г. Владимир |
|
07 октября 2011 г. |
Дело N А43-4854/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.10.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2011
по делу N А43-4854/2011,
принятое судьей Сандовой Е.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Спектр" (ОГРН 1025202613083, ИНН 5258023234, г. Нижний Новгород, ул. Энтузиастов, д. 10/1)
о признании незаконными бездействия администрации города Нижнего Новгорода, действий муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода",
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Строй-Спектр" - Голубевой Е.Н. по доверенности от 01.09.2011;
от муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" - Лизуновой И.М. по доверенности от 01.09.2011;
от администрации города Нижнего Новгорода - Лизуновой И.М. по доверенности от 13.05.2011 N 01-244/Д,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Спектр" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации города Нижнего Новгорода (далее - администрация), выразившегося в невыдаче в установленный законом двухмесячный срок разрешений на установку 8 рекламных конструкций по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, микрорайон Мещерское озеро, пересечение с ул. Пролетарская (на строительном ограждении), и об обязании администрации выдать указанные разрешения, а также незаконными действий муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) по возврату заявлений Общества о выдаче разрешений на установку 8 рекламных конструкций по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, микрорайон Мещерское озеро, пересечение с ул. Пролетарская (на строительном ограждении).
Решением от 06.06.2011 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества в части признания незаконными действий Учреждения по возврату заявлений Общества о выдаче разрешений на установку 8 рекламных конструкций. В остальной части требований Обществу отказано.
Учреждение не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворенных Обществу требований и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит его в указанной части отменить.
По мнению Учреждения, поскольку Обществом не было представлено подтверждение в письменной форме согласия собственника недвижимого имущества на размещение рекламной конструкции, его действия по возврату заявлений Общества соответствовали требованиям пункта 3.2.5 Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде, утвержденных постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.06.2006 N 46.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации поддержал позицию Учреждения.
Представитель Общества в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2011 в обжалуемой части проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, 24.11.2010 Общество обратилось в Учреждение с заявлением о выдаче разрешений на установку 8 рекламных конструкций по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, микрорайон Мещерское озеро, пересечение с ул. Пролетарская (на строительном ограждении).
Уведомлением от 21.12.2010 N 1785 Учреждение отказало в приеме заявления о выдаче указанных разрешений ввиду отсутствия подтверждения в письменной форме согласия собственника недвижимого имущества на размещение рекламных конструкций, а также данных о заявителе (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе).
21.01.2011 Общество повторно обралось в Учреждение с аналогичным заявлением.
Уведомлением от 17.03.2011 N 296 Учреждение вновь отказало Обществу в приеме заявления в связи с отсутствием подтверждения в письменной форме согласия собственника недвижимого имущества на размещение рекламных конструкций.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
К указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются: 1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 11 статьи 19 Закона о рекламе).
В силу части 14 приведенной нормы решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, предусмотренным в части 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Постановлением администрации от 02.07.2008 N 3058 "Об организационных мероприятиях" установлено, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации осуществляет функции по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 19 Закона о рекламе.
Следовательно, именно Департамент архитектуры и градостроительства является уполномоченным органом по принятию решения о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций либо об отказе в выдаче такого разрешения.
Пунктом 4 постановления администрации от 19.06.2008 N 2816 "О реорганизационных мероприятиях" определена подведомственность Учреждения Департаменту архитектуры и градостроительства администрации.
В соответствии с пунктом 4 постановления администрации от 30.11.2006 N 4163 "Об изменении подведомственности муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" муниципальное учреждение уполномочено осуществлять организационное и техническое обеспечение деятельности администрации города Нижнего Новгорода по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на размещение объектов наружной рекламы и информации.
В целях контроля за процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, обеспечения в процессе распространения наружной рекламы и информации общественного порядка, безопасности дорожного, железнодорожного и водного движений, предотвращения угрозы для жизни и здоровья людей эксплуатацией объектов наружной рекламы и информации, использования имущества города Нижнего Новгорода в целях распространения наружной рекламы и информации постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 21.06.2006 N 46 утверждены Правила размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде.
