г. Саратов |
Дело N А57-6995/2011 |
"20" октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "20" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" октября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Фединой В.И.
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Роберт Бош Саратов", Саратовская область, г. Энгельс,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 августа 2011 года по делу N А57-6995/2011 (судья Пермякова И.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Роберт Бош Саратов", Саратовская область, г. Энгельс,
к Саратовской таможне, г. Саратов,
третье лицо: ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента", г. Саратов.
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 03.05.2011 N 10413000-62/2011,
при участии в заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Роберт Бош Саратов" - Ибраевой С.Н. по доверенности N 01/1-300 от 25.10.2010 г.., Голендухина В.С. по доверенности от 12.04.2011 г.. N 01/1-98;
от Саратовской таможни - Юшманов И.А., действующий на основании доверенности от 28.12.2010 N 19-24/20063, Михайлова С.А., действующая на основании доверенности от 12.01.2011 N 09-31/111, Касимцева К.И., действующая на основании доверенности от 14.01.2011 N 09-31/300, Кондратьев А.А., действующий на основании доверенности от 28.12.2010 N 09-24/20062,
от ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента" - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Роберт Бош Саратов" (далее - ОАО "Роберт Бош Саратов", общество) с заявлением к Саратовской таможне (далее - административный орган, таможенный орган, таможня) о признании незаконным постановления Саратовской области по делу об административном правонарушении от 03.05.2011 N 10413000-62/2011 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 17 августа 2011 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
ОАО "Роберт Бош Саратов" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым требования Общества удовлетворить в полном объеме.
Саратовская таможня считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента" явку представителя в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления N 410031 38 90340 0. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 08 сентября 2011 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 20.10.2011 года до 15 часов 30 минут.
Протокольное определение об объявлении перерыва оглашено в открытом судебном заседании; на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет и в информационно-справочном киоске, расположенном в здании суда, размещена информация о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя подателя жалобы и таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с 14 марта 2011 года при проведении камеральной таможенной проверки в отношении ОАО "Роберт Бош Саратов" по вопросу соблюдения условий выпуска товара - "Код ОКП: 342400 Подпружиненный тестовый щуп (контактный элемент электрический) из сплава меди и бериллия, золоченый, предназначен для установки на стенде программирования и контроля электрических параметров датчика массового расхода воздуха, используемое максимальное напряжение 14В, Арт. N F77218B130G300 - 100 шт., Арт. N F82009S150L650 - 100 шт., Арт. NF77306B300G400 - 100 шт." (далее - декларируемый товар), задекларированного ОАО "Роберт Бош Саратов" по таможенной декларации N 10413010/181110/0004278 (далее - таможенная декларация общества), Саратовской таможней установлено следующее.
В рамках исполнения договорного письма от 14.10.2010 N 45700268 (далее - договорное письмо) (т.1 л.д.32-33), заключенного между фирмой "Файнметалл ГмбХ" (Германия) - "Продавец" (далее - фирма из Германии) и ОАО "Роберт Бош Саратов" (Россия) - "Покупатель" в адрес последнего на условиях поставки FСА Тамм поступили декларируемые товары, изготовитель которых является "СТИ Ческо С.Р.О." (Чешская республика) (далее - фирма из Чешской республики). В таможенном отношении товар помещен декларантом - ОАО "Роберт Бош Саратов" под - таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по таможенной декларации общества. Согласно графе N 34 таможенной декларации общества код страны происхождения - СZ (Чехия). Код товара по ЕТН ВЭД ТС 8536901009. Код по общероссийскому классификатору продукции - 342400.
Декларантом ОАО "Роберт Бош Саратов" в ходе таможенного декларирования на товары представлены необходимые документы, в том числе: сертификат соответствия от 01.11.2010 N РОСС DЕ.АЮ17.А07293 (далее - сертификат соответствия) (т.1 л.д.115), выданный ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента" (далее - орган по сертификации); счёт от фирмы из Германии от 25.10.2010 N 093056 (далее - счёт) (т.1 л.д.97,98) и договорное письмо. Из которых установлено, что согласно счёту, страной происхождения товаров: подпружиненные тестовые щупы арт. NN F82009S150L650, F77306В300G400 является Чешская Республика, тогда как в отношении товара - подпружиненный тестовый щуп арт. N F77218В130G300 страна происхождения не указана, однако в сертификате соответствия изготовителем вышеуказанных товаров указана фирма из Германии.
