г. Пермь
18 октября 2011 г. |
Дело N А60-13510/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" (ОГРН 1069604008100 ИНН 6604017287): не явились,
от ответчиков 1) Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Территориального отдела в г. Березовский (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Киселева А.Т., паспорт, доверенность от 11.01.2011, ООО "Жилкомсервис п. Ключевск" (ОГРН 1056600160198, ИНН 6604014783): не явились,
от третьего лица Управления ЖКХ Березовского городского округа: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июля 2011 года по делу N А60-13510/2011,
принятое судьей Дегонской Н.Л.
по заявлению ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск"
к Управлению Роспотребнадзора по Свердловской области в лице Территориального отдела в г. Березовский, ООО "Жилкомсервис п.Ключевск"
третьи лица: Управление ЖКХ Березовского городского округа
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Березовский (далее - административный орган) от 21.04.2011 N 109 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., о привлечении ООО "Жилкомсервис п. Ключевск" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ и взыскании с ООО "Жилкомсервис п. Ключевск" суммы перерасчета денежных средств с населения в размере 30 646 руб. 28 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ЖКХ Березовского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы Общество ссылается на то, что не является исполнителем коммунальных услуг применительно к жилому дому N 8 по ул. Гоголя, п. Ключевск не может нести ответственность по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ. По мнению Общества, ответственным за некачественное предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в указанном доме, является ООО "Жилкомсервис п. Ключевск".
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании представитель административного органа просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.
ООО "Жилкомсервис п. Ключевск", Управление ЖКХ Березовского городского округа отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заявитель, ООО "Жилкомсервис п. Ключевск", Управление ЖКХ Березовского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по требованию прокуратуры г. Березовский в связи с коллективным обращением жильцов дома N 8 по ул. Гоголя, пос. Ключевск, гор. Березовский, Свердловской области Березовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области проведена проверка ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск".
На основании предписания о проведении экспертизы Березовским филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" проведены исследования микроклимата в жилых квартирах дома N 8 по ул. Гоголя в пос. Ключевск, гор. Березовский.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 10.03.2011 N 519т (л.д. 68-70), выданного аккредитованным центром (аттестат аккредитации N 39-АК от 26.02.2010) Березовского филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", температура воздуха (холодный период) в квартирах жилого дома N 8 по ул. Гоголя в пос. Ключевск, гор. Березовский, не соответствует нормативным величинам, установленным СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно, при проведении замеров установлено следующее:
- в квартире N 23 - температура воздуха в большой комнате, 0,5 м от внутренней поверхности наружной стены составила 17,2 градусов Цельсия, при допустимой норме 18 градусов Цельсия, в центре помещения большой комнаты температура воздуха составила 17,3 градусов Цельсия, при норме 18 градусов Цельсия;
- в квартире N 1 - температура воздуха в большой комнате, 0,5 м от внутренней поверхности наружной стены составила 17,1 градусов Цельсия, при допустимой норме 18 градусов Цельсия; температура в большой комнате, 0,5 м от внутренней стены с окном составила 17,2 градусов Цельсия, при норме 18 градусов Цельсия; в центре помещения большой комнаты температура воздуха составила 17,3 градусов Цельсия, при норме 18 градусов Цельсия;
- в квартире N 3 - температура воздуха в большой комнате, 0,5 м от внутренней поверхности наружной стены составила 17,3 градусов Цельсия, при допустимой норме 18 градусов Цельсия, в центре помещения большой комнаты температура воздуха составила 17.2 градусов Цельсия, при норме 18 градусов Цельсия.
- в квартире N 11 - температура воздуха в большой комнате, 0,5 м от внутренней поверхности наружной стены составила 14,4 градусов Цельсия, при допустимой норме 18 градусов Цельсия, в центре помещения большой комнаты температура воздуха составила 14.3 градусов Цельсия, при норме 18 градусов Цельсия; температура воздуха в маленькой комнате 0,5 м от внутренней поверхности наружной стены составила 15,1 градусов Цельсия, при норме 18 градусов Цельсия, в центре маленькой комнаты температура воздуха составила 15,1 градусов Цельсия, при норме 18 градусов Цельсия;
- в квартире N 15 - температура воздуха в большой комнате, 0,5 м от внутренней поверхности наружной стены составила 15,3 градусов Цельсия, при допустимой норме 18 градусов Цельсия, в центре помещения большой комнаты температура воздуха составила 15, 4 градусов Цельсия, при норме 18 градусов Цельсия.
Также согласно акту об отсутствии или некачественном предоставлении коммунальных услуг (отопление) составленного 05.03.2011 представителями Управления ЖКХ Березовского городского округа, ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск", ООО "Жилкомсервис п. Ключевск", температура воздуха в жилых помещениях составила 16 градусов Цельсия в квартире N 3; 16 градусов Цельсия в квартире N 4 (при включенном обогревателе); 15 градусов Цельсия в квартире N15 (угловая комната); 17 градусов Цельсия в квартире N16, что не соответствует требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (л.д. 102).
