"07" октября 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" октября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
от заявителя (ООО "Хакасинтерсервис"): Рабочей Е.В., представителя по доверенности от 10.10.2010,
от ответчика (Хакасской таможни): Зуева А.В., представителя по доверенности от 17.05.2011 N 07-01/03008, Писанова О.Г., представителя по доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хакасинтерсервис"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "07" июня 2011 года по делу N А74-822/2011, принятое судьей Каспирович Е.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хакасинтерсервис" (далее - общество, заявитель, ОГРН 1047796509903, ИНН 7708530209) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Хакасской таможне (далее - таможенный орган, ответчик, ОГРН 1021900533423, ИНН 1901015893) о признании недействительным решения от 11.03.2011 N 29-31/00095 и об обязании осуществить выпуск товара - жадеит необработанный, распиленный и расколотый в глыбах, не содержащий драгоценные, токсичные и редкие экземпляры, не представляющий особую научную и культурную ценность, предназначенный в качестве отделочного материала в банях и саунах, классифицированный по коду ТН ВЭД ТС 7103100000, в соответствии с декларацией N 10604030/250211/0000287.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 07 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 07.06.2011 не согласно, поскольку в соответствии с письмом Минпромторга Российской Федерации от 07.04.2010 N 17/04 и письмом Росприроднадзора от 23.03.2010 отсутствует необходимость получения лицензии на жадеит, не являющийся благородным; пункт 2.11 Единого перечня товаров предусматривает ограничение на ввоз и вывоз только для жадеита благородного; суд не оценил декларацию на товары от 28.04.2011, в соответствии с которой осуществлен выпуск аналогичного товара; экспертным заключением не подтверждается, что вывозимый товар является жадеитом благородным.
Хакасская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 07.06.2011 считает законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Хакасинтерсервис" 25.02.2011 представило в Абаканский таможенный пост Хакасской таможни таможенную декларацию N 10604030/250211/0000287, в соответствии с которой в таможенной процедуре экспорта по контракту от 22.11.2010 N 221110 заявлен товар - жадеит необработанный, распиленный и расколотый в глыбах, не содержащий драгоценные, токсичные и редкие экземпляры, не представляющий особую научную и культурную ценность, предназначенный в качестве отделочного материала в банях и саунах, добыт на участке "Сохатиный" Борусского месторождения в Республике Хакасия, изготовитель ЗАО "Хакасинтерсервис". Товар классифицирован по коду ТН ВЭД ТС 7103100000.
Как следует из отметок в графе 44 декларации, в качестве дополнительной информации в числе прочих документов декларант представил таможенному органу: письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.04.2010 N 07-2395 об отсутствии у Минпромторга России оснований для выдачи лицензии на экспорт жадеита необработанного и подвергнутого первичной обработке; экспертное заключение эксперта Министерства природных ресурсов Российской Федерации Шабанбекова Г.Г. от 11.01.2011 N 70 о том, что жадеит, представленный по контракту от 22.11.2010 N 221110, не является жадеитом благородным.
Письмом от 28.02.2011 N 29-31/00070 таможенный орган предложил ООО "Хакасинтерсервис" в целях соблюдения условий выпуска товара, указанного в таможенной декларации, в срок до 11.03.2011 представить на Абаканский таможенный пост лицензию территориального органа Минпромторга России.
Дополнительно письмом от 01.03.2011 исх. N 15 общество с ограниченной ответственностью "Хакасинтерсервис" сообщило Хакасской таможне, что в соответствии с разъяснениями, полученными от уполномоченным органов, для перемещения через таможенную границу Российской Федерации жадеита, отгружаемого на основании таможенной декларации N 10604030/250211/0000287 по контракту от 22.11.2010 N 221110, представление лицензии на экспорт жадеита не требуется, поскольку перемещаемый товар не является жадеитом благородным.
В подтверждение названных обстоятельств заявитель дополнительно представил таможенному органу копии: письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.03.2010 N ВС-04-01-32/1452; приказа Министерства природных ресурсов РФ от 11.05.2001 N 406.
В письме от 11.03.2011 N 29-31/00095 Хакасская таможня сообщила заявителю о принятом решении об отказе в выпуске товаров в связи с несоблюдением декларантом условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, а именно, в связи с невыполнением требования Абаканского таможенного поста от 28.02.2011 N 29-31/00070 о представлении лицензии территориального органа Минпромторга России.
ООО "Хакасинтерсервис", полагая, что указанное решение таможенного органа нарушает его права и законные интересы по свободному распоряжению товарами, находящимися в собственности, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, и создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, в частности, препятствует по вине таможенного органа исполнению обязательств поставки товаров по контракту от 22.11.2010 N 221110, в установленный законом срок обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительным решения таможенного органа от 11.03.2011 N 29-31/00095 об отказе в выпуске товаров (т. 1 л.д. 9), суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данное решение соответствует закону и прав и законных интересов общества не нарушает по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 8, 11 пункта 2 статьи 181, подпунктом 2 пункта 1 статьи 213 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при помещении под таможенную процедуру экспорта таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о товаре, в том числе в кодированном виде. В числе прочих указанию подлежат сведения о соблюдении ограничений; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 183, подпункта 2 статьи 188 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, к которым, в том числе, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Представление в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, является обязанностью декларанта.