На основании изложенного, таможенный орган пришел к выводу, при таможенном декларировании товаров по предоставленной таможенной декларации общества ОАО "Роберт Бош Саратов" указаны сведения о происхождении и изготовителе товаров фирмой из Чешской республики, тогда как сертификат соответствия выдан на товары, изготовленные фирмой из Германии.
На запрос таможни, орган по сертификации 22.02.2011 в письме исх. N 01-17/32 указал что, согласно информации, предоставленной в заявке на сертификацию продукции ОАО "Роберт Бош Саратов" изготовителем продукции, оформленной по таможенной декларации общества, является фирма из Германии. А так же подтверждено, что сертификат соответствия распространяется только на указанную партию, изготовленную фирмой из Германии (т.1 л.д.104).
Согласно письму ОАО "Роберт Бош Саратов" от 04.03.2011 N 02/3.4-26 фирмой-изготовителем товаров является фирма из Германии с производственным подразделением Nove Mesto nad Metuji, находящегося в Чехии (т.1 л.д.103).
Приложения к сертификату, предусмотренные Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 17.03.1998 N 12 "Об утверждении правил заполнения по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. формы основных документов, применяемых в системе" с указанием производственного подразделения в Чехии ОАО "Роберт Бош Саратов" не оформило.
Из письма ОАО "Роберт Бош Саратов" без номера от 15 апреля 2011 года (л.д.183) следует, что 21 октября 2010 года общество, до подачи таможенной декларации, подало заявку в орган по сертификации о проведении обязательной сертификации товара на соответствие требованиям ГОСТ, без указания в заявке кода ОКП, но с указанием кода ТН ВЭД - 8536 90 100 9, на основании Приложения N 1 к договорному письму, орган по сертификации неправильно классифицировал товар по коду ОК 005 (ОКП) - 342400 - "Аппараты для распределения электрической энергии (кроме выключателей автоматических) - как "Соединители электрические промышленного назначения", в результате чего у Общества возникла необходимость в получении сертификата на товар. Товар не является соединителем электрическим промышленного назначения, а является контактным элементом для проводов и кабелей. Поэтому общество считает, что товар должен быть классифицирован по ОКП - ОК 005-93 по коду 34 2900 - "Запасные части и принадлежности аппаратов на напряжение до 1000 В" - 34 2940 - "Запасные части, принадлежности и комплектующее оборудование к аппаратам для распределения электрической энергии (кроме выключателей автоматических)". Общество классифицировало товар по коду ТН ВЭД ТС - 8536 90 100 - Соединители и контактные элементы для проводов и кабелей: 8536 90 100 9 - прочие". Таможня при выпуске товара, согласилась, что товар является элементом контактным электрическим, а не соединителем. При правильной классификации товара по ОКП, а именно коду ОКП 34 2940, товар не подлежит обязательной сертификации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Однако, на запрос административного органа, орган по сертификации 19.04.2011 в письме N 01-17/85 (т.1 л.д.188) указал, что органом по сертификации продукции и услуг оформлен сертификат соответствия на продукцию "Подпружиненный тестовый щуп", Арт. N F77218B130G300 - 100 шт., Арт. N F82009S150L650 - 100 шт., Арт. NF77306B300G400 - 100 шт., полученную по договорному письму, изготовитель продукции - фирма из Германии (изготовитель продукции указан в заявке на сертификацию продукции, оформленной ОАО "Роберт Бош Саратов"). Заявка оформлена ОАО "Роберт Бош Саратов" на проведение обязательной сертификации указанной продукции (т.1 л.д.105,106). Органом по сертификации оформлен сертификат соответствия (код ТН ВЭД 8536901009, код ОКП 342400) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия.
