город Ростов-на-Дону |
дело N А32-3516/2010 |
17 октября 2011 г. |
15АП-10468/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Л.А. Захаровой, С.С. Филимоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лыковой В.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2011 по делу N А32-3516/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КЛААС"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании недействительными решения, требования,
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КЛААС" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее -таможня) о признании недействительным решение от 02 ноября 2009 г. N 10317000-15/601 о классификации корпуса ускорительного и молотильного барабанов зерноуборочного комбайна "Тукано 450" в соответствии с кодом ТН ВЭД 8433 52 000 0, а также о признании недействительным требование от 20 ноября 2009 г. N 1953 об уплате таможенных пошлин, НДС и пени.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что представленный к таможенному декларированию товар является неотъемлемой частью комбайна CLAAS типа TUCANO 430/440/450. Указанный агрегат не используется на иных сельскохозяйственных машинах, и тем более, не может быть использован самостоятельно для выполнения определенной производственной функции, поскольку источником энергии является единый дизельный двигатель комбайна.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Жалоба мотивирована тем, что спорный товар может использоваться в качестве самостоятельного механизма, в связи с чем товар должен классифицироваться как часть этой машины, а не как самостоятельный механизм для обмолота.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Таможня и общество своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, уведомили суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Учитывая изложенное, на основании ст. 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей таможни и общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "КЛААС" зарегистрировано ИФНС России N 5 по г. Краснодару в качестве юридического лица, ИНН 2312104023, является участником внешнеторговой деятельности.
ООО "КЛААС" по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10317090/190509/0002194 задекларирован товар - комплектующие для зерноуборочных комбайнов "Тукано", корпус молотильного и ускорительного барабанов в комплекте с ускорительным и молотильным барабаном, элемент облицовки кабины комбайна (задняя крышка) с указанием кода 8433 90 000 0 со ставкой таможенной пошлины 0%.
Товар был ввезен по договору купли-продажи N 975/081121 CSE от 21.11.08г., заключенному между Клаас Зельбстфаренде Эрнтемашенен Гмбх и ООО "КЛААС".
После выпуска товара Новороссийской таможней была проведена проверка достоверности заявленных сведений.
По результатам проверки принято решение N 10317000-15/601 от 02.11.09 г. о классификации спорного товара в подсубпозиции 8433 52 000 0. В соответствии с произведенной классификацией ставка таможенной пошлины составила 5%, в связи с чем таможенным органом доначислено ООО "КЛААС" 280929,84 руб. (включая НДС), пени в сумме 18 639,70 руб., а также направлено требование от 20 ноября 2009 года N 1953 об уплате указанной суммы и пени.
Не согласившись с вышеуказанными ненормативными актами таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отменены решения по данному делу.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным решения органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий подтверждено материалами дела применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Статьей 40 ТК РФ предусмотрено, что товары при их декларировании таможенным органам (глава 14) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными.
Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 таможенного кодекса (в редакции о т 30 декабря 2008 года, действовавшей на момент возникновения спорных отношений - подачи грузовой таможенной декларации и таможенного оформления товара).
Согласно статье 39 ТК РФ товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Основным документом, устанавливающим порядок описания и кодирования товаров, является Международная конвенция "О гармонизированной системе описания и кодирования товаров" (далее - Конвенция) от 14 июня 1983 года, которая ратифицирована Российской Федерацией 01 января 1997 года. Пунктом 3 данной Конвенции установлено, что ничто в настоящей статье не запрещает Договаривающейся Стороне создавать в своих таможенно-тарифной или статистических номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в Гармонизированной системе, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода, приведенного в Приложении к настоящей Конвенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (далее - Постановление Правительства N 718) на момент возникновения спорных отношений было определено, что Таможенный тариф Российской Федерации является сводом ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Постановлением Правительства N 718 был утвержден Таможенный тариф, содержащий в себе "Основные правила интерпретации ТН ВЭД" (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 -6 ОПИ ТН ВЭД (в редакции от 22 апреля 2009 года, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
В соответствии с правилом 2 а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой - либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в с илу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями выше упомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Из приведенного следует, что для целей правильной классификации товара используются не только тексты товарных позиций, но и соответствующие примечания к разделам или группам.
Кроме того, для классификации товара в качестве комплектующей части сложного механизма необходимо, чтобы часть обладала всеми свойствами механизма и несла его функциональное предназначение. При классификации товара предпочтение отдается той товарной позиции, которая дает более полное описание товара, отображая его технические характеристики, функциональное назначение, область применения. Все эти обстоятельства оцениваются в совокупности.
При декларировании товара в графе 31 ГТД 10317090/190509/0002194, заявитель, описывая товар, указал более расширенные сведения о наименовании и технических характеристиках в сравнении с теми данными, которые были указаны поставщиком при поставке товара в адрес покупателя и отраженных в отгрузочных документах. Так, им был задекларирован товар: "комплектующие для зерноуборочных комбайнов "ТУКАНО 450 корпус молотильного и ускорительного барабанов в комплекте с ускорительным и молотильным барабаном арт. 0528012 - 12 шт. Элемент облицовки кабины комбайна (задняя крышка) арт. 05284321 - 12 шт. ".