Частью 1 статьи 152 ТК ТС установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В силу частей 4 и 3 статьи 152 ТК ТС если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, то товары не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру.
При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению (пункт 1 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с решением таможенного органа от 11.03.2011 N 29-31/00095 об отказе в выпуске товаров (т. 1 л.д. 9) обществу отказано в выпуске товара - жадеит необработанный, распиленный и расколотый в глыбах, не содержащий драгоценные, токсичные и редкие экземпляры, не представляющий особую научную и культурную ценность, предназначенный в качестве отделочного материала в банях и саунах (далее - спорный товар, жадеит необработанный), в связи с несоблюдением требований пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а именно: в связи с непредставлением лицензии территориального органа Минпромторга России.
Как следует из материалов дела, в таможенной декларации N 10604030/250211/0000287 заявлен товар - жадеит необработанный, распиленный и расколотый в глыбах, не содержащий драгоценные, токсичные и редкие экземпляры. Декларант классифицировал спорный товар по коду ТН ВЭД ТС 7103100000.
Федеральной таможенной службой принято предварительное решение о классификации спорного товара также по коду ТН ВЭД ТС 7103100000. Под иную товарную субпозицию ТН ВЭД ТС заявленный к декларированию товар не подпадает, правильность классификации сторонами не оспаривается.
Согласно разделу XIV Единого таможенного тарифа Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, в товарной группе 7103 "Драгоценные (кроме алмазов) и полудрагоценные камни, обработанные или необработанные, сортированные или несортированные, но ненанизанные, неоправленные или незакрепленные; несортированные драгоценные камни (кроме алмазов) и полудрагоценные камни, временно нанизанные для удобства транспортировки" под кодом ТН ВЭД ТС 7103100000 обозначены камни необработанные или просто распиленные или подвергнутые черновой обработке.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132 (ред. от 28.01.2011) утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений ( далее Единый перечень). В пункте 2.11 указанного Единого перечня "Виды минерального сырья, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при вывозе", с кодом ЕТН ВЭД 7103100000, указан, в том числе, жадеит благородный. К пункту 2.11 Единого перечня имеется сноска <1>, согласно которой к данной группе товаров относится только сырье (природные необработанные камни).
В соответствии с пунктом 3 Положения к пункту 2.11 о порядке вывоза с таможенной территории Таможенного союза минерального сырья экспорт минерального сырья, указанного в разделе 2.11 Единого перечня, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства - участника таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 25.12.2002 N 503-ст утвержден Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. Классификатор предназначен, в том числе, для упорядочения геолого-экономической информации по полезным ископаемым; обеспечения классификации и кодирования полезных ископаемых; удовлетворения потребностей в информации о полезных ископаемых хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную и коммерческую деятельность в области разведки месторождений полезных ископаемых.
Объектами классификации являются полезные ископаемые (природные скопления минералов, горных пород, нефти, газов) и подземные воды в недрах земли.
В разделе классификатора "Прочие полезные ископаемые" в классификационной группировке с кодом 14502 "Камни драгоценные и полудрагоценные, абразивы природные, пемза, асбест, слюда, кварц и прочие неметаллические минералы, не включенные в другие группировки" указан жадеит (код 145021116), без разделения на какие-либо качественные характеристики и сортовые признаки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1992 N 854 утвержден Перечень специфических товаров (работ, услуг), экспорт которых осуществляется при наличии соответствующей лицензии, в котором указаны, в том числе товары, классифицируемые по товарной субпозиции 7103 10 0000.
Согласно пунктам 1, 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров.
Следовательно, экспорт жадеита в виде минерального сырья (природных необработанных камней) с кодом ЕТН ВЭД 7103100000 осуществляется при наличии у экспортера соответствующей лицензии, выданной Минпромторгом России.
Оспаривая решение таможенного органа от 11.03.2011 N 29-31/00095 об отказе в выпуске товаров, общество ссылается на то, что отсутствует необходимость получения лицензии на спорный товар - жадеит, не являющийся благородным, что подтверждается приложенными к таможенной декларации N 10604030/250211/0000287 экспертным заключением от 11.01.2011 N 70 (т. 1 л.д. 13); письмом Минпромторга России от 28.04.2010 N 07-2395 (т. 1 л.д. 12); письмом Росприроднадзора России от 23.03.2010 N ВС-04-01-32/1452 (т. 1 л.д. 11).