Таким образом, административным органом сделан вывод, что декларантом ОАО "Роберт Бош Саратов" при таможенном декларировании товаров по таможенной декларации общества в нарушение статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), приложения N 4 подпунктов 2, 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе", Постановления Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 17.03.1998 N 12 "Об утверждении правил заполнения по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. формы основных документов, применяемых в системе" представлен сертификат, содержащий недостоверные сведения о стране происхождения товара. По результатам проверки составлен и отправлен обществу акт камеральной таможенной проверки от 17.03.2011 N 10413000/400/170311/А0026 (т.1 л.д.118-121).
Факт совершения Обществом данного правонарушения подтверждается также, по мнению таможни, следующими документами: служебной запиской ОТНиТО от 17.02.2011 N 11-03-28/0262 (т.1 л.д.192), объяснениями генерального директора ОАО "Роберт Бош Саратов" Норберта Пфаннштиля в письме от 31.03.2011 N 01/1-88 (т.1 л.д.138), протоколами опросов свидетелей Архиповой А.И. (т.1 л.д.123-127), Корнеева В.В. (т.1 л.д.128-132), Зайцева В.А. (т.1 л.д.193-196).
17 марта 2011 года по факту выявленных нарушений административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, возбуждено дело об административном правонарушении N 10413000-62/2011 в отношении ОАО "Роберт Бош Саратов" по части 3 статьи 16.2. КоАП России (т.1 л.д.85-90).
15 апреля 2011 года Саратовской таможней, в присутствии представителя общества, в отношении ОАО "Роберт Бош Саратов" составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10413000-62/2011 (т.1 л.д.167-176).
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении общество извещёно надлежащим образом (т.1 л.д.158,159).
03 мая 2011 года административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10413000-62/2011, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2. КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (т.1 л.д.16-29).
О месте и времени вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество извещёно надлежащим образом (т.1 л.д.200,201,202,203,204).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Часть 3 статьи 16.2. КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию к статье 16.1. КоАП РФ, для целей применения главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объективная сторона состава правонарушения включает в себя предоставление недостоверных документов, если такие документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
Субъектом правонарушения выступает декларант или таможенный брокер, в случае, если таможенное оформление осуществлялось брокером.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2. КоАП РФ является формальным, для привлечения к административной ответственности наступление вредных последствий не требуется.
В соответствии со статьёй 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Подпункт 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС разъясняет, что таможенное декларирование, это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Статья 181 ТК ТС, предусматривает, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: заявляемая таможенная процедура; сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений; сведения о производителе товаров; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС; сведения о лице, составившем декларацию на товары; место и дата составления декларации на товары. На основании статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС (статья 188 ТК ТС). Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьёй 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками (статья 189 ТК ТС).
В соответствии с пунктами 2, 3 приложения N 4 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе" подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (далее - документы о соответствии). К таким документам о соответствии относятся:
- сертификат соответствия и иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товар помещается под таможенные процедуры;
- декларация о соответствии, предусмотренная законодательством Стороны, на территории которой товар помещается под таможенные процедуры;
- сертификат соответствия таможенного союза, оформленный по единой форме, на товары, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов.
Представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах производится для помещения в том числе, под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления".
Из материалов дела следует, что в рамках исполнения договорного письма N 45700268 от 14.10.2010 г.., заключенного между фирмой "Файнметалл ГмбХ", Цеппелинштрассе 8, Херренберг, 71083, Германия - "Продавец", и ОАО "Роберт Бош Саратов", г.Энгельс, пр. Ф.Энгельса, д.139, Россия - "Покупатель", в адрес последнего на условиях поставки FCA Тамм поступили товары - "Подпружиненный тестовый щуп (контактный элемент электрический) из сплава меди и бериллия, золоченый, предназначен для установки на стенде программирования и контроля электрических параметров датчика массового расхода воздуха, используемое, максимальное напряжение 14В, Арт. N F77218В130G300 - 100 шт., Арт. N F82009S150L650 - 100 шт., Арт. N F77306B300G400 - 100 шт." (изготовитель: Чешская республика) на общую сумму 3239 Евро. Вес брутто - 0,526 кг, вес нетто -0,142кг.
