город Омск
17 октября 2011 г. |
Дело N А75-4543/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6960/2011) апелляционной жалобой (регистрационный номер 08АП-6960/2011) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 26.07.2011 по делу N А75-4543/2011 (судья Шабанова Г.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Мостострой-11" (1028601680359, ИНН 8617001665)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
о признании недействительным постановления от 22.03.2011 N 711-11/013 о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Мостострой-11" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Открытое акционерное общество "Мостострой-11" (далее по тексту - Общество, ОАО "Мостострой-11") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - административный орган, ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре) об оспаривании постановления о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.07.2011 по делу N А75-4543/2011 заявление ОАО "Мостострой-11" удовлетворено. Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре от 22.03.2011 N 711-11/006 о назначении административного наказания ОАО "Мостострой-11" в виде штрафа в размере 45 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признано незаконным и отменено полностью.
Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Административный орган считает, что в материалах настоящего дела имеется достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
От ОАО "Мостострой-11" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, и дополнения к отзыву, которые приобщены к материалам дела.
От Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре поступили дополнения к апелляционной жалобе.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между ОАО "Мостострой-11" (резидент) и компанией "Linde - KCA - Dresden GmbH" (нерезидент) 26.10.2009 заключен контракт N 051 2MD 6950 Свайные работы (далее по тексту - контракт от 26.10.2009 N 051 2MD 6950).
В филиале ОАО "Ханты-Мансийский банк" (далее по тексту - Банк) 13.11.2009 открыт паспорт сделки N 09110001/1971/0005/3/0 к контракту N 051 2MD 6950.
Справка о подтверждающих документах относительно акта о приёмке выполненных работ за март 2010 года от 23.03.2010 N 1 и N 5 на сумму 14 296, 79 Евро и 7 127 280, 33 руб. представлена в Банк - 09.08.2010.
Административный орган, усмотрев в действиях Общества факт совершения административного правонарушения в области валютного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, составил протокол об административном правонарушении, принял постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.03.2011 N 711-11/013, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, в том числе повторности совершения правонарушения ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
Считая указанное постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
26.07.2011 Арбитражным судом Ханты - Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано ТУ ФСФБН в ХМАО-Югре в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Из части 6 статьи 15.25 КоАП РФ следует, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 данного Закона, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; паспорт сделки.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установлено, что справки о подтверждающих документах являются формами учета и отчетности по валютным операциям.
Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусматривается, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный Банк России.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие оказание услуг.
В силу пунктов 2.2, 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению N 258-П, и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют о том, что 26.10.2009 между ОАО "Мостострой-11" (резидент) и компанией "Linde - KCA - Dresden GmbH" (нерезидент) заключен контракт N 051 2MD 6950 Свайные работы.
В филиале ОАО "Ханты-Мансийский банк" 13.11.2009 открыт паспорт сделки N 09110001/1971/0005/3/0 к контракту N 051 2MD 6950.
Предметом указанного выше контракта являются свайные и земляные работы на участке 31 (СУ 31) установки по производству полипропилена (Тобольск ПП) на территории заказчика в г. Тобольске (раздел 3 договора N 051 2MD 6950).
В силу пункта 5.1 договора N 051 2MD 6950все платежи производятся в течение 45 дней после получения счета в согласованном формате и в соответствии с требованиями Компании и российскими стандартами бухгалтерского учета.
Как следует из пункта 5.2 договора подрядчику будет перечислена предоплата в размере 30 % от цены Контракта. Подрядчик предоставляет с первым счетом гарантию возврата предоплаты, выданную банком первого класса или адекватную гарантию, приемлемую для Компании, составляющую 30 % от цены Контракта и действующую до приемки выполненных работ.
В пункте 5.3 договора N 051 2MD 6950 стороны установили, что подрядчик выставляет только один счет на оплату в месяц на основании отчета о ходе выполнения работ, в соответствии с согласованной сторонами системой оценки хода выполнения работ, в соответствии с согласованной сторонами системой оценки хода выполнения работ.
Эти счета должны: соответствовать требованиям раздела 7.1 Контракта; покрывать 90 % стоимости выполненных работ на основании согласованного порядка работ и с одобрения Компании. Оставшиеся 10 % включаются в финальный счет. Предоплата, указанная в подпункте 5.2, пропорционально вычитается из каждого платежа; выставляться в течение 14 календарных дней с момента подтверждения компанией ежемесячного отчета о ходе выполнения работ.
В материалах настоящего дела имеются акты о приемке выполненных работ за март 2010 года.
По мнению административного органа, акты о приемке выполненных работ за март 2010 года N 1 и N 5 датированы 23.03.2010, следовательно, ОАО "Мостострой-11" должно было предоставить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, (март 2010 года) в течение которого были оформлены документы (23 марта 2010), то есть не позднее 15.04.2010. Поскольку фактически Общество представило в Банк справку 09.08.2010, тем самым нарушило требования пункта 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П.
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, считает позицию административного органа неправомерной исходя из следующего.
Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 для применения в целях бухгалтерского, а с вступлением в силу Налогового кодекса - и налогового учёта были введены формы первичной учётной документации по капитальному строительству.
Для оформления взаимоотношений между заказчиками и подрядчиками предусмотрены Акт о приёмке выполненных работ по форме КС -2 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
Акт по форме КС-2 согласно Постановлению Госкомстата РФ N 100 предназначен для приёмки выполненных строительно-монтажных работ.
Форма КС-3 составляется за отчётный период на основании данных Акта по форме КС-2 и предназначена для расчётов с заказчиком за выполненные работы.
В письме Росстата от 31.05.2005 N 01-02-9/381 указано на обязательность применения данных форм первичной документации организациями всех форм собственности.
Однако как следует из смысла статьи 753 ГК РФ, приёмка выполненных работ заказчиком осуществляется либо в целом по договору, либо поэтапно, если поэтапная приёмка предусмотрена условиями договора подряда.
Под этапом следует понимать отдельный завершённый вид или комплекс работ, по которому в результате его приёмки заказчиком к нему могут перейти риски случайной гибели или повреждения результата выполненных подрядчиком работ.
К определённому договором этапу применяются такие существенные условия договора строительного подряда, как стоимость и срок строительства.
Если условиями договора подряда предусмотрен такой порядок расчетов, заполнение форм КС-2 и КС-3 для определения суммы очередного промежуточного платежа является логичным и необходимым.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно условиям договора порядок расчётов, применяемый во взаимоотношениях между ОАО "Мостострой-11" и компанией "Linde-KCA-Dresden GmbH" по контракту от 26.10.2009 N 051 2MD 6950, предполагает составление одного акта выполненных работ по итогам всех работ контракту. Составление поэтапных актов выполненных работ, контракт не предполагает.
Стороны в контракте оговорили, что заполнение помесячных актов не свидетельствует о приёмке работ заказчиком в соответствии с требованиями ГК РФ, а свидетельствует лишь об определении суммы промежуточного расчёта (авансового платежа) между сторонами (раздел 17).
Как следует из пункта 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", что при осуществлении строительства здания по договору строительного подряда, в котором этапы работ не выделялись, акты по форме КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов. Данные акты не являются актом предварительной приемки результата отдельного этапа работ, с которым закон связывает переход риска на заказчика.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кроме того, судя по форме, акты выполненных работ были получены электронной почтой. При этом административный орган вопрос о дате получения документов не исследовал. Из самих документов не следует, что дата подписания одной стороной и получения документа другой стороной совпадают.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 26.07.2011 по делу N А75-4543/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4543/2011
Истец: ОАО "Мостострой-11"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по ХМАО-Югре
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6960/11