г. Пермь
25 июня 2010 г. |
Дело N А50-3952/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2010 года
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Гребенкиной Н.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русановой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчика администрации Пермского муниципального района - представитель не явился,
от ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района - представитель не явился,
от заинтересованного лица - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ООО "Аквилон"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 апреля 2010 года
по делу N А50-3952/2010,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.
по заявлению ООО "Аквилон"
к администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района
заинтересованное лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю"
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об устранении нарушения прав заявителя,
установил:
ООО "Аквилон" (заявитель) обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением к администрации Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (ответчики) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 59:32:3420001:1128 площадью 23119 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Двуреченское с/п, в 3,03 км восточнее д. Устиново, о возложении на ответчиков обязанности по подготовке распоряжения о предоставлении указанного земельного участка в собственность, проекта договора купли-продажи земельного участка, по направлению проекта договора в адрес заявителя в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
В порядке ст. 51, ст.200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю".
Решением арбитражного суда Пермского края от 16.04.2010 (резолютивная часть от 15.04.2010) отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 18.01.2010 N 43 в предоставлении ООО "Аквилон" земельного участка, площадью 23119 кв.м с кадастровым номером 59:32:3420001:1128, расположенного по адресу: Пермский край, Двуреченское с/п, в 3,03 км восточнее д. Устиново в собственность за плату признан незаконным. На администрацию Пермского муниципального района возложена обязанность рассмотреть заявление ООО "Аквилон" и принять соответствующее решение.
Решение суда от 16.04.2010 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит решение изменить, обязать администрацию Пермского муниципального района принять решение о предоставлении земельного участка в собственность. Заявитель указывает на то, что является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 59:32:342 0001:1128, имеет исключительное право на предоставление этого земельного участка в собственность. Оспариваемый отказ ответчика противоречит закону и нарушает права заявителя. Поскольку заявление о предоставлении земельного участка ответчиком рассмотрено, оснований для возложения на него обязанности повторно рассмотреть указанное заявление, не имелось. Кроме того, заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции не были приняты во внимание договорные обязательства ответчика по продаже земельного участка, согласованного в договоре аренды, необоснованно сделан вывод об отсутствии межевания земельного участка площадью 236119 кв.м.
Ответчиками возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником производственного нежилого здания, общей площадью 738,9 кв.м., инвентаризационный номер 25600, расположенного в Пермском районе, Фроловское с/п, в 0,2 км. Западнее д.Замулянка.
По договору аренды земельного участка от 21.10.2009 N 216 Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района предоставил заявителю во временное пользование на условиях аренды сроком на 20 лет земельный участок с кадастровым номером 59:32:3420001:1128 площадью 23119 кв.м, расположенный в Пермском районе, Двуреченское с/п, в 3,03 км восточнее д. Устиново.
10.12.2009 заявитель обратился в администрацию Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 18.01.2010 Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района по поручению администрации муниципального района отказал заявителю в представлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием письменного согласия администрации Пермского муниципального района на образование испрашиваемого земельного участка путем объединения из двух других. Заявителю было предложено провести землеустроительные работы по размежеванию земельного участка, сформировать земельный участок под объектами недвижимости и повторно обратиться с заявлением о выкупе.
Полагая, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность противоречит закону, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно материалам дела к заявлению от 10.12.2009 заявителем были приложены все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, в том числе, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ответчик Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района указал на отсутствие согласия администрации Пермского муниципального района на образование испрашиваемого земельного участка путем объединения из двух других.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность ООО "Аквилон" противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Постановлением Главы Пермского муниципального района от 21.10.2009 N 2365 заявителю предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 59:32:3420001:1128 общей площадью 23119 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, в 3,03 км. восточнее д. Устиново, образованный в результате объединения земельных участков: - общей площадью 7982 кв.м, расположенного примерно в 0,2 км по направлению на запад от ориентира Пермский край, Пермский район, Фроловское с/п, д. Замулянка, - общей площадью 15137 кв.м, расположенного примерно в 0,4 км по направлению на запад от ориентира: Пермский край, Пермский район, Фроловское с/п, д. Замулянка. Определено разрешенное использование этого земельного участка - под промышленные предприятия.
21.10.2009 Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района заключил с заявителем договор аренды этого земельного участка для использования под промышленные предприятия.
Как следует из кадастрового паспорта от 21.09.2009 земельный участок с кадастровым номером 59:32:3420001:1128 общей площадью 23119 кв.м поставлен на кадастровый учет, сведения о границах этого земельного участка достаточны для их определения на местности.
Таким образом, указанный земельный участок сформирован для использования объектов недвижимости, принадлежащих ООО "Аквилон", и предоставлен заявителю уполномоченным органом местного самоуправления.
Ссылка ответчика Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района на отсутствие согласия администрации Пермского муниципального района на образование испрашиваемого земельного участка путем объединения из двух других противоречит содержанию постановления Главы Пермского муниципального района от 21.10.2009 N 2365.
В то же время, признавая отказ в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, суд первой инстанции обязал Администрацию Пермского муниципального района вновь рассмотреть заявление ООО "Аквилон" и принять соответствующее решение.
Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Поскольку заявление ООО "Аквилон" было рассмотрено ответчиком Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района с принятием решения об отказе в предоставлении земельного участка, вывод суда первой инстанции о необходимости повторного рассмотрения этого заявления не может быть признан обоснованным.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Поскольку решение, изложенное в письме от 18.01.2010 N 43, является неправомерным, предусмотренных законом ограничений в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность судом не установлено, устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возможно путем принятия Администрацией Пермского муниципального района решения, указанного в п. 6 ст. 36 ЗК РФ.
Требования заявителя о возложении на ответчиков обязанности направить договор купли-продажи земельного участка являются преждевременными, поскольку в силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ подготовка проекта договора купли-продажи и его направление производятся в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности.
При таких обстоятельствах, решение суда от 16.04.2010 подлежит изменению, как принятое с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на ответчиков. Государственная пошлина, излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату согласно ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 16 апреля 2010 года по делу N А50-3952/2010 изменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 18.01.2010 N 43 в представлении ООО "Аквилон" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 59:32:3420001:1128 площадью 23119 кв.м, расположенного в Пермском районе, Двуреченское с/п, в 3,03 км восточнее д. Устиново, как противоречащий ст. 36 ЗК РФ.
Обязать администрацию Пермского муниципального района в течение 10 дней принять решение о предоставлении ООО "Аквилон" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 59:32:3420001:1128 площадью 23119 кв.м, расположенного в Пермском районе, Двуреченское с/п, в 3,03 км восточнее д. Устиново.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Взыскать с Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в пользу ООО "Аквилон" государственную пошлину по заявлению и по апелляционной жалобе в размере 3000 (трех тысяч) руб.
Взыскать с администрации Пермского муниципального района в пользу ООО "Аквилон" государственную пошлину по заявлению и по апелляционной жалобе в размере 3000 (трех тысяч) руб.
Возвратить ООО "Аквилон" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 (двух тысяч), излишне уплаченную по платежному поручению N 83 от 12.05.2010.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-34633/08
Истец: ГУП СО "Птицефабрика "Первоуральская"
Ответчик: СПК "Нива"
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2491/09