11 октября 2011 г. |
Дело N А48-1298/2011 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Алферовой Е.Е.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрыгиной М.А.,
при участии:
от МУП "Жилсервис": Зубцова Е.А., доверенность б/н от 11.01.2011,
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от Субъекта Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
от Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.08.2011 года по делу N А48-1298/2011 (судья Волкова Е.Н.), по иску муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" (ОГРН 1025700517215) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), к Субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (ОГРН 1025700832959), при участии в деле в качестве третьего лица Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, об обязанности возместить убытки в сумме 14 695 руб. 29 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" (далее по тексту МУП "Жилсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее по тексту РФ в лице Минфин РФ (ответчик 1), Субъекту Российской Федерации Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (далее по тексту Субъект РФ Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области (ответчик 2) об обязании возместить убытки в сумме 14 695 руб. 29 коп.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент здравоохранении и социального развития Орловской области.
В процессе рассмотрения спора в суде первой инстанции истец на основании ст. 49 АПК РФ неоднократно уточнял исковые требования, последним просил обязать ответчиков возместить убытки в сумме 3 588 126 руб. 06 коп., понесенные МУП "Жилсервис" в связи с предоставлением инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, проживающих в приватизированных квартирах, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии со статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.1995 за период с 01.01.2009 по 31.12.2009
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.08.2011 года по делу N А48-1298/2011 исковые требования удовлетворены в части 3 471 870 руб. 78 коп. убытков и 40 359 руб. 35 коп. В удовлетворении исковых требований к Субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области и о взыскании 116 255 руб. 28 коп. убытков отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, РФ в лице Министерства финансов РФ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что истцом неправомерно предоставлена 50% скидка по оплате жилого помещения инвалидам, проживающим в жилых помещениях, относящихся к частному жилому фонду и инвалидам, являющимися собственниками жилых помещений квартир, находящихся в многоквартирных домах.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 04.10.2011 года представители ответчиков и третьего лица не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие в материалах дела сведений о надлежащем извещении, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ст.ст.123, 156, 184, 266 АПК РФ.
Представитель МУП "Жилсервис" возражал на доводы апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч.1 ст.268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что согласно уставу МУП "Жилсервис" оказывало населению жилищно-коммунальные услуги, включая техническое обслуживание, ремонт и содержание жилого фонда. Оплата услуг гражданами производилась по тарифам, утвержденным решениями Ливенского городского Совета народных депутатов.
На основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" МУП "Жилсервис" предоставляло инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, 50% скидку на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Возмещение расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот, производилось из средств федерального бюджета.
С 01.04.2008 истец прекратил предоставление льготы не ниже 50% на оплату за техническое обслуживание, ремонт и содержание жилого фонда, вывоз мусора инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде, поскольку Управление социальной защиты населения администрации г. Ливны прекратило принимать списки льготников и истцу не поступали субвенции на компенсирование затрат по представлению названных льгот.
Решением Ливенского районного суда Орловской области, принятым 24.03.2009 по иску Ливенского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП "Жилсервис", действия последнего по отказу в предоставлении скидки не ниже 50% по оплате жилого фонда (содержание и ремонт) гражданам, являющихся инвалидами или имеющих детей-инвалидов, проживающих в приватизированных (частных) жилых помещениях, признаны незаконными. МУП "Жилсервис" было обязано судом произвести перерасчет по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, а также в дальнейшем предоставлять данным гражданам скидку 50% на содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно выпискам из лицевого счета и извещений истец на основании решения суда общей юрисдикции, произвел перерасчет и предоставил скидки гражданам, имеющим льготы, не ниже 50% на оплату жилого помещения (содержание и ремонт) в размере 4 233 988 руб. 75 коп., в том числе НДС 762 117 руб. 97 коп.
Поскольку расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг (содержание и ремонт жилого помещения), вывоз мусора и лифт в установленном законом порядке возмещены не были, МУП "Жилсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворены в части 3 471 870 руб. 78 коп. убытков и 40 359 руб. 35 коп. В удовлетворении исковых требований к Субъекту Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области и о взыскании 116 255 руб. 28 коп. убытков отказано.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Статьей 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В частности, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не вносились. Поэтому введение в действие с 01.03.2005 г. Кодекса, определяющего порядок отнесения жилых помещений к видам жилищного фонда, не дает оснований для прекращения права инвалидов на получение 50-процентной скидки на оплату за ремонт и содержание жилья без равноценной компенсации.
В силу статьи 160 Кодекса отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Кодекса компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот.
В соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Вступившим в законную силу решением Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009 был установлен факт незаконного не предоставления истцом льгот на оплату жилого помещения (содержание и ремонт) гражданам, являющимся инвалидами, и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированном (частном) жилом фонде.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено исполнение МУП "Жилсервис" решения Ливенского районного суда Орловской области от 24.03.2009. Общая сумма расходов по предоставлению соответствующей льготы и в результате произведенного перерасчета составила 4233988 руб. 75 коп.
Российская Федерация, установив ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" соответствующие льготы, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет федерального бюджета.
Доказательств, свидетельствующих об исполнении Российской Федерацией в лице уполномоченного органа принятых в соответствии с названным законом обязательств, а равно выделение субвенций в объеме, необходимом для компенсации предоставленных льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, представлено не было.
Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией установленных законом льгот, влечет возникновение убытков у МУП "Жилсервис".
Недополученные истцом денежные средства в связи с предоставлением льгот гражданам, является реальным ущербом истца. На истца, как на коммерческую организацию, не возложено бремя несения расходов по реализации федеральных законов, так как это противоречит целям его деятельности.
Факт оказания услуг и их размер подтверждается представленными в дело доказательствами. Расчет убытков, а также положенные в их в основу доказательства, сторонами не оспорены.
Проверив расчет заявленных истцом убытков, суд области обоснованно посчитал необходимым произвести его перерасчет, ввиду допущенной истцом ошибки при определении размера налога на добавленную стоимость. В расчете истец указал следующий размер НДС - 645862 руб. 69 коп., в то время как 18% НДС от суммы затрат на предоставление льгот составит 762117 руб. 97 коп. (4233988,75 руб./100%Х18%).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
В силу пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения НДС. Соответственно, недополученные на основании закона, установившего льготы, суммы подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них суммы НДС, предусмотренной в цене на соответствующие услуги.
На основании изложенного, судебная коллегия считает законным и обоснованным вывод суда области о том, что финансирование указанных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец незаконно предоставлял вышеуказанные льготы гражданам, являющимся инвалидами или имеющих детей-инвалидов, проживающих в приватизированных (частных) жилых помещениях, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку эти действия истца основаны на вступившим в законную силу судебном решении, которое в силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая указанные обстоятельства, возникшие у МУП "Жилсервис" убытки подлежат взысканию с Российской Федерации за счет ее казны в размере 3471870 руб. 78 коп. (4233988 руб. 75 коп. - 762117 руб. 97 коп. (НДС).
При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм материального права судом не допущено. Нормы процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного акта по ч.4 ст.270 АПК РФ, судом первой инстанции не нарушены.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст.ст. 110-112, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 15.08.2011 года по делу N А48-1298/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без изменения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
Е.Е. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1298/2011
Истец: МУП "ЖилСервис"
Ответчик: - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области, Департамент финансов Орловской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Орловской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ , представитель- Управление Федерального казначейства по Орловской области
Третье лицо: Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4938/11