город Ростов-на-Дону |
дело N А53-8474/2011 |
17 октября 2011 г. |
15АП-10379/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Л.А. Захаровой, С.С. Филимоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыковой В.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от заинтересованного лица: главного государственного таможенного инспектора Лосниковой А.В., доверенность от 25.07.2011 г. N 02-32/1074, служебное удостоверение ГС N 184073 сроком до 20.07.2014 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2011 по делу N А53-8474/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РостТрейд" к заинтересованному лицу Ростовской таможне об оспаривании решения, принятое в составе судьи Воловой Н.И.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РостТрейд" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее -таможня) о признании незаконным решения от 14.04.2011 о корректировке таможенной стоимости товара, вывезенного по ГТД N 10313030/110411/0000435.
Решением суда от 12.08.2011 г. заявленные обществом требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что декларант представил необходимые документы, подтверждающие правильность определения таможенной стоимости товара по первому методу. Цена товара определена контрактом и подтверждена предусмотренными контрактом документами. Таможня не представила доказательств невозможности использования первого метода определения таможенной стоимости товара, ввезённого обществом.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Представитель таможни не возражала против рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества.
Учитывая изложенное, на основании ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "РостТрейд" экспортировало с таможенной территории Российской Федерации товар - лом черных металлов по ГТД N 10313030/110411/0000435 в счет контракта N 2011/1-EXP от 18.01.2011, заключенного с фирмой "Berlington Commodities Ltd.".
При таможенном оформлении таможенная стоимость товара заявлена по цене сделки по первому методу определения таможенной стоимости товара.
В качестве документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товара заявитель представил таможенного органу следующие документы: контракт N 2011/1-EXP от 18.01.2011, манифест N 1 от 11.04.2011, паспорт сделки, коносамент, инвойс N 03/2011 от 07.04.2011, акт экспертизы N 0480600405 от 08.04.2011 и другие документы. Данными документами достаточно и достоверно подтверждается вес товара, цена товара.
На основании указанных документов таможенная стоимость определена декларантом следующим образом. Цена товара 250 долларов США за 1 метрическую тонну (подтверждается контрактом, счетом). Вес товара составляет 2 650, 000 метрических тонн, что подтверждается коносаментом N 1. Курс доллара США на дату подачи ГТД (графа 23 ГТД - 28,1211 рубля за 1 доллар США). Расчет выглядит следующим образом: 2 650,000 * 250 * 28,1211 = 18 630 228,75 рублей. Данная таможенная стоимость товара была заявлена обществом (ДТС-3).Таможенная стоимость определена декларантом методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами на условиях FOB Семикаракорск.
В ходе проверки ГТДN 10313030/110411/0000435 таможенным органом были обнаружены следующие признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены:
- заявленная обществом величина таможенной стоимости металлолома отличается в меньшую сторону от уровня экспортных контрактных цен на металлолом, вывозимы в Турцию, информацией о котором располагает Ростовская таможня;
- наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости, выразившееся в отсутствии достаточного документального подтверждения стоимости сделки вывозимых товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 N 500.
В соответствии с решением о проведении дополнительной проверки от 12.04.2011 таможенным органом у общества запрошены следующие дополнительные документы и сведения:
- для уточнения цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате: ведомость банковского контроля по контракту N 2011 /1 -EXP от 18.01.2011, банковские платежные документы о получении экспортером оплаты за предыдущие партии товаров, экспортированных в счет исполнения контракта N 201 1/1-EXP от 18.01.201 1 (если оплата производилась);
- для проверки правильности применения экспортной цены товара: прайс-листы производителя вывозимых (вывезенных) товаров, калькуляция стоимости (себестоимости) вывозимых товаров, подробная расшифровка статей затрат в калькуляции с документальным подтверждением статей, договоры о закупке лома на внутреннем рынке, относящиеся к вывезенной товарной, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, платежные документы, относящиеся к исполнению данных договоров, договоры о перевозке лома к месту его передачи покупателю, погрузке/разгрузке в соответствии с условиями поставки FOB, счета-фактуры, накладные, документы по оплате данных расходов, относящиеся к вывезенной товарной партии, договоры и платежно-расчетные документы с третьими лицами, бухгалтерские данные об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров, бухгалтерская документация продавца-экспортера, содержащая данные о величине прибыли, получаемой экспортером при вывозе оцениваемых, идентичных (однородных) товаров или товаров того же класса и вида товаров с таможенной территории РФ, документы и сведения, полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке, а также продаже и использованию вывозимых (вывезенных) товаров за пределами РФ.
Запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы в целях подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом не были предоставлены.
Таможенный орган, руководствуясь п.4 статьи 69 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, принял 14.04.2011 решение о корректировке таможенной стоимости товаров, согласно которому таможенная стоимость лома черных металлов, задекларированного по ГТДN 10313030/110411 /0000435, не может быть определена на основе стоимости сделки с вывозимыми товарами.
Указанным решением обществу предложено представить документы для определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки с идентичными товарами. В случае отсутствия в распоряжении декларанта документальной информации для применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами, предложено представить документы для применения метода по стоимости сделки с однородными товарами. В случае невозможности представления данных документов предложено определить таможенную стоимость в рамках метода по стоимости сделки с однородными товарами на основе ценовой информации, имеющейся в распоряжении Ростовской таможни, по величине, являющейся основой для расчета обеспечения.
В ответ на предложение таможенного органа декларантом были представлены: письмо от 15.04.2011 N 33 с просьбой произвести выпуск товаров с корректировкой таможенной стоимости на основании сведений о таможенной стоимости однородных товаров, имеющихся в распоряжении таможенного органа, формы ДТС-4, КТС-1.
В результате принятого решения Ростовской таможни заявитель доплатил таможенные платежи.
Общество, полагая, что при декларировании товара были представлены все необходимые документы, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости товара первым методом - по стоимости сделки, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Ростовской таможни от 14.04.2011 о корректировке таможенной стоимости товара, вывезенного по ГТД N 10313030/110411/0000435.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что таможня неправомерно произвела действия по корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД N 10313030/110411/0000435.
Согласно п. 2 ст. 8 ТК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статьей 1 Договора "О Таможенном кодексе таможенного союза" от 27.11.2009 года, принятого Решением Межгосударственного совета ЕЭС N 17 от 27.11.2009 года, установлено, что Стороны принимают Таможенный кодекс таможенного союза, который приведен в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора. Положения настоящего Кодекса имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза.
На основании п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса таможенного союза (далее- ТК ТС) таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 64 ТК ТС Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Порядок определения таможенной стоимости товара в Российской Федерации предусмотрен ст. 323ТК РФ. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
По смыслу ст. 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. В связи с этим таможня обязана опровергнуть при необходимости сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказать достоверность сведений (пункт 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Статья 14 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предусматривает, что порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 500 установлено, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон), с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
Основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом N 5003 -1 для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (пункт 7 Правил).
Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные статьей 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 настоящего Закона.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.
Частью 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" оговаривает, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию
Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за вывозимые товары.
Руководствуясь приведенными нормами права общество определило таможенную стоимость товара по представленной ГТД по цене сделке.
Как следует из материалов дела, основанием для корректировки таможенной стоимости послужила недостаточная документальная подтверждённость сведений о товаре. Однако, данный вывод таможенного органа опровергается материалами дела. Общество представило пакет документов, которым реально располагало и который является достаточным для подтверждения таможенной стоимости первым методом, в том числе, все документы, которые предусмотрены таможенным законодательством, а также Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным приказом ГТК России от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", и документально подтвердило правомерность определения таможенной стоимости по цене сделки с вывозимыми товарами (первый метод). Обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота. Таможней не представлено доказательств недостоверности или неполноты представленных обществом сведений, в связи с чем, не доказана необходимость представления иных затребованных у декларанта документов. В силу условий контракта обществом не могла быть представлена истребованная таможенным органом ведомость банковского контроля на момент оформления ГТД. В частности, в соответствии с пунктом 9.2. контракта его стороны согласовали возможность последующей оплаты товара в течение 180-ти дней с даты выпуска товара с таможенной территории товара.