В таможенном отношении товар помещен декларантом - ОАО "Роберт Бош Саратов", под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10413010/181110/0004278. Согласно графе N 34 ДТ код страны происхождения - CZ (Чехия). Код товара по ЕТН ВЭД ТС 8536901009. Код по общероссийскому классификатору продукции - 342400.
В соответствии со ст. 183 ТК ТС и приложением N 4 п.п. 2,3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г.. N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе" декларантом ОАО "Роберт Бош Саратов" в ходе таможенного декларирования на товары были представлены необходимые документы, в том числе: сертификат соответствия NРОСС DE.АЮ17.А07293, выданный ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента"; счет от фирмы "Файнметалл ГмбХ" (Германия) N093056 от 25.10.2010 г.. и договорное письмо N45700268 от 14.10.2010 г..
В ходе анализа документов, представленных ОАО "Роберт Бош Саратов" при таможенном декларировании, таможенным органом было установлено, что согласно счету N 093056 от 25.10.2010 г.. от фирмы "Файнметалл ГмбХ", Германия, страной происхождения товаров: подпружиненные тестовые щупы арт. N N F82009S150L650, F77306B300G400 является Чешская Республика, однако, в сертификате соответствия NРОСС DE.АЮ17.А07293 от 01.11.2010 г.. изготовителем вышеуказанных товаров указана фирма "Файнметалл ГмбХ" (Германия).
В связи с выявленными противоречиями о стране происхождения товаров, указанных в ДТ N 10413010/181110/0004278, счете N093056 от 25.10.2010 г. и сертификате соответствия NРОСС DE.АЮ17.А07293 от 01.11.2010 г.., Саратовской таможней был направлен запрос в орган по сертификации ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента" (исх. от 21.02.11г. N02-21/2356) с целью предоставлении сведений о распространении действия сертификата соответствия NРОСС DE.АЮ17.А07293 от 01.11.2010 г.., выданного предприятию-изготовителю в Германии (фирма "Файнметалл ГмбХ", Цеппелинштрассе 8, Херренберг, 71083, Германия), на абсолютно идентичный товар, изготавливаемый в Чешской республике.
Письмом N 01-17/32 от 22.02.2011 г.. орган по сертификации указал что, согласно информации, предоставленной в заявке на сертификацию продукции ОАО "Роберт Бош Саратов" изготовителем продукции, оформленной по ДТ N10413010/181110/0004278 является фирма "Файнметалл ГмбХ", Германия, а так же подтвердил, что сертификат распространяется только на указанную партию, изготовленную фирмой "Файнметалл ГмбХ", Германия.
Таким образом, Обществом при декларировании товара был представлен сертификат, содержащий недостоверные сведения о стране происхождения товара.
Оспариваемым постановлением Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде 100 000 рублей штрафа.
Судом первой иснтанции правомерно отклонен довод Общества о том, что Общество 21.10.2010 г.. до подачи ДТ N 10413010/181110/0004278, подало заявку в ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента" о проведении обязательной сертификации товара на соответствие требования ГОСТ, без указания в заявке кода ОКП, но с указанием кода ТН ВЭД товара 8536 90 100 9, в связи с чем, на основании заявки и приложенных документов ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента" классифицировало товар по коду ОКП 342400 со ссылкой на ГОСТ Р 51323.1-99, сделав вывод о его обязательной сертификации. По мнению Заявителя спорный товар не подлежит классификации по коду ОКП 342400, а должен классифицироваться по коду ОКП 342940, который не подлежит обязательной сертификации, в связи с чем, предъявление сертификата соответствия на такой товар, не является основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством.