В экспертном заключении от 11.01.2011 N 70 (т. 1 л.д. 13) указано, что жадеит, представленный по контракту от 22.11.2010 N 221110, не является жадеитом благородным. Однако данное заключение не может быть принято в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку общество не представило доказательств, подтверждающих статус Шабанбекова Г.Г. как эксперта Министерства природных ресурсов Российской Федерации; данное заключение не содержит описания порядка проведения экспертизы, в том числе, отбора образцов проб жадеита из спорной партии товара, экспортируемого по договору поставки от 22.11.2010 N 221110, на который таможенным органом наложен арест в рамках дела об административном правонарушении в отношении общества.
В письме Минпромторга России от 28.04.2010 N 07-2395 (т. 1 л.д. 12) указано, что под действие раздела 2.11 Единого перечня подпадает жадеит благородный, а жадеит необработанный и подвергнутый первичной обработке в данном перечне не поименован. Принимая во внимание заключение Росприроднадзора от 23.03.2010 N ВС-04-01-32/1452 у Минпромторга России отсутствуют основания для выдачи лицензии на экспорт указанного товара.
В письме Росприроднадзора России от 23.03.2010 N ВС-04-01-32/1452 (т. 1 л.д. 11) указано, что Росприроднадзор согласовывает экспорт только жадеита благородного.
Однако, указанные письма не содержит вывода о том, что у общества отсутствует обязанность получения соответствующей лицензии на спорный товар, предполагаемый к вывозу из Российской Федерации по таможенной декларации N 10604030/250211/0000287.
Кроме того, указанные письма Минпромторга России и Росприрода России датированы до заключения обществом контракта от 22.11.2010 N 221110.
Исследовав и оценив указанные доказательства в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанные доказательства не подтверждают довод общества о том, что экспортируемый жадеит необработанный не относится к товарам, в отношении которых установлены запреты и ограничения, в связи с чем, общество должно было соблюсти все установленные законодательством обязанности, в том числе при помещении под процедуру экспорта товара, выпуск которого осуществляется только при наличии соответствующей лицензии, выданной Минпромторгом России, иметь указанную лицензию и предоставить ее совместно с декларацией таможенному органу.
Довод общества о том, что суд не оценил декларацию на товары от 28.04.2011, в соответствии с которой осуществлен выпуск аналогичного товара, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку указанное доказательство не отвечает признаку относимости к настоящему спору.
При этом, правомерность позиция Хакасской таможни подтверждена представленными в материалы дела актом таможенного досмотра (осмотра) от 01.03.2011 N 10604030/010311/000082 (о том, что в отдельных глыбах жадеита встречаются прожилки ярко-зелёного цвета, порода неоднородная), заключением таможенного эксперта от 08.04.2011 N 20110202 (о том, что поступившее на таможенную экспертизу минеральное вещество представлено природным минералом жадеитом, жадеит относится к природным полудрагоценным камням), справкой Управления по недропользованию по Республике Хакасия от 25.04.2011 N ВК-340 (о том, что в составе жадеита-сырца на участке "Сохатиный" Борусского месторождения в Республике Хакасия выделяется 5% сортового жадеита, распределение которого крайне неравномерно; балансовые запасы по стоянию на 01.01.2011 составляют 28.208,1 т жадеита-сырца, из которого 309,9 кг - жадеит ювелирный), ответом сотрудника Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева Сибирского отделения РАН от 27.05.2011 N 53350-110-9317 (о том, что термин "жадеит необработанный" отражает лишь форму и не соотносится с его содержанием, и что жадеит необработанный, добытый на участке "Сохатиный" Борусского месторождения, может содержать в своей массе жадеит благородный).
Из вышеприведенной позиции специалистов следует, что в составе жадеита, добытого на участке "Сохатиный" Борусского месторождения, содержится жадеит благородный (ювелирный).
Сибирским таможенным управлением в рамках статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проведен ведомственный контроль по факту отказа Абаканским таможенным постом в выпуске товара (жадеит), заявленного в декларации на товар N 10604030/250211/0000287. Согласно устным пояснениям представителя Хакасской таможни решение Абаканского таможенного поста от 11.03.2011 N 29-31/00095 об отказе в выпуске товара признано законным.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что в соответствии с решением Верховного Суда Республики Хакасия от 21.09.2011 по делу N 7п-30/2011 признано правомерным привлечение общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие у общества лицензии на экспорт заявленной к таможенному декларированию партии природного минерала - жадеита по внешнеторговому контракту от 22.11.2010 N 21110.
Поскольку заявитель под таможенную процедуру экспорта поместил товар, выпуск которого осуществляется только при наличии соответствующей лицензии, выданной Минпромторгом России, и такая лицензия таможенному органу при подаче декларации не представлена, Хакасская таможня правомерно отказала заявителю в выпуске товара на основании пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, в связи с чем, оспариваемое решение Хакасской таможни соответствует Таможенному кодексу Таможенного союза и иным приведенным в постановлении нормативным правовым актам и, следовательно, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей согласно платежному поручению от 10.06.2011 N 143 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "07" июня 2011 года по делу N А74-822/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-822/2011
Истец: ЗАО "Хакасинтерсервис", ООО "Хакасинтерсервис"
Ответчик: Хакасская таможня