Более того, вопрос о подтверждении таможенной стоимости товара ведомостью банковского контроля можно рассматривать только после представления обществом в банк полной ГТД с отметкой "выпуск разрешен", так как только после получения полной ГТД с отметкой "выпуск разрешен" банк внесет данные относительно каждой ГТД в паспорт сделки. Так как в соответствии с подпунктом 2.4. "Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", утвержденного ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
Подпунктом 3.3. указанного положения установлено, что информация, содержащаяся в документах, представляемых резидентом в банк ПС в соответствии с настоящим Положением либо иными нормативными актами Банка России, вносится банком ПС в ведомость в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты представления указанных документов. Более того, в подтверждение оплаты заявителем представлены свифт-сообщения.
В соответствии с действующим таможенным законодательством таможенный орган обязан указать основания, по которым не применяется первый метод определения таможенной стоимости товара, который был заявлен декларантом первоначально. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" существует только 4 исчерпывающих основания не применять первый метод определения таможенной стоимости товара.
Данная позиция отражена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 26.07.2005 года, в соответствии с которым разъяснено, что "пунктом 2 статьи 19 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется".
В частности, основной метод не подлежит применению, если: продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально, либо не являются количественно определенными и достоверными".
Вопрос документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товара разъяснен в пункте 1 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 26 июля 2005 года N 29 под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 15 Закона условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Между тем таможенным органом не представлены доказательства недостоверности сведений, указанных в первичных документах, представленных заявителем в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости товара.
Тот факт, что обществом не представлена бухгалтерская документация (договора о закупке лома на внутреннем рынке, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, платежные документы), не представлена калькуляция себестоимости товара в обоснование развернутого описания сведений, включенных в структуру таможенной стоимости, на которое указывает таможня, не является доказательством недостоверности представленных обществом сведений, подтвержденных иными документами.
Калькуляция стоимости товара является внутренним документом декларанта и свидетельствует о себестоимости товара при его приобретении декларантом на российском рынке. Истребованные таможенным органом документы не являются документами, подтверждающими цену товара по внешнеэкономической сделке, а лишь в совокупности с иными доказательствами по делу могут свидетельствовать о недостоверности заявленных декларантом сведений о стоимости товара по внешнеэкономической сделке.
Кроме того, таможня не пояснила, как непредставление калькуляции повлияло на достоверность всего представленного пакета документов и заявленной таможенной стоимости в целом.
Недостоверность заявленных декларантом сведений о стоимости товара по внешнеэкономической сделке таможенным органом не подтверждена, судом не установлена.
Довод таможенного органа о том, что обществом производится экспорт лома металлов различной марки по единой цене обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку лом металла марки 3А и 12А является видом стального лома и отходов по ГОСТу 2787-75, и фактический вывоз декларантом металлолома марки 3А и 12А не противоречит условиям заключенного контракта
Кроме того, таможенное законодательство относит данные виды лома к одной и той же товарной субпозиции ТН ВЭД.
Деление лома черных металлов на виды осуществляется каждой организацией самостоятельно на основе ГОСТ 2787-75 и самостоятельно разработанных на его основе технических условий. Переработка товара заключается только в его сортировке, что не оспаривается таможенным органом.
Довод апелляционной жалобы таможенного органа о том, что заявленная таможенная стоимость товара имеет низкий ценовой уровень на фоне ценовой информации текущего периода, что согласно п. 5 Приказа ГТК РФ от 05.12.2003 г. N 1399 является признаком того, что сведения, заявленные при декларировании товаров, могут являться недостоверными, отклоняется судом апелляционной инстанции в виду необоснованности. Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверном декларировании.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.05 в постановлении N 29 указал, что признаки недостоверности сведений о цене сделки, либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме.
2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара.
3) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты.
4) наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных обществом документах, таможенным органом не сделано.
При таких обстоятельствах, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения. Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. Апелляционная жалоба отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8474/2011
Истец: ООО "РостТрейд"
Ответчик: Ростовская таможня
Третье лицо: Ростовская таможня
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10379/11