных правил и нормативов, а равно принятия обществом всех зависящих от него мер в этих целях, в материалах дела не имеется.
Суд правомерно отклонил доводы общества о соответствии выпускаемой им продукции санитарным правилам и государственным стандартам, которые не устанавливают требований к уровню содержания в ней железа, поскольку необходимость соблюдения требований, предъявляемым к химическому составу воды, используемой при производстве выпускаемой заявителем продукции, не зависит от того, соответствует ли сама продукция санитарным правилам и государственным стандартам.
На основании изложенного суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о доказанности управлением состава и вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Апелляционным судом существенных процессуальных нарушений не установлено.
Судом первой инстанции в полном объеме исследованы фактические обстоятельства по делу, оценены доказательства, им дана надлежащая оценка, поэтому апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14 июля 2011 года по делу N А42-3788/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Апатитыхлеб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3788/2011
Истец: ОАО "Апатитыхлеб"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в г. г.Апатиты,Кировск и Ковдорском районе, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в г. Апатиты, г. Кировске и Ковдорском районе
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14863/11