г. Москва
17 октября 2011 г. |
Дело N А41-34348/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Александрова Д.Д., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Саакяном С.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Администрации городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен судом;
от ответчиков: Восковой части 67978: Сулимчик И.Н., по доверенности от 10.10.2011 N 620, Косинова Н.А., по доверенности от 10.10.2011 N 617; Министерства обороны Российской Федерации: Мадзаева Е.В., по доверенности от 29.06.2011 N 207/309д; ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области: представитель не явился, извещен судом;
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен судом;
от третьих лиц: Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Алабинская кварно-эусплуатационная часть района": представитель не явился, извещен судом; Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен судом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2011 по делу N А41-34348/10, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению Администрации городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области к войсковой части 67978, Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии в деле в качестве третьих лиц Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Алабинская квартирно-эксплуатационная часть района", Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки, обязании поставить на государственный кадастровый учет земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Войсковой части 67978, Министерству обороны Российской Федерации, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- обязать ФГУ "Кадастровая палата" снять с государственного кадастрового учета 19 объектов недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:20:004 14 11:159, 50:20:004 14 11:160, 50:20:004 14 11:161, 50:20:004 14 11:162, 50:20:004 14 11:163, 50:20:004 14 11:165, 50:20:004 14 11:166, 50:20:004 14 11:167; 50:20:004 14 11:168, 50:20:00414 11:169, 50:20:004 14 11:170, 50:20:004 14 11:171, 50:20:004 14 11:173, 50:20:004 14 11:174, 50:20:004 14 11:176, 50:20:004 14 11:177, 50:20:004 14 11:178, 50:20:004 1411:180, 50:20:0041411:181;
- обязать ФГУ "Кадастровая палата" поставить на государственный кадастровый учет в соответствии с межевым планом от 03 марта 2010 года объект недвижимости земельный участок (расположенный: Московская область, Одинцовский район, р.п. Большие Вяземы, Городок-17) и занятый котельной, собственником которой является муниципальное образование "Городское поселение Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители администрации не явились, надлежаще извещены судом о времени и месте судебного разбирательства.
Представители войсковой части 67978 и Министерства обороны Российской Федерации против доводов апелляционной жалобы администрации возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Алабинская кварно-эусплуатационная часть района", Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, надлежаще извещены судом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
В результате раздела земельного участка площадью 928042 кв.м с кадастровым номером: 50:20:0041411:108, расположенного по почтовому адресу ориентира: область Московская, район Одинцовский, с/о Болышевяземский, в районе дер. Малые Вяземы, образовано 27 земельных участков с кадастровыми номерами: 50:20:004 14 11:138, 50:20:004 14 11:139, 50:20:004 14 11:140, 50:20:004 14 11:159, 50:20:004 14 11:160, 50:20:00414 11:161, 50:20:004 14 11:162, 50:20:004 14 11:163, 50:20:004 14 11:164, 50:20:004 14 11:165, 50:20:004 14 11:166, 50:20:004 14 11:167, 50:20:004 14 11:168, 50:20:004 14 11:169, 50:20:00414 11:170, 50:20:004 14 11:171, 50:20:004 14 11:172, 50:20:004 14 11:173, 50:20:004 14 11:174, 50:20:004 14 11:175, 50:20:004 14 11:176, 50:20:004 14 11:177, 50:20:004 14 11:178, 50:20:004 14 11:179, 50:20:004 14 11:180, 50:20:004 14 11:181, 50:20:004 14 11:182. Поскольку на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:20:004 14 11:138, 50:20:004 14 11:161, 50:20:004 14 11:163, 50:20:004 14 11:164, 50:20:004 14 11:166, 50:20:004 14 11:169, 50:20:004 14 11:170, 50:20:004 14 11:174, 50:20:004 14 11:176, 50:20:004 14 11:177, 50:20:004 14 11:178, 50:20:004 14 11:181, расположены объекты недвижимости: многоквартирные жилые дома, детские дошкольные учреждения, автомобильные дороги общего пользования, администрация городского поселения Большие Вяземы считает, что государственный кадастровый учет произведен органом кадастрового учета без учета прав и законных интересов местного самоуправления и собственников помещений в многоквартирных домах, с которыми не согласовывались границы земельных участков под объектами недвижимости.
Государственный кадастровый учет произведен с нарушением действовавшего в момент кадастрового учета законодательства: частей 1, 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в ред.Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ); частей 1, 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (в редакции (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ), статей 36, 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 92-ФЗ). Статей 1, 19, 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Статей 16, 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ).