Согласно описи документов к названной ГТД заявителем дополнительно приложены следующие документы: Контракт N 975/081121 CSE от 21.11.2008 г., Дополнение N 1 от 22.11.2008 г., Приложения N 9 от 06.01.2009 г., и т.д., в том числе и техническое описание товара.
При декларировании обществом заявлен код 8333 90 0000 ТН ВЭД.
Таможенный орган решением N 10317000-15/601 от 02.11.2009 г. изменил класси фикационный код общества на код 8433 52 0000.
Согласно ТН ВЭД классификационный код 8433 90 0000 имеет следующее описание: "Машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других таможенной пошлины 0%.
В соответствии с ТН ВЭД классификационный код 8433 52 0000 имеет следующее описание: "Машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов, кроме машин товарной позиции 8437: машины или механизмы для обмолота". Ставка ввозной таможенной пошлины 5 %.
Примечаниями 2 а) и 2 б) раздела Раздел XVI "Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности" предусмотрено, что части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.
Другие части, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции (включая машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно.
В соответствии с правилом 3 примечания к разделу XVI комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны класси фицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговоре но иное.
В данных примечаниях термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85 (правило 5 примечания к разделу XVI ТН ВЭД).
Из совокупности приведенных норм следует, что для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД товаров группы 84 Раздела XVI ТН ВЭД необходимо установление основных свойств и характеристик товара, позволяющих определить возможность его самостоятельного использования, выполнения самостоятельной функции, а также возможности или невозможности использования с другими машинами и агрегатами. Если возможность самостоятельного применения или применения в сочетании с другими агрегатами отсутствует, то товару должен быть присвоен товарный код машины (механизма), частью которого он является.
В подтверждение обстоятельств, на которые оно ссылается, заявитель представил заключения независимых экспертов, а также справку о технических характеристиках от производителя.
Согласно заключению экспертной комиссии факультета механизации Кубанского государственного аграрного университета (вх. N 272 от 27 февраля 2009 года) узел артикул 05280812 (корпус ускорительного и молотильного барабанов в сборе с ним)... не правомерно рассматривать, как самостоятельную машину, выполняющую завершенный технологический процесс. Рассматриваемый узел является комплектующим узлом комбайна "Тукано - 450/440/430".
Актом экспертизы N 011-09-00693 ТПП Краснодарского края установлено, что представленный к экспертизе блок барабанов, где в комплект блока входят молотильный барабан, ускорительный барабан, отбойный барабан и система шкивов, предназначен для зерноуборочного комбайна CLAAS типа TUCANO 450. Барабаны собраны в единый корпус, который является частью корпуса зерноуборочного комбайна. Блок барабанов устанавливается на передний ведущий мост комбайна.. Привод транспортера наклонной камеры, блока барабанов через систему шкивов, соломотряса и других агрегатов осуществляется от единого дизельного двигателя комбайна. В качестве заключения в данном акте экспертизы указано: "Предъявленный к экспертизе блок барабанов, предназначенный для выполнения функции обмолота зерновых культур, является неотъемлемой частью зерноуборочного комбайна CLAAS типа TUCANO 450. По конструкции блок барабанов не относится к машинам и не может использоваться в виде самостоятельного агрегата для выполнения функции обмолота ."
В экспертном заключении N 012/2009 содержатся аналогичные указанным выше выводы. Дополнительно в пункте 14.3 заключения N 012/2009 указывается, что система обмолота и сепарации CLAAS APS не имеет аналогов на комбайнах других производителей (посредством дополнительного молотильного барабана-ускорителя обеспечивается равномерная подача хлебной массы в молотильное устройство, предварительный обмолот, оптимизируется процесс сепарации и в целом увеличивается производительность комбайна до 20 %. Системой APS оснащены модели TUCANO 4-й серии (TUCANO 430, 440 и 450). В качестве вывода указано: "Представленный на исследование товар. комплектующие для зерноуборочных комбайнов "TUCANO 450"; корпус молотильного и ускорительного барабанов в комплекте с ускорительным и молотильным барабаном артикул 05280812, являются системой обмолота - неотъемлемой частью зерно уборочного комбайна и не может работать отдельно от него, так как не имеет собственного привода, а корпус системы обмолота - это часть корпуса комбайна ..".
Правомерность классификации товара, произведенной заявителем, также подтверждается дополнительно представленными доказательствами, а именно: справкой о технических характеристиках Корпуса ускорительного и молотильного барабана (TROMMELHAUS MO) зерноуборочного комбайна TUCANO 430/440/450 (далее - справка о технических характеристиках).
