г. Томск |
Дело N 07АП-7345/11 |
17 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2011 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.,
судей: Колупаевой Л.А., Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдунововй А.Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: Коледа А.Е., доверенность от 20.07.2011 г.; Туровцева С.В., доверенность от 24.01.2011 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 29.06.2011 года по делу N А45-6370/2011 (судья Г.М. Емельянова)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети"
(ИНН 54016291470, ОГРН 1045402509437)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - ЗАО "РЭС", Общество, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу (далее - Департамент), изложенного в письме N 755 от 14.02.2011, в выдаче разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке; обязании Департамента устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке в соответствии с расчетами, содержащимися в приложениях к заявлению.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.06.2011 по делу N А45-6370/2011 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "РЭС" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что наличие пробела в законодательстве не может препятствовать реализации конституционных прав Общества, что в данном случае, имеет место, поскольку в связи с отсутствием разрешения Общество вынуждено вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в повышенном размере, а также выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Департамента полномочий на выдачу указанных разрешений.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, доводы апелляционной жалобы, отзыва поддержали.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, возражений на отзыв, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.01.2011 Общество обратилось в Департамент Росприроднадзора с заявлением о выдаче разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке для филиалов ЗАО "РЭС" с приложением расчетов объемов стоков и количества загрязняющих веществ в составе дождевых, талых и поливомоечных вод с территории филиалов.
Письмом от 14.02.2011 N 753 Департамент отказал Обществу в выдаче указанного разрешения, указав на отсутствие в действующем законодательстве норм, регулирующих процедуру утверждения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в отношении неорганизованного сброса (поверхностный сток), а также на невозможность выдачи разрешения в отсутствие утвержденных в установленном законом порядке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ на водосборную площадь речного бассейна.
Не согласившись с действиями Департамента по отказу в выдаче разрешения, ЗАО "РЭС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконным и о возложении на Департамент обязанности выдать указанное разрешение.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующим законодательством порядок исполнения государственных функций по установлению нормативов допустимого неорганизованного сброса в пределах предельно допустимых сбросов и выдаче разрешений на сброс загрязняющих веществ, разрешающих осуществлять сброс неорганизованным поверхностным стоком (ливневые, талые, поливочные и иные воды) на прилегающую территорию не урегулирован, указав на отсутствие у Департамента полномочий на момент обращения Общества с заявлением, а равно на момент принятия оспариваемого решения, по выдаче такого рода разрешений.
Судом первой инстанции принято правильное по существу решение. Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду
Согласно пунктам 3, 4 статьи 23 Федерального закона об охране окружающей среды при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (пункт 3). Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 4).
Таким образом, по смыслу Федерального закона об охране окружающей среды выдача разрешений и установление лимитов на сброс загрязняющих веществ направлены на ограничение и контроль за негативным техногенным воздействием.
В п. 1.1 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (утв. Госкомэкологией РФ 29.12.1998, далее - Методические указания) вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций) определяется как неорганизованный сброс загрязняющих веществ.
В силу пункта 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717, опубликованного в "Собрании законодательства РФ", 20.09.2010, N 38, ст. 4835), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена полномочиями по выдаче в установленном порядке лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Поскольку указанный пункт внесен в Положение Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717, опубликованным в "Собрании законодательства РФ", 20.09.2010, с доводом апеллянта о наличии у Департамента соответствующих полномочий на момент принятия оспариваемого отказа следует согласиться.
Процедура выдачи разрешений на сбросы вредных веществ в окружающую среду установлена Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (утв. Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288).
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента, разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 Административного регламента, в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, показатели сброса загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) (т/год; Бк/год) и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов; в пределах установленных лимитов на сбросы (далее - лимиты на сбросы).
При наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов и при условии, что достижение нормативов допустимых сбросов обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов допустимых сбросов, если лимиты на сбросы не устанавливались.
В соответствии с пунктом 8.2 Административного регламента, основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом (далее - Заявитель) заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих документов: сведения о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляются сбросы сточных и (или) дренажных вод; карты-схемы расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод; нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод; данных о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод; установленных лимитов на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод; согласованного в предусмотренном абзацем 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядке плана снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (в случае если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту; копии решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента, конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, разрешений на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду является выдача разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 18 к Регламенту, разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду по форме, представленной в Приложении 5 к Регламенту, разрешения на выбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 19 к Регламенту, разрешения на сбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду либо представление мотивированного отказа в выдаче разрешений в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 8 настоящего Регламента заявления и документов (далее - материалы Заявителя).
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление Заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя) либо наличие в составе материалов Заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для отказа в выдаче разрешения, запрашиваемого ЗАО "РЭС" на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке в пределах нормативов послужило отсутствие у Общества нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст. 514).
Определение нормативов допустимых сбросов в водные объекты осуществляется в соответствии Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты - это нормативы, установленные для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Проанализировав указанные нормативные акты, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами Департамента о том, что ни процедура выдачи разрешений именно на неорганизованный сброс загрязняющих веществ в поверхностном стоке, ни методика разработки нормативов допустимых сбросов, ни лимиты таких сбросов, действующим законодательством не установлены.
Вместе с тем, поскольку, согласно указанным положениям Административного регламента, в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов, которые у Общества отсутствовали, оснований для выдачи разрешения на сброс у Департамента не имелось.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку порядок исполнения государственных функций по установлению нормативов допустимого сброса на рельеф местности (неорганизованный сброс) в пределах предельно допустимых сбросов и выдаче разрешений на сброс загрязняющих веществ, разрешающих осуществлять сброс неорганизованным поверхностным стоком (ливневые, талые, поливочные и иные воды) на прилегающую территорию и далее в поверхностные и подземные водные объекты без очистки, до настоящего времени не установлен, то у Департамента отсутствовала объективная возможность выдать испрашиваемое ЗАО "РЭС" разрешение на сброс загрязняющих веществ, разрешающее осуществлять сброс в форме выноса загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком (ливневые, талые, поливочные и иные воды) на прилегающую территорию.
Принимая во внимание, что несоответствие оспариваемого отказа закону не установлено, суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апеллянта о том, что наличие пробела в законодательстве не может препятствовать реализации конституционных прав, что в данном случае, по мнению апеллянта, имеет место, поскольку в связи с отсутствием разрешения Общество вынуждено вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в повышенном размере, подлежат отклонению, поскольку вопрос о правомерности расчета или взыскания указанных платежей в повышенном размере при отсутствии законодательно урегулированного порядка выдачи указанных разрешений предметом рассмотрения по настоящему делу не являлся.
Установленное же в действующем законодательстве положение о том, что в случае отсутствия у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы рассчитывается как за сверхлимитный сброс, не может являться основанием для возложения на уполномоченный орган обязанности выдать такое разрешение в отсутствие на то правовых оснований, без учета разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом отказе в обстоятельства Департаментом доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, подтверждена.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.06.2011 по делу N А45-6370/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6370/2011
Истец: ЗАО "Региональные электрические сети"
Ответчик: Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу