город Тула |
|
17 октября 2011 г. |
Дело N А62-1975/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шульгач И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4485/2011) Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 27.07.2011 по делу N А62-1975/2011 (судья Алмаев Р.Н.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Антоненко Евгения Игоревича (ЕГРИП: 310673232600034, ИНН: 673008816326)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской
области (ОГРН: 1026701437212, ИНН: 6730042526),
третье лицо: индивидуальный предприниматель Ивченкова Наталья Николаевна,
о признании незаконным отказа (письма от 01.02.2011 N 1777/08 от 04.03.2011 N 4523/08) в осуществлении процедуры по выбору земельного участка, расположенного в городе Смоленске по улице Ново - Мопровской в районе домов N 84 и N 78, примерной площадью 2 000 кв.м и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - гостиницы и обязании ответчика возобновить процедуру выбора земельного участка на основании заявления от 11.01.2011 N 65/з,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился;
от ответчика: не явились;
от третьего лица: не явились;
установил:
индивидуальный предприниматель Антоненко Евгений Игоревич (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент), выраженного в письмах от 01.02.2011 N 1777/08 и от 04.03.2011 N 4523/08, в осуществлении процедуры выбора земельного участка, расположенного в городе Смоленске по улице Ново - Мопровской в районе домов N 84 и N 78 примерной площадью 2 000 кв.м, предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - гостиницы и обязании ответчика возобновить процедуру выбора земельного участка на основании заявления от 11.01.2011 N 65/з, а также просил взыскать пошлину в размере 200 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. (с учетом уточнения).
Определением арбитражного суда от 06.06.2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Ивченко Н.Н.
Решением арбитражного суда от 27.07.2011 заявленные требования удовлетворены, на Департамент отнесены судебные расходы по госпошлине и оплате услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. ИП Антоненко Е.И. завил о рассмотрении дела без его участия. Поскольку ответчик и третье лицо извещены о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст.ст. 121, 123 АПК РФ, дело рассмотрено без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим обстоятельствам.
ИП Антоненко Е.И. обратился в Департамент с заявлением от 11.01.2011 об осуществлении выбора земельного участка предполагаемой площадью 2000 кв. м, расположенного в городе Смоленске, по улице Ново-Мопровской, в районе домов N 84 и N 78, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - гостиницы (л.д.64).
01.02.2011 Департамент отказал в осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время Департаментом рассматривается заявление третьего лица от 30.08.2010 вх. N 14249/з о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством. Также Департамент сообщил заявителю, что согласно письму администрации города Смоленска от 20.01.2011 исх. N 6-261 в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, разработан и утвержден проект планировки, согласно которому размещение объектов общественного назначения предусмотрено в первых этажах многоквартирных домов (л.д.16).
ИП Антоненко Е.И. 21.02.2011 вновь обратился в Департамент с заявлением (вх. N 03109/з) в котором просил направить заявление об осуществлении выбора земельного участка, предполагаемой площадью 2000 кв. м, расположенного в городе Смоленске, по улице Ново-Мопровской, в районе домов N 84 и N 78, и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - гостиницы в администрацию города Смоленска (л.д.17).
04.03.2011 Департамент отказал предпринимателю в осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время Департаментом рассматривается заявление третьего лица от 30.08.2010 вх. N 14249/з о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, по которому уже получено положительное заключение управления архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска (л.д.18).
Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1, 2, 5, 6, 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации разъяснено: гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу пунктов 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Исходя из изложенного, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу в аренду для целей, связанных со строительством, является результатом многостадийного процесса с участием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
С 01 апреля 2007 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (Областной закон от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске").
11.04.2008 постановлением администрации Смоленской области N 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 N 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по рассмотрению заявлений о заключении договоров аренды земельных участков, признано Главное земельное управление Смоленской области.