Пунктом 5 Приказа Федеральной таможенной службы от 06.05.2010 N 895 "О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД" (зарегистрирован в Минюсте N 17534 от 09.06.2010) установлено, что для товаров, коды и наименования которых в соответствии с ТН ВЭД ТС указаны в списках продукции (товаров), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии со статьями 29, 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" описание, приводимое под номером 1 в графе 31 ГТД "Грузовые места и описание товаров", должно в обязательном порядке, помимо прочих сведений, указание которых предусмотрено Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, содержать сведения о коде продукции (товара) в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП).
Как указано выше, ОАО "Роберт Бош Саратов", помещая товар под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления", в ДТ N 10413010/181110/0004278 в графе N 34 указал: код страны происхождения - CZ (Чехия); код товара по ЕТН ВЭД ТС - 8536901009; код по общероссийскому классификатору продукции - 342400.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" товары по Общероссийскому классификатору продукции 342400 "Соединители электрические промышленного назначения" подлежат обязательной сертификации.
Суд первой иснтанции правомерно отклонил ссылку заявителя на письмо ОАО "Всероссийского научно-исследовательского института сертификации" (ОАО "ВНИИС) от 20.07.2011 N 101-тк/3999, из которого следует, что спорный товар не подлежит обязательному подтверждению соответствия.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 "О техническом регулировании в Таможенном союзе" (далее - Решение) утверждено Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза (далее - Положение о порядке ввоза продукции).
Согласно пункту 5 Положения о порядке ввоза продукции правом по выдаче письменных разъяснений (заключений) по отнесению продукции (товаров) к подлежащей обязательному подтверждению соответствия на основании обращений заинтересованных лиц (далее - письменные разъяснения) наделены уполномоченные органы государств-членов Таможенного союза в области технического регулирования.
В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, функции федерального органа по техническому регулированию в Российской Федерации осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Однако Решением Комиссии таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 491 "О внесении изменений в нормативные правовые акты комиссии таможенного союза в области технического регулирования" из Положения о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319, исключен пункт 5.
Таким образом, как верно указал суд первой иснтанции, в настоящее время не определены уполномоченные органы государств-членов Таможенного союза, обладающие правом по выдаче письменных разъяснений (заключений) по отнесению продукции (товаров) к подлежащей обязательному подтверждению соответствия на основании обращений заинтересованных лиц, следовательно, ОАО "ВНИИС" не является уполномоченным органом, обладающим правом по выдаче письменных разъяснений (заключений) по отнесению (либо неотнесению) продукции (товаров) к подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Суд первой иснтанции так же правомерно отклонил довод заявителя о том, что спорный товар не подлежит сертификации в силу того, что согласно решению органа по сертификации продукции и услуг ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента" N 06056/11 от 02.08.2011 года действие сертификата соответствия N РОСС DE.АЮ17.А07293 от 01.11.2010 г. отменено.
Как следует из решения ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента" N 06056/11 от 02.08.2011 года действие сертификата соответствия N РОСС DE.АЮ17.А07293 от 01.11.2010 г. отменено в связи с уточнением изготовителя продукции и уточнением кода продукции по ОКП (т.2, л.д. 36).
Следовательно, сертифицирующий орган пришел к выводу о необходимости уточнить код продукции по ОКП, не сделав вывода о том, что данная продукция не может быть классифицирована по коду 342400.
В данном случае при декларировании товара по коду ОКП 34240 Обществом представлен недействительный сертификат соответствия.
Между тем предъявление таможне именно этого документа послужило основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о доказанности таможней в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2. КоАП РФ.
Судом первой инстанции и таможенным органом при рассмотрении административного дела и в ходе судебного разбирательства, правомерно не установлено оснований для применения положений ст. 2.9. КоАП России, поскольку деяние не соответствует критериям малозначительности правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды правильно указали, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но заявитель не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет также соблюдение административным органом установленного порядка привлечения к административной ответственности.
Судами обеих инстанций, нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не выявлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу Общества следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 августа 2011 года по делу N А57-6995/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Саратовской области, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6995/2011
Истец: ОАО "Роберт Бош Саратов"
Ответчик: Саратовская таможня
Третье лицо: ООО "Саратовский центр сертификации и менеджмента"