г. Санкт-Петербург
13 октября 2011 г. |
Дело N А56-21101/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Алыбиной Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14423/2011) ОАО "Сестрорецкий инструментальный завод" решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2011 по делу N А56-21101/2011 (судья Анисимова О.В.) , принятое
по заявлению ОАО "Сестрорецкий инструментальный завод"
к Отделу надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явились- извещены (уведомление N 24983);
от заинтересованного лица: не явились- извещены( уведомление N 24984);
установил:
ОАО "Сестрорецкий инструментальный завод" (далее - общество, заявитель, место нахождения:197701, Санкт-Петербург, Сестрорецк, улица Воскова, дом2, ОГРН 1027812402310) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ( далее- орган пожарного надзора, место нахождения: 197701, Санкт-Петербург, Сестрорецк, Транспортная улица, дом 1) от 08.04.2011 N 2-17-42-85 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой, повторив позицию, изложенную в заявлении, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Отделом надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании распоряжения от 15.03.2011 N 2-17-71 с 23 по 27 апреля 2011 года проведена внеплановая выездная проверка выполнения ОАО "Сестрорецкий инструментальный завод" предписания ГПН N 2/17-51/1/1-20 от 22.03.2010 по устранению выявленных нарушлений при осуществлении обществом деятельности по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, улица Воскова, дом 2 и улица 1 Мая, дом 4.
По результатам проверки 07.04.2011 составлен акт N 2-17-71, в котором зафиксировано неисполнение обществом пунктов 5, 6, 8, 9, 12, 13, 16 ранее выданного предписания ГПН N 2/17-51/1/1-20 от 22.03.2010, а также выявлены новые нарушения требований пунктов 3, 33, 53, 57, 60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, зарегистрированных в Минюсте России 27.06.2003, регистрационный номер N 4838; пунктов 6.18, 6.25*, 7.4, 5.14*, 5.19 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" таблица 1, 3, НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (таблица 2).
В административных и производственных помещениях:
- помещения в здании проходной не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (ППБ 01-03 пункт 3, НПБ 110-03 таблица 1, 3);
- помещения в здании проходной не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей (ППБ 01-03 пун кт 3, НПБ 104-03 таблица 2);- производственные помещения транспортного цеха не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (ППБ 01-03 пункт 3, НПБ 110-03 таблица 1, 3);
- производственные помещения транспортного цеха не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей (ППБ 01-03 пункт 3, НПБ 104-03 таблица 2);
- производственные и административные помещения модельного цеха (корпус N 41) не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (ППБ 01-03 пункт 3, НПБ 110-03 таблица 1, 3);
- производственные и административные помещения модельного цеха (корпус N 41) не оборудованные системой оповещения и управления эвакуацией людей (ППБ 01-03 пункт 3, НПБ 104-03 таблица 2);
- для всех производственных и складских помещений не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ППБ 01-03 пункт 33);
- двери, ведущие из общих коридоров в лестничные клетки в здании заводоуправления не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (ППБ 01-03 пункт 3; СНиП 21-01-97* пункт 6.18);
В общежитии по адресу: г. Сестрорецк, ул. 1 Мая, д. 4:
- покрытие пола на путях эвакуации в общих коридорах 1 и 2 этажей выполнено материалом (линолеум), не имеющим подтверждения требуемой пожарной опасности (воспламеняемости, дымообразующей способности и токсичности (ППБ 01-03 пун кт 3; СНиП 21-01-97*пункт 6.25);
- двери, ведущие из общих коридоров в лестничные клетки не оборудованы приспособления для самозакрывания (ППБ 01-03 пункт 3, СНиП 21-01-97* пункт 6.18);
- отделка стен на путях эвакуации в лестничных клетках и в общих коридорах выполнена с использованием материалов, не имеющих подтверждения их требуемой пожарной опасности (горючести, воспламеняемости, дымообразующей способности и токсичности) (ППБ 01-03 пункты 3, 53; СНиП 21-01-97* пункт 6.25*);
- в общем коридоре 1 этажа распределительная коробка не закрыта защитной крышкой (ППБ 01-03, пункты 57, 60);
- двери, отделяющие чердачные помещения от остальных помещений общежития не противопожарные (ППБ 01-03 пункт 3; СНиП 21-01-97* пункты 7.4, 5.14*);
- не доведены до требуемого предела огнестойкости (R-45) марши лестниц общежития (ППБ 01-03 пункт 3, СНиП 21-01-97* пункт 5.19).