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 указанные полномочия осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению прилагаются:
- подлинник (для предъявления) и копия (для приобщения к делу) документа, удостоверяющего личность заявителя, а при представлении документов представителем заявителя - доверенности, оформленной надлежащим образом, и документа, удостоверяющего личность представителя заявителя;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не более чем за тридцать календарных дней до даты подачи заявления;
- технико-экономическое обоснование проекта строительства;
- иные документы, требование к представлению которых установлено законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган: в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
Пунктами 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, предусмотрено, что администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Из положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 следует, что, в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки, установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.
Как следует из материалов дела, Департамент соответствующего обращения в орган местного самоуправления по заявлению предпринимателя от 11.01.2011 и от 21.02.2011 не направлял.
В обоснование отказа Департамент указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в
настоящее время Департаментом рассматривается заявление третьего лица от 30.08.2010 вх. N 14249/з (л.д.30) о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, по которому получено положительное заключение управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска, а также что согласно письму администрации города Смоленска от 20.01.2011исх. N 6-261 (л.д.32) в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, разработан и утвержден проект планировки, согласно которому размещение объектов общественного назначения предусмотрено в первых этажах многоквартирных домов.
Департаментом не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243.
Поскольку действующее законодательство предусматривает возможность предложения органами местного самоуправления лицам, обратившимся с заявлением о выборе земельного участка для целей строительства, нескольких вариантов размещения объектов, мотивированный отказ в удовлетворении заявления направляется заявителю в случае отсутствия вариантов размещения объекта.
ИП Антоненко Е.И. не предложены другие варианты размещения объекта.
Признав незаконным отказ Департамента в осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения на нем объекта капитального строительства от 01.02.2011 N 1777/08 и от 04.03.2011 N 4523/08, арбитражный суд пришел к выводу о том, что его предоставление должно производиться на торгах ввиду наличия нескольких заявок, поступивших от различных лиц до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, согласно которой в случае, если на предоставление одного и того же земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта претендуют нескольких лиц, право на заключение договора аренды такого земельного участка в данном случае подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя
возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги, при этом размер указанных затрат определяется соглашением между указанными лицами.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 2 указанной статьи).
В силу пункта 20 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут также приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист.
В п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать из чрезмерность.
Заявление ИП Антоненко Е.И. о возмещении рассматриваемых расходов основано на договоре возмездного оказания услуг от 14.04.2011 (л.д.95-96), акте приема-передачи выполненных работ (л.д.100), выписки из прейскуранта цен ООО "КЦКО "Эрудит" на 2010 год (л.д.101-103), расписки от 18.04.2011 о получении денежных средств в размере 20 000 руб. (л.д.96)
Предмет договора от 14.04.2011 предусматривает оказание исполнителем Браницким В.В. правовой (юридической) помощи: составление необходимых документов (заявление, возражения, обоснования правовой позиции и др.) связанных с обжалованием действий Департамента изложенных в письмах от 01.02.2011 N 1777/08 и от 04.03.2011 N 4523/08; представление интересов ИП Антоненко Е.И. в Арбитражном суде Смоленской области в связи с рассмотрением настоящего дела; в случае необходимости осуществление других действий связанных с договором.
Рассмотрев заявленную сумму расходов на оплату услуг представителя с учетом положений ст.ст. 106,110 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82, принимая во внимание сложность дела, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов по рассматриваемому делу квалифицированный специалист, выписки из прейскуранта цен ООО "КЦКО "Эрудит" на 2010 год, участие представителя в судебных заседаниях, руководствуясь принципом разумности пределов, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
Департамент, ссылаясь на неразумность расходов, при рассмотрении вопроса о распределении судебных расходов не указал, какую сумму он считает соразмерной, разумной и обоснованной.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что довод жалобы о несоответствии критерию разумности и обоснованности взысканной судом в пользу ИП Антоненко Е.И. суммы судебных расходов, понесенной в связи с оплатой услуг представителя, является несостоятельным.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2011 по делу N А62-1975/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме. Жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1975/2011
Истец: Антоненко Евгений Игоревич, ИП Антоненко Е. И.
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Ивченкова Наталья Николаевна, ИП Ивченкова Н. Н.
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4485/11