Пунктом 3.2.1 названных Правил предусмотрено, что для получения разрешения лица, указанные в пункте 3.1.3 настоящих Правил, обращаются в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения. Форма заявления утверждается правовым актом главы администрации города Нижнего Новгорода. При этом к заявлению прилагаются документы, поименованные в пунктах 3.2.1.1 - 3.2.1.6 Правил.
Пунктом 3.2.5 названных Правил предусмотрено, что заявление, поданное с нарушением требований, установленных в настоящем пункте Правил, подлежит возврату заявителю.
Проанализировав вышеназванные нормы, суд апелляционной инстанции считает, что пункт 3.2.5 Правил размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде не противоречит положениям Закона о рекламе, а выводы суда первой инстанции об обратном являются необоснованными.
Однако данный вывод не привел к принятию неправильного решения в этой части.
Так, поступающие заявления о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций проверяются Учреждением с учетом предоставленных ему полномочий по форме и содержанию и направляются в Департамент в случае соответствия заявления предъявляемым к нему требованиям. В противном случае указанные заявления в силу пункта 3.2.5 Правил возвращаются заявителю.
В рассматриваемом случае Учреждение, отказав Обществу в приеме заявлений о выдаче разрешений на установку 8 рекламных конструкций, возвратило их по основанию непредставления подтверждения в письменной форме согласия собственника недвижимого имущества на размещение рекламных конструкций.
При этом в судебном заседании представитель Учреждения пояснил, что Общество просило выдать разрешения на установку рекламных конструкций по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, микрорайон Мещерское озеро, пересечение с ул. Пролетарская, на строительном ограждении, а в результате осмотра указанного адреса выявлено наличие уже установленных рекламных конструкций, представляющих собой отдельно стоящие щитовые установки, размещенные на земельном участке (акт осмотра от 22.09.2011).
Вместе с тем указанное обстоятельство, по мнению суда апелляционной инстанции, не может влиять на объем полномочий Учреждения, ограниченных лишь рамками организационного и технического обеспечения деятельности администрации по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на размещение объектов наружной рекламы и информации.
В пакете документов, приложенных Обществом к повторному заявлению (от 21.12.2010 N 1755), имелось письмо Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 20.01.2011 N 311-05-17-555/11, согласно которому оно не возражает против размещения рекламных конструкций на ограждении строительной площадки, принадлежащей Обществу, согласно заявкам последнего.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при наличии подобного документа Учреждение должно было направить заявления Общества с приложенными к ним документами в Департамент как уполномоченный орган, который, в свою очередь, должен принять одно из предусмотренных Законом о рекламе решений: о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций либо об отказе в выдаче таких разрешений.
Довод Учреждения о том, что размещение на земельном участке по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, микрорайон Мещерское озеро, пересечение с ул. Пролетарская, рекламных конструкций, представляющих собой отдельно стоящие щитовые установки, противоречит положениям части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку нарушение данной нормы является одним из оснований для отказа в выдаче разрешений на установку рекламной конструкции, предусмотренных в части 15 статьи 19 Закона о рекламе, полномочия чего принадлежат исключительно Департаменту архитектуры и градостроительства. Данный довод выходит за рамки рассматриваемого предмета спора.
Следовательно, отказав Обществу в приеме заявлений о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, Учреждение вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
На этом основании действия Учреждения по возврату заявлений Общества о выдаче разрешений на установку 8 рекламных конструкций по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, микрорайон Мещерское озеро, пересечение с ул. Пролетарская, являются незаконными.
При установленных выше обстоятельствах основания для отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области в обжалуемой части отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2011 по делу N А43-4854/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Рекламная служба города Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4854/2011
Истец: ООО "Строй-Спектр", ООО Строй-Спектр г. Н. Новгород
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода, МУ "Рекламная служба города Нижнего Новгорода"
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4288/11