В соответствии со справкой о технических характеристиках, функцией корпуса барабанов является участие в системе обмолота зерновых культур, осуществляемой комбайном. Однако следует отметить, что непосредственно в корпусе барабана обмолот зерновых культур производится не в полном объеме. Так, домолот обмолачиваемой массы производится специальной альтернативной системой домолота, установленной в задней части комбайна. Помимо силового агрегата для осуществления функции обмолота зерна необходимо наличие системы сепарации, в состав которой входят валы и клавиши соломотряса, стрясная доска, колосовой шнек, система домолота, вентилятор и т.д. Корпус барабанов не может самостоятельно использоваться без силового агрегата комбайна, механизма подачи зерновой массы и механизма очистки зерна, т.е. его использование возможно только при условии его установки в комбайн при его сборке/ производстве. Корпус барабанов не поставляется для реализации в свободной продаже на территорию Российской Федерации, разработан исключительно для установки на комбайне "TUCANO".
Таким образом, обществом в материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что представленный к таможенному декларированию товар является неотъемлемой частью комбайна CLAAS типа TUCANO 430/440/450. Указанный агрегат не используется на иных сельскохозяйственных машинах, и тем более, не может быть использован самостоятельно для выполнения определенной производственной функции, поскольку источником энергии является единый дизельный двигатель комбайна.
Кроме того, обоснованность проведения классификации товара в товарной позиции 8433 90 0000 подтверждается Пояснениями к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, Том 4, Разделы XIV - XVI, Группы 71 - 84, подготовленными Федеральной таможенной службой и применяемыми в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения номенклатуры.
Так, в примечании к группе 84 ТН ВЭД, раздел "Части" указано, что при условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей (см. общие положения к разделу XVI), части машин данной товарной позиции также включаются в данную товарную позицию, например: . молотильные барабаны, платформенные соломотрясы, выбрасыватели соломы и т.д. для зерноуборочных комбайнов или жаток .
С учетом изложенного, обществом в материалы дела представлены надлежащие и достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что представленный к таможенному декларированию товар является неотъемлемой частью комбайна CLAAS типа TUCATO 430/440/450. Указанный агрегат не используется на иных сельскохозяйственных машинах, и тем более, не может быть использован самостоятельно для выполнения определенной производственной функции, поскольку источником энергии является единый дизельный двигатель комбайна. Обоснованность вывода о том, что агрегат или механизм технологически сложной машины, предназначенный главным или исключительным образом для использования с этим механизмом, подлежит декларированию в качестве части этого сложного механизма, подтверждается сложившейся арбитражной практикой, а именно: постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 ноября 2009 года по делу N А53-10177/2009, от 19 августа 2010 года по делу N А53-26651/2009, от 11 мая 2010 года по делу N А53-19989/2009, от 30 апреля 2010 года по делу N А53-22738/2009, от 14 апреля 2010 года по делу N А53-17309/2009.
Довод апелляционной жалобы таможенного органа о преюдициальном характере дела N А40 -121216/2009 о признании незаконным предварительного классификационного решения Федеральной таможенной службы от 16.06.09г. N 06-12/32230 отклоняется судом апелляционной инстанции, ввиду того, что предметом спора по делу А40-121216/2009 является предварительное классификационное решение Федеральной таможенной службы, а в настоящем деле -классификационное решение Новороссийской таможни. Кроме того, настоящее дело и дело N А40-121216/2009 имеют различный субъектный состав и предмет спора, следовательно вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-121216/2009 не является преюдициальным для настоящего спора.
Таким образом, решение от 02.11.09 года N 10317000-15/5601 о классификации корпуса ускорительного и молотильного барабанов зерноуборочного комбайна "ТУКАНО 450" в соответствии с кодом ТН ВЭД 8433 52 0000 и требование от 20.11.2009 г. N 1953 об уплате таможенных пошлин, НДС и пени подлежат признанию недействительными, как несоответствующее таможенному законодательству;
Рассмотрев довод таможенного органа о неправомерном взыскании с него судебных расходов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данный довод таможни отклоняется в виду неосновательности. В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплаченной обществом "КЛААС" в бюджет государственной пошлине относятся на Новороссийскую таможню.
После рассмотрения дела по существу и принятия окончательного судебного акта отношения по уплате государственной пошлины прекращаются, возникают отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося судебного спора.
То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, не может влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов за счет ответчика, к числу которых в силу положений главы 9 АПК РФ отнесены расходы по уплате государственной пошлины.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, часть 1 статьи 110 АПК РФ гарантирует возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны. Суд первой инстанции, взыскивая судебные расходы, правомерно сослался на то, что в силу ст. 110 АПК РФ статус государственного органа не освобождает этот орган от обязанности возместить судебные расходы стороне по делу, которая выиграла спор.
Сходная правовая позиция высказана в определениях Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19.04.2010 г. N ВАС-4681/10, от 19.04.2010 г. ВАС-4405/10, от 14.04.2010 г. N ВАС-4276/10, от 19.04.2010 г. N ВАС-4743/10.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3516/2010
Истец: ООО "КЛААС"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийская таможня