Администрация городского поселения Большие Вяземы узнала о нарушении прав и законных интересов муниципального образования городское поселение Большие Вяземы из кадастровых паспортов, предоставленных с сопроводительным письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.06.2010 N 96-13/624.
Распоряжением Совета Министров СССР от 25.08.1950 г. N 13327-рс и решения Мособлисполкома от 30.06.1950 N 2442-с Министерству обороны СССР отведен земельный участок, расположенный с. Малые Вяземы Одинцовского района Московской области 20,8 га, с закреплением за аэродромом ВВС "Малые Вяземы" общую площадь в размере 127,3 га из них 106,5 га отведенные в 1932 году и 20,8 га прирезанных от колхозов.
На указанном земельном участке согласно выданному исполкомом Одинцовского
горсовета архитектурно-планировочному заданию запланировано строительство производственной и вспомогательной зон, а также жилого микрорайона военного городка.
Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 25.07.2001
N 1598 разрешено КЭУ МВО разработку проекта застройки (корректировку) пос. Малые
Вяземы (Городок-17).
Постановлением Губернатора Московской области от 09.08.2004 в соответствии с Законом Московской области N 12/2001-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" объединено село Большие Вяземы и поселок Городок-17 в единый населенный пункт село Большие Вяземы Большевяземского сельского округа Одинцовского района Московской области.
Земельный участок Министерства Обороны РФ площадью 928042 кв.м. был сформирован, поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 50:20:0041411:108, место расположения г.п. Большие Вяземы , Военный городок-17 .
Впоследствии, 17.07.2006 указанный земельный участок разделен на 27 земельных участков с постановкой на кадастровый учет и присвоением кадастровых номеров : 50:20:004 14 11:138, 50:20:004 14 11:139, 50:20:004 14 11:140, 50:20:004 14 11:159, 50:20:004 14 11:160, 50:20:004 14 11:161, 50:20:004 14 11:162, 50:20:004 14 11:163, 50:20:004 14 11:164, 50:20:004 14 11:165, 50:20:004 14 11:166, 50:20:004 14 11:167, 50:20:004 14 11:168, 50:20:004 14 11:169, 50:20:004 14 11:170, 50:20:004 14 11:171, 50:20:004 14 11:172, 50:20:004 14 11:173, 50:20:004 14 11:174, 50:20:004 14 11:175, 50:20:004 14 11:176, 50:20:004 14 11:177, 50:20:004 14 11:178, 50:20:004 14 11:179, 50:20:004 14 11:180, 50:20:004 14 11:181, 50:20:004 14 11:182.
Поскольку на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:20:004 14 11:138, 50:20:004 14 11:161, 50:20:004 14 11:163, 50:20:004 14 11:164, 50:20:004 14 11:166, 50:20:004 14 11:169, 50:20:004 14 11:170, 50:20:004 14 11:174, 50:20:004 14 11:176, 50:20:004 14 11:177, 50:20:004 14 11:178, 50:20:004 14 11:181, категория земель: земли промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, на основании заявления войсковой части 67978.
На указанных земельных участках расположены здания, строения, сооружения войсковых частей Министерства обороны РФ, третьих лиц, а также жилые дома, детские
дошкольные учреждения, объекты инженерной инфраструктуры, уличная дорожная сеть.
Часть земельных участков не занята объектами недвижимости.
В Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о регистрации прав на спорные земельные участки.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 13.12.2005 серия 50 N 008430271 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Администрация городского поселения Большие Вяземы.
Свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования от 29.12.2005 N RU 505111022005001, выдано Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному Федеральному округу в Московской области, свидетельство о включении муниципального образования в государственный реестр муниципальных образований от 02.02.2006 г.. NRU 50511102.
Законом Московской области от 25.07.2007 N 139/2007-ОЗ "О разграничении
муниципального имущества между Одинцовским муниципальным районом Московской
области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" определено имущество, подлежащее передаче в собственность городского поселения Большие Вяземы.
Муниципальному образованию "Городское поселение Большие Вяземы" на праве
собственности принадлежит сооружение:котельная, назначение нежилое, 1-этажное, общей площадью 1170,1 кв.м, расположенному по адресу Московская обл., Одинцовский район, р.п. Большие Вяземы, городок-17, что подтверждается свидетельства о праве собственности от 05 ноября 2009 г.. 50-НД N 256937.
Основанием возникновения права собственности на объект недвижимости указаны Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Передаточный акт имущества, находящегося в собственности Одинцовского муниципального района Московской области и передаваемого в собственность городскому поселению Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области от 20.10.2008 N 1.
