г. Тула
18 октября 2011 г. |
Дело N А62-2913/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2011.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2011
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Тиминской О.А.,
Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" (Смоленская область, Духовщинский район, п. Озерный, ул. Октябрьская, д. 1, ОГРН: 1037739656701): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Смоленской области (Смоленская область, г. Ярцево, ул. Советская, д. 27, ОГРН 1046713008143): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2011 по делу N А62-2913/2011 (судья Алмаев Р.Н.),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" (Смоленская область, Духовщинский район, п. Озерный, ул. Октябрьская, д. 1, ОГРН 1037739656701) (далее по тексту - ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Смоленской области (Смоленская область, г. Ярцево, ул. Советская, д. 27, ОГРН 1046713008143) (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 3 по Смоленской области, Инспекция, налоговый орган) от 17.06.2011 N 1573 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 3 по Смоленской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" и Межрайонная ИФНС России N 3 по Смоленской области в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что в период с 05.05.2011 по 08.06.2011 должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 3 по Смоленской области на основании поручения заместителя начальника Инспекции Гусаровой Л.В. N 106 проведена проверка соблюдения ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью за период с 05.03.2011 по 05.05.2011.
В ходе проведения проверки налоговым органом было установлено, что на учете в Инспекции состоит принадлежащая Обществу контрольно-кассовая техника Штрих-Мини-К, зав. N 00057158, которая находится по адресу: пгт. Озерный, АЗС. При проведении проверки налоговый органом был снят полный фискальный отчет за период с 05.03.2011 по 05.05.2011, согласно которому выручка составила 1 305 332,31 руб. Выручка АЗС за наличный расчет за указанный период - 237 180,81 руб. Оприходование выручки в кассу предприятия производилось не в день ее поступления, а с задержкой в 4-6 дней.
Инспекцией при проведении проверки также выявлено, что в результате несвоевременного оприходования Обществом выручки в кассе предприятия систематически накапливались наличные деньги сверх установленного лимита.
Так, согласно сменному отчету АЗС за 18.04.2011 денежный остаток на начало дня составил - 20 008,50 руб., поступило выручки за день 2 412 руб., остаток на конец дня составил - 22 420,50 руб. Из кассовой книги следует, что выручка за 18.04.2011 в сумме 18 920,50 руб. не была оприходована в кассу предприятия 18.04.2011 и не сдана в банк 19.04.2011. Согласно кассовой книге за 3 дня деньги не выдавались под отчет и на заработную плату. Аналогичные нарушения установлены проверкой и в последующие дни в период с 19.04.2011 по 03.05.2011. После оприходования 21.04.2011 в кассу предприятия 25 000 руб. денежный остаток на конец дня составил 5 009,50 руб., что превышает установленный Обществу Смоленским ОСБ 8609 лимит остатка кассы на 1509,50 руб.
Усмотрев в действиях ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), должностное лицо Инспекции составило протокол об административном правонарушении от 09.06.2011 N 3421.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Межрайонная ИФНС России N 3 по Смоленской области вынесла постановление от 17.06.2011 N 1573 о назначении Обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, - нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций - в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением налогового органа, ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ).
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.4 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного протоколом Совета директоров Банка России от 19.12.1997 N 47 (далее - Положение о правилах организации наличного денежного обращения), наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
Пунктом 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения установлено, что в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
В соответствии с п. 2.6 названного Положения предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Из составленного Межрайонной ИФНС России по N 3 по Смоленской области по результатам проведенной в отношении ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" проверки акта проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, от 08.06.2011 N 004291 и протокола об административном правонарушении от 09.06.2011 N 3421 следует, что, в частности, 21.04.2011 после оприходования в кассу предприятия 25 000 руб. денежный остаток на конец дня составил 5 009,50 руб.
Вместе с тем согласно приобщенному к материалам дела расчету Смоленского ОСБ 8609 на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2011 год, следует, что лимит кассы составляет 3 500 руб.
Увеличение данного лимита до 32 500 руб. имело место только с 09.06.2011, что подтверждается соответствующим расчетом Смоленского ОСБ 8609 (т.1, л.д. 56).
Совершение Обществом действий по накоплению 21.04.2011 в кассе наличных денег сверх установленного лимита противоречит требованиям вышеназванных норм права и свидетельствует о нарушении ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в рассматриваемом случае события, которое составляет объективную сторону административного правонарушения, установленного статьей 15.1 КоАП РФ, является правильным.
Вина ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" состоит в том, что Обществом не было предпринято всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Следовательно, как справедливо посчитал суд первой инстанции, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" к административной ответственности Инспекцией соблюден.
Размер установленного налоговым органом штрафа соответствует санкции статьи 15.1 КоАП РФ.
Постановление от 17.06.2011 N 1573 вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Довод ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" о том, что лимит остатка установлен банком только в кассе предприятия, а в первичной кассе не установлен, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из имеющегося в материалах дела расчета Смоленского ОСБ 8609 на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2011 год от 11.01.2011 (т.1, л.д.55) следует, что лимит остатка кассы Общества в сумме 3 500 руб. установлен ему с 01.01.2011 без конкретизации кассы.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.08.2011 по делу N А62-2913/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2913/2011
Истец: ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт", Представитель ЗАО "Экспедиционно-диспетчерская компания "Транспродукт" Бухалов Ю. В.
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Смоленской области
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4156/11