г. Пермь
16 февраля 2010 г. |
Дело N А50-30892/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Гребенкиной Н. А., Паньковой Г. Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спиридоновой Т.Н.,
при участии:
от заявителя - администрации городского округа закрытого административно-территориального образования "Звездный" (далее - администрация) - Швецов А.М. (доверенность от 11.01.2010 N 3);
от Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - регистрационная служба) - Горкунова Л.М. (доверенность от 10.12.2009 N 81);
от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (далее - территориальное управление) - Баев А.Н. (доверенность 11.01.2010 N 05);
иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.12.2009
по делу N А50-30892/2009
принятое судье Ремянниковой И.Е.,
по заявлению администрации
к регистрационной службе
заинтересованные лица - территориальное управление, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
установил:
Администрация обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к регистрационной службе о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, изложенного в уведомлении от 31.07.2009 в отношении 17 земельных участков, и обязании регистрационную службу произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на эти земельные участки.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: территориальное управление, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата".
Решением суда от 11.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с решением суда не согласна, просит его отменить, заявление о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности удовлетворить, ссылаясь на применение судом закона, не подлежащего применению. По мнению администрации, для проведения государственной регистрации были представлены все необходимые документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, а именно: выписка из Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", кадастровые паспорта на земельные участки, копия решения Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 15.07.1993 N 749, удостоверяющего право муниципального образования на земли в границах закрытого административно-территориального образования. По мнению администрации, спорные земельные участки относятся к муниципальной собственности в силу разграничения государственной собственности на землю в соответствии со ст. 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в соответствии с нормативным актом - решением Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 15.07.1993 N 749, подтверждающим, по мнению администрации, право муниципальной собственности.
Представитель администрации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Регистрационной службой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на несостоятельность изложенных в жалобе доводов, и законность и обоснованность принятого по делу решения. Регистрационная служба считает отказ в проведении регистрации права муниципальной собственности на земельные участки законным, так как администрацией не представлены на регистрацию документы, подтверждающие возникновение права муниципальной собственности на спорные земельные участки при разграничении государственной собственности на землю. Представленное в регистрационную службу решение Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 15.07.1993 N 749 не является документом, свидетельствующим о предоставлении спорных земельных участков муниципальному образованию "Городской округ ЗАТО Звездный Пермского края" или его правопредшественникам.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором пояснило, какие из спорных земельных участков являются ранее учтенными, а какие поставлены на кадастровый учет впервые. Просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
От Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю проступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы администрации без участия представителя Управления Роснедвижимости.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 31.07.2009 N 14/20/2009-224, 227, 228, 229, 223, 225, N 14/24/2009-52, 49, 50, 51, 53, 48, 47, 45, 46, 54, 55 регистрационная служба отказала администрации в государственной регистрации права муниципальной собственности на 17 земельных участков на основании абз. 3, 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), в обоснование отказа сославшись на то, что с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо, а также на то, что документы, представленные на регистрацию, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. При этом регистрационная служба сослалась на то, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью, в подтверждение чего сослалась на ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Закона "О закрытом административно-территориальном образовании" и ответ территориального управления (т. 1, л.д. 12-14).
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что при разграничении права собственности на землю спорные земельные участки относятся к муниципальной собственности как земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (п. 3 ст. 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). В качестве документа, подтверждающего такое предоставление, администрация приводит решение Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 15.07.1993 N 749.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта (действия) закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии со ст. 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Для подтверждения оснований отнесения спорного земельного участка к муниципальной собственности в соответствии с названными актами администрацией было представлено решение Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 15.07.1993 N 749 "О закрытом административно-территориальном образовании "Звездный" (Пермь-76)", согласно которому введена новая административно-территориальная единица в составе административно-территориального деления Пермской области и в ведение Совета народных депутатов ЗАТО пгт Звездный переданы все земли в пределах согласованной с малым Советом Пермского районного Совета народных депутатов границы территории, площадью около 7 тыс. гектаров (т. 1, л.д. 88, 89). Кроме того, на регистрацию были представлен кадастровые паспорта на земельные участки, заявления о проведении регистрации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (т. 1, л.д. 15-42).
Вместе с тем указанное решение Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 15.07.1993 N 749 "О закрытом административно-территориальном образовании "Звездный" (Пермь-76)" не является тем актом, который подтверждает предоставление земельных участков органу местного самоуправления, то есть правоустанавливающим документом на землю. Он лишь подтверждает учреждение новой территориально-административной единицы и передачу в ведение местных органов все земли в пределах согласованной границы, что не противоречит п. 3 ст. 6 Закона "О ЗАТО" в редакции, действовавшей на дату издания решения от 15.07.1993 N 749.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для регистрации права муниципальной собственности на спорные участки на основании такого документа как решение Малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 15.07.1993 N 749.
Иных оснований для регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки, в том числе в силу нахождения на них объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, администрацией не приводилось, и документов, подтверждающих данные обстоятельства, в регистрационную службу не представлялось, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела доказательства, и подтверждено представителем администрации в судебном заседании.
С учетом изложенного отказ в проведении регистрации является законным, оснований для удовлетворения заявления администрации не имелось.
При этом как верно указал суд первой инстанции, в рамках настоящего дела не разрешается спор о праве на земельные участки, поэтому доводы территориального управления об отнесении всех земельных участков на территории ЗАТО к федеральной собственности, не подлежат оценке при рассмотрении настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли повлечь отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11.12.2009 по делу N А50-30892/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Ю. В. Скромова |
Судьи |
Н. А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30892/2009
Истец: Администрация ЗАТО "Звездный"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю
Третье лицо: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю"
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-84/10