Решением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (Росреестр) от 09.04.2010 N МО-10/РКФ-5905 приостановлена постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, сформированного под сооружением нежилого назначения котельной, расположенной по адресу р.п. Большие Вяземы, Городок-17 по заявлению Администрации Городского поселения Большие Вяземы по заявлению от 11.03.2010 г.. N5020/101/10-2055. Основанием для приостановления, в том числе, послужило наложение границы образуемого земельного участка на границы других земельных участков NN50:20:004 14 11:180; 50:20:004 14 11:167, ранее поставленных на кадастровый учет.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 50:20:004 14 11:180 сформирован для обслуживания здания котельной с мазуточной. Здание котельной передано в муниципальную собственность и заявленный к постановке на кадастровый учет земельный участок сформирован под этой котельной.
Не согласившись с действиями органа государственного кадастра заявитель обратился в арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий (бездействия) законом установлена совокупность признаков: несоответствие действий (бездействия) закону, иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Заявителем не представлены суду доказательства нарушения органом кадастрового учета прав и законных интересов муниципального образования при постановке на кадастровый учет 19 земельных участков, образованных из единого земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:108.
Как установлено судом, действия по постановке на государственный кадастровый учет 19 спорных земельных участков, при разделе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:108, совершены органом кадастрового учета 17.07.2006 г..
Внешние границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:108 не изменились. Деление указанного земельного участка произошло в связи с тем, что часть объектов недвижимого имущества была приобретена третьими лицами в собственность, часть перешла в собственность муниципального образования Одинцовский муниципальный район Московской области, часть осталась за Министерством обороны РФ.
Право собственности городского поселения Большие Вяземы на муниципальное имущество, расположенное на территории Военного городка-17, и переданного Министерством обороны РФ в муниципальную собственность, возникло 25.07.2007 на основании Закона Московской области N 139/2007-ОЗ и передаточного акта от 20.10.2008 N 1.
Заявитель не является правопреемником прав и обязанностей муниципального образования Одинцовский муниципальный район Московской области.
Городское поселение Большие Вяземы является вновь созданным юридическим лицом, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись 13.12.2005.
В силу ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном земельном кадастре (в редакции закона от 30.06.2006 г..)
Порядок ведения кадастрового учета на момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет регулировался Постановлениями Правительства РФ от 02.12.2000 N 918, от 06.09.2000 N 660, от 08.04.2000.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы
государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в
себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Согласно п. 3 ст. 20 того же Закона в проведении государственного учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 69 ЗК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что на момент рассматриваемых правоотношений требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на кадастровый учет, были установлены приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 02.10.2002 N П/327, согласно которому указанные документы оформлялись в виде описаний земельных участков.
Согласно ст. 69 Земельного кодекса РФ по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или по решению суда проводится землеустройство.
При проведении землеустройства обеспечивается законный интерес лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменном виде землеустроителями не позднее чем за семь дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства, заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
В силу статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются, в том числе
юридические лица, признанные:
- собственниками земельных участков (лица, являющиеся собственниками земельных участков);
- землепользователями (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования);
- землевладельцами (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения);
- арендаторами земельных участков (лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды);
- обладателями сервитута (лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Поскольку земельные участки ставились на кадастровый учет 17.07.2006, а право заявителя на объекты недвижимого имущества, расположенные в границах преобразованного земельного участка с кадастровым номером 50:20:0041411:108 возникли значительно позже, суд не усматривает нарушения прав и законных интересов
администрации городского поселения Большие Вяземы при проведении землеустройства относительно спорных земельных участков.
В силу статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации к администрации городского поселения Большие Вяземы перешло право пользования земельным участком, необходимым для использования объекта недвижимости котельной. Однако, земельный участок под котельной уже сформирован Министерством обороны РФ и поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 50:20:004 14 11:180.
Основания приостановления и отказа в кадастровом учете установлены статьями 26 и 27 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 26 настоящего Закона осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Пункт 6 части 2 статьи 27 этого же Закона устанавливает, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Таким образом, при наличии наложения границ земельного участка под зданием котельной, заявленного к постановке администрацией на кадастровый учет, на земельные участки ранее учтенные, приостановление кадастрового учета и последующий отказ, при отсутствии устранения установленного наложения, в постановке на кадастровый учет являются правомерными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2011 по делу N А41-34348/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34348/2010
Истец: Администрация городского поселения Большие Вяземы, Администрация городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: Войсковая часть 67978, Министерство обороны, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУ "Кадастровая палата по Московской области", ФГУ "Кадастровая палата", ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Одинцовский муниципальный район МО", Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Алабинская КЭЧ, Алабинская КЭЧ района, ФГУ "Кадастровая палата"