По результатам проверки 07.04.2011 должностным лицом органа пожарного надзора составлен протокол об административном правонарушении N 2-17-42-121.
На основании материалов административного дела и протокола об административном правонарушении от 07.04.2011 N 2-17-42-121 главным государственным инспектором Отдела надзорной деятельности Курортного района ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу области вынесено постановление об административном правонарушении от 08.04.2011 N 2-17-42-85 о привлечении ОАО "Сестрорецкий инструментальный завод" к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 18 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с данными ППБ 01-03, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности являются действующим нормативным правовым актом, обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу пункта 33 ППБ 01-03 для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений.
Согласно пункту 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.
Согласно пункту 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Согласно пункту 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций -изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4836), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4837) установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 5.14* СНиП 21-01-97* противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3.
Перегородки и перекрытия тамбур- шлюзов должны быть противопожарными.
Противопожарные преграды должны быть класса К0. Допускается в специально оговоренных случаях применять противопожарные преграды 2-4-го типов класса К1.
Пунктом 7.4 СНиП 21-01-97* установлено, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Согласно пункту 5.19* СНиП 21-01-97* здания и пожарные отсеки по конструктивной пожарной опасности подразделяются на классы согласно таблице 5*. Пожарная опасность заполнения проемов в ограждающих конструкциях зданий (дверей, ворот, окон и люков) не нормируется, за исключением специально оговоренных случаев.
В соответствии с пунктом 6.18* СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов и двери тамбур-шлюзов с постоянным подпором воздуха должны иметь приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах, а двери тамбур -шлюзов с подпором воздуха при пожаре и двери помещений с принудительной противодымной защитой должны иметь автоматические устройства для их закрывания при пожаре и уплотнение в притворах.
В соответствии с пунктом 6.25* СНиП 21-01-97* в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.
В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует
выполнять из негорючих материалов.
За нарушение требований пожарной безопасности статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Так, ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32, 11.16 данного Кодекса.
На момент проверки общество являлось собственником зданий, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, улица Воскова, дом 2 и улица 1 Мая, дом 4, то есть общество является субъектом административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
Факт наличия нарушений правил пожарной безопасности подтвержден актом проверки от 07.04.2011 N 2-17-71, протоколом об административном правонарушении от 07.04.2011 N 2-17-42-121 и по существу обществом не отрицается.
Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, органом пожарного надзора доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности органом пожарного надзора не допущено.
В апелляционной жалобе общество повторило свою позицию, изложенную в заявлении, всем доводам общества суд первой инстанции дал надлежащую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что в данном случае проводилась внеплановая проверка. Поводом к ее проведению послужило распоряжение ОГПН от 15.03.2011 N 2-17-71 о контроле за исполнением ранее выданного предписания N 2/17- 51/1/1-20 от 22.03.2010 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В ходе проверки органом пожарного надзора установлено не только частичное неисполнение предписания, но и дополнительно выявлены новые нарушения требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, выявление органом пожарной безопасности достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях .
Судом сделан правильный вывод, что в данном случае не имеет правового значения, что часть нарушений зафиксировано органом пожарного надзора повторно. Такая позиция согласуется с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.10.2009 N 6417/09.
Следовательно, оспариваемым постановлением общество обоснованно привлечено не только за вновь выявленные нарушения, но и за выявленные ранее и повторно зафиксированные в протоколе об административном правонарушении от 07.04.2011 N 2-17-42-121.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия отягчающих вину обстоятельств обоснованно снизил размер штрафных санкций до минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях .
При таких обстоятельствах , суд первой инстанции принял законное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июля 2011 года делу N А56-21101/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Сестрорецкий инструментальный завод" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21101/2011
Истец: ОАО "Сестрорецкий инструментальный завод"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности Курортного района Управления надзорной деятельности Главного управления МСЧ России по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14423/11