По данному факту 08.04.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 21.04.2011 вынесено постановление N 109 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.
В соответствии со ст. 1, 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу ст. 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При этом исполнителями коммунальных услуг являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно п. 49 Правил исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором. Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
В ходе проверки административным органом установлено, что между Управлением ЖКХ Березовского городского округа (заказчик) и ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" (исполнитель) заключен договор на исполнение муниципального заказа по обеспечению потребителей пос. Ключевск Березовского городского округа, услугами теплоснабжения, холодного водоснабжение и водоотведения (л.д. 14-17).
В соответствии с данным договором исполнитель обязуется оказывать услуги теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, выполнять работы получателей, обеспечивающие требуемые объемы услуг в соответствии с параметрами качества и надежности установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг".
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Общество получает от собственников помещений в названном доме плату за оказанные коммунальные услуги (отопление, холодное водоснабжение, водоотведение) (л.д. 27, 33).
Поскольку в данном конкретном случае Общество предоставляет услуги по теплоснабжению в жилом доме, и вступает в непосредственные отношения с потребителями (жильцами дома), получает от собственников помещений оплату за поставляемую коммунальную услугу, то данное Общество является исполнителем коммунальных услуг в смысле, заложенном в норму ст. 14.4 КоАП РФ. Следовательно, в рассматриваемом случае Общество несет ответственность за качество коммунальных ресурсов.
В силу изложенного доводы Общества о том, что оно не является исполнителем коммунальных услуг применительно к жилому дому N 8 по ул. Гоголя, п. Ключевск г. Березовский и не может нести ответственность по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, подлежат отклонению.
Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.
В соответствии с п 4.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
Требования к качеству коммунальных услуг, в частности, отопления, установлены п. 15 раздела 6 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг, п. 4.12.3 таблица N 3 ГОСТ 51617-2000"Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", п. 4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", в которых указано, что лицо, предоставляющее услугу должно обеспечить следующее качество отопления, а именно температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже 18 град. C (в угловых комнатах - + 20 град. C)
На основании п. 75 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела (протоколом лабораторных испытаний от 10.03.2011 N 519т, протоколом об административном правонарушении от 08.04.2011) подтверждается факт несоответствия оказанных коммунальных услуг требованиям ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" по показателю "Температура воздуха" и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, что свидетельствует о наличии в действиях ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения исследована административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении и отражена в оспариваемом постановлении.
Административным органом установлено, что вина Общества выразилась в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства, у Общества имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства (не допускать оказания гражданам коммунальных услуг, не соответствующих требованиям санитарных правил и стандартов), но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
Подлежат отклонению доводы Общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку в материалах дела имеется акт от 10.02.2011 (л.д. 57), согласно которому по приказу директора ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" Топорищева Э.И. произведено отключение сетевого насоса на теплотрассе дома N 8 по ул. Гоголя п. Ключевск г. Березовский. Кроме того, в материалах дела имеется акт подачи теплоносителя в многоквартирный дом по адресу пос. Ключевск, ул. Гоголя, д. 8 от 22.02.2011 (л.д. 22), из которого следует, что температурный режим на подающем трубопроводе ООО "Подземные инженерные коммуникации" не соблюден. Ссылка Общества на акты от 05.03.2011 (л.д. 101, 102) отклоняется, так как из данных актов не следует, что ненадлежащее качество коммунальной услуги по отоплению является следствием действий (бездействия) иного лица.
Таким образом, в действиях Общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 08.04.2011 составлен в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (л.д. 79). Постановление о привлечении к административной ответственности от 21.04.2011 N 109 вынесено в присутствии представителя Общества Захарова А.С., действующего на основании доверенности от 11.01.2011, при этом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом (л.д. 97, 98, 91).
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует пределу санкции ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
В удовлетворении требований ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" о привлечении ООО "Жилкомсервис п. Ключевск" к административной ответственности по части 2 ст.14.4 КоАП РФ отказано правомерно, поскольку ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" не является органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
В удовлетворении требований ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" о взыскании с ООО "Жилкомсервис п. Ключевск" суммы перерасчета денежных средств с населения в размере 30 646 руб. 28 коп. отказано правомерно, поскольку ООО "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему убытков действиями ООО "Жилкомсервис п. Ключевск" и по вине ООО "Жилкомсервис п.Ключевск".
Доводы Общества, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июля 2011 года по делу N А60-13510/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подземные инженерные коммуникации п. Ключевск" - без удовлетворения.
Возвратить Захарову Александру Сергеевичу из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 100 (Сто) рублей, ошибочно уплаченную по чеку-ордеру от 16.08.2011.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13510/2011
Истец: ООО "Подземные инженерные коммуникации" п.Ключевск
Ответчик: Заместитель главного государственного санитрного врача по городу Березовский, заместитель начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Березовский А. И. Паршакова, ООО "Жилкомсервис п.Ключевск", Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Березовский
Третье лицо: Управление ЖКХ Березовского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8823/11