г. Владивосток |
Дело |
17 октября 2011 г. |
N А51-7505/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от ООО "Весенка": Лунёв В.М. по доверенности от 27.04.2011 сроком действия 3 года, паспорт;
от администрации г.Владивостока: Жембровская О.В. по доверенности от 20.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 043;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Жембровская О.В. по доверенности от 29.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 043,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-6745/2011, 05АП-6746/2011
на решение от 16.08.2011
судьи Нестеренко Л.П.
по делу N А51-7505/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Весенка" (ИНН 2539064400, ОГРН 1042504064195)
к администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783,ОГРН 1022501302955), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812)
о признании незаконным решения и обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Весенка" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока от 10.05.2011 N 2004Д и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Русская, 57-б в г. Владивостоке, площадью 40 кв.м. для целей, не связанных со строительством - размещение павильона розничной торговли.
Решением суда от 16.08.2011 г.. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что отказ в предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка неправомерен.
Администрация г. Владивостока и Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, не согласившись с принятым решением, подали апелляционные жалобы и просят судебный акт отменить. В доводах жалобы указывают на то, что невозможность утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка обусловлена его расположением непосредственно в зоне размещения инженерных сетей, в силу чего размещение торгового павильона будет препятствовать проведению неотложных аварийно-спасательных и плановых ремонтных работ. По данному основанию обращение Департамента земельных отношений было снято с рассмотрения, и пакет документов был возвращен. Ссылаясь на топографическую съемку и схему расположения земельного участка, 29 кв.м, т.е его большая часть находятся в красных линиях автодорог, а весь земельный участок, площадью 40 кв.м. - в технической зоне инженерных коммуникаций и в красных линиях трубопроводов. Кроме того, ответчики не согласны с выводом суда о превышении администрацией г. Владивостока своих полномочий при даче ответа по существу вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, считая, что орган местного самоуправления вправе изложить свою позицию по вопросу о том, возможно ли в принципе формирование земельного участка в конкретных запрошенных границах и для определенной цели, а также отказать в утверждении схемы расположения земельного участка. Учитывая существующие ограничения к предоставлению земельного участка, ответчики указывают на то, что заявитель не лишен возможности испрашивать к предоставлению иной земельный участок, для целей не связанных со строительством.
Представитель администрации г. Владивостока и УГА администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержала.
Представитель ООО "Весенка" на доводы жалоб возразил, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Согласно свидетельству серии 25 N 01816996 Общество с ограниченной ответственностью "Весенка" зарегистрировано в качестве юридического лица.
28.01.2011 Общество обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением N 29-1239 о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 50 кв.м., расположенного в районе ул. Русская 57б, в г. Владивостоке, для целей не связанных со строительством (розничной торговли в павильонах).
10.02.2011 Департаментом в администрацию г. Владивостока было направлено данное заявление для последующего утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По результатам рассмотрения заявления 10.05.2011 администрация г. Владивостока вынесла решение N 2004Д, которым отказала заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка по мотиву того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения инженерных сетей.
Общество, посчитав, что отказ администрации не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется положениями статьи 34 ЗК РФ.
В силу пункта 2 настоящей статьи, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Совершение указанных действий в срок, определенный пунктом 4 статьи 34 Кодекса, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Устава г. Владивостока полномочиями администрации г. Владивостока являются, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 этого Положения, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры. Управление является юридическим лицом. В силу пунктов 4.16-4.18 названного Положения для реализации возложенных задач и функций Управление наделяется рядом полномочий, в том числе: обеспечение выбора земельного участка, подготовка информационного сообщения для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, именно УГА администрации г. Владивостока уполномочено утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории.
Исходя из установленной пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ обязанности органа местного самоуправления по утверждению и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, учитывая ее наличие в документах, представленных заявителем, у Управления имелась возможность исполнить эту обязанность. На этом основании, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрация г. Владивостока не вправе была давать ответ по существу вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, а, дав такой ответ, превысила свои полномочия.
Согласно пункту 1.1.2 Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Из ответа администрации г. Владивостока от 10.05.2011 N 2004Д усматривается, что ответчик фактически отказал Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, однако, решение вопроса о возможности предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством, в силу пункта 1.1.2 Положения, пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ относится к компетенции Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Оценив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ нарушил права и законные интересы заявителя, препятствуя реализации права на получение утвержденной схемы расположения земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ и дальнейшему получению земельного участка в аренду в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно данным топографической съемки и схемы расположения испрашиваемого земельного участка весь участок, находится в красных линиях автодороги, трубопроводов, ЛЭП, линий связи.
В соответствии с частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ все существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения обозначаются красными линиями.
Частью 12 этой же статьи установлено, что данные земельные участки относятся к местам общего пользования, как земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ основания, положенные в основу оспариваемого отказа (расположение земельного участка в зоне прохождения инженерных сетей), суд установил, что данное обстоятельство не препятствует предоставлению этого земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, так как согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и отчуждению (приватизации) не подлежат. Однако ограничений в их предоставлении в аренду не установлено.
Использование земель в охранных зонах инженерных коммуникаций регулируется рядом нормативных актов, в том числе нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в том числе Правилами охраны линий и сооружений связи РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578, Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.
Указанные Правила являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В силу пункта 8 Правил в пределах охранных зон линий электропередачи и связи запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы.
Подпункт б пункта 9 этих же Правил предусматривает, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 Правил, запрещается, в том числе размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Таким образом, запрет размещения временных торговых павильонов в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства установлен лишь для объектов с напряжением свыше 1000 вольт.
Вместе с тем, ответчики, ссылаясь на данное обстоятельство, в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представили доказательств того, что охранная зона, в которой находится испрашиваемый земельный участок, установлена в отношении электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Возложение судом на Управление обязанности утвердить и выдать ООО "Весенка" схему расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Русская, 57-б в г. Владивостоке площадью 40 кв.м в г. Владивостоке, площадью 4700 кв.м на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств) соответствует принципу восстановления нарушенного права, предусмотренному пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16 августа 2011 г.. по делу N А51-7505/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7505/2011
Истец: ООО Весенка
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
Третье лицо: ИФНС РФ по Советскому району