г. Пермь
18 октября 2011 г. |
Дело N А50-8539/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Усцова Л.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - ОАО "МРСК Урала" в лице филиала "Пермэнерго": представитель не явился,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю: представитель не явился,
от третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае: Подпалый Ю.В. по доверенности N 06 от 11.01.2011, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы:
1. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
2. Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 августа 2011 года
по делу N А50-8539/2011,
принятое судьей Гуляевой Е.И.
по заявлению ОАО "МРСК Урала" в лице филиала "Пермэнерго" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю)
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимуществом в Пермском крае)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка,
установил:
ОАО "МРСК Урала" в лице филиала "Пермэнерго" обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Пермскому краю от 23.03.2011 N 18/033/2010-298 об отказе в государственной регистрации договора N Аю-110/1 от 24.02.2010 аренды земельного участка площадью 752 кв.м. с кадастровым номером 59:04:0000000:55, расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, кварталы NN 208, 191 Средне-Усьвинского лесничества Чусовского лесхоза, квартал N 204 Широковского лесничества Кизеловского лесхоза.
Определением арбитражного суда от 11.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росимуществом в Пермском крае (ст.51 АПК РФ).
Решением арбитражного суда Пермского края от 03.08.2011 заявление ОАО "МРСК Урала" в лице филиала "Пермэнерго" удовлетворено. Признано недействительным решение Управления Росреестра по Пермскому краю от 23.03.2011 N 18/033/2010-298 об отказе в государственной регистрации договора N Аю-110/1 от 24.02.2010 аренды земельного участка площадью 752 кв.м. с кадастровым номером 59:04:0000000:55. На Управление Росреестра возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации договора N Аю-110/1 от 24.02.2010 аренды земельного участка площадью 738 кв.м. с кадастровым номером 59:04:0000000:55.
Не согласившись с решением, Управление Росреестра по Пермскому краю и Управление Росимуществом в Пермском крае обратились с апелляционными жалобами.
Управление Росреестра по Пермскому краю в жалобе просит решение отменить, в удовлетворении заявления ОАО "МРСК Урала" отказать. В обоснование указывает, что орган государственной регистрации при проведении правовой экспертизы представленных документов, действовал в рамках Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ о государственной регистрации. По утверждению Управления Росимущества, отнесение спорного земельного участка к государственной собственности, к категории земель промышленности, энергетики, обороны, с разрешенным использованием под объекты энергоснабжения, вызвали у регистратора сомнения о правомочиях лица, осуществляющего распоряжение спорным земельным участком (ст. 87 ЗК РФ). Указанные обстоятельства явились основанием для направления соответствующего запроса в Управление Росимуществом в Пермском крае, ответ которого послужил основанием для отказа в регистрации договора аренды. С учетом изложенного, заявитель считает необоснованным вывод суда об отсутствии спора о праве в отношении спорного земельного участка. Указывает, что в компетенцию регистрирующего органа не входит определение соответствия объекта электросетевого хозяйства критериям, необходимым для его отнесения к Единой национальной (общероссийской) энергетической сети. Отсутствие данного объекта в реестре Единой национальной энергетической сети, по мнению заявителя, не свидетельствует о том, что данный объект в дальнейшем не может быть включен в эту сеть.
Кроме этого, обращает внимание апелляционного суда, что ОАО "МРСК Урала" не является заинтересованным лицом (ст. 4 АПК РФ), а у органа местного самоуправления отсутствует право на распоряжение спорным земельным участком (ст.ст. 9, 29 Земельного кодекса РФ).
Управление Росимуществом в Пермском крае также полагает, что решение принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактических обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, что влечет отмену судебного акта и отказ в удовлетворении заявления.
Управление Росреестра по Пермскому краю в отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы Терруправления. В отзыве заявило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ФБУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю".
Ходатайство судом апелляционной инстанции отклонено на основании ч. 3 ст. 266 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения не находит.
В силу ст. 11 ГК РФ, ст. 4 АПК РФ арбитражным судом осуществляется защита нарушенных либо оспоренных гражданских прав, законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одним из способов защиты нарушенных прав является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 13 ГК РФ).
Для признания недействительным акта государственного (муниципального) органа, необходимо установить, что он не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности (ст. 198 АПК РФ).
Для удовлетворения заявленных требований суд должен установить, какому именно нормативному акту не соответствует решение, какую именно норму права оно нарушает (ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ОАО "МРСК Урала" является собственником электросетевого комплекса Гремячая-2 ВЛ-35 кВ, что подтверждено свидетельством N 59-59-18/052/2008-609 от 11.07.2008.
Постановлением Главы администрации Гремячинского муниципального района от 24.02.2010 N 82 принято решение о предоставлении ОАО "МРСК Урала" в аренду земельного участка местоположение которого установлено относительно ориентира город Гремячинск, кварталы N N 208, 191 Средне-Усьвинского лесничества Чусовского лесхоза, общей площадью 752 кв.м., кадастровый номер 59:04:0000000:55, для целевого использования под объекты электроснабжения ВЛ-35 кВ (Усьва-Шумиха, цепь 1).
На основании данного постановления 24.02.2010 между муниципальным образованием "Гремячинский муниципальный район" и ОАО "МРСК Урала" заключен договор аренды N Аю-110/1 указанного земельного участка, сроком на 49 лет. Земельный участок принят арендатором по акту приема-передачи от 24.02.2010.
10.12.2010 ОАО "МРСК Урала" обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации договора N Аю-110/1 от 24.02.2010 аренды земельного участка с приложением пакета документов.
При проведении правовой экспертизы представленных заявителем документов, у специалистов Управления Росреестра возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации договора, в связи с чем процедура регистрация приостанавливалась сроком на три месяца для уточнения даты заключения договора, исправления протокола разногласий, представления документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимости, поскольку земля была представлена в аренду на основании ст. 36 ЗК РФ, выяснения правомерности заключения договора аренды МО "Гремячинский муниципальный район", так как правообладателем земельного участка значится Российская Федерация.
До истечения срока приостановления государственной регистрации, заявителем были представлены документы по первым двум пунктам.
Между тем, в целях устранения сомнений при определении собственника земельного участка, и, соответственно, полномочий муниципального образования на распоряжение данным земельным участком, 28.12.2010 Росреестром был направлен запрос в Управление Росимуществом по Пермскому краю.
Управление Росимуществом в Пермской крае в ответе от 28.02.2011 указало, что земельный участок с кадастровым номером 59:04:0000000:55 отнесен к федеральной собственности.
Указанные обстоятельства послужили для Управления Росреестра основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Полагая, что отказ регистрирующего органа не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ОАО "МРСК Урала", последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в деле доказательства и доводы сторон (ст.ст. 65, 68, 71 АПК РФ), пришел к выводу о неправомерности отказа Управлением Росреестра в государственной регистрации договора N Аю-110/1 от 24.02.2010 аренды земельного участка, обязал государственный орган устранить допущенное нарушение.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.
В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ и п. 2 ст. 26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на год и более, подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 26 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 о государственной регистрации прав определено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Положениями п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
При этом обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт (план) данного объекта недвижимого имущества.
Правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Орган государственной регистрации осуществляет проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов (абз. 2 п. 3 ст. 9, абз. 3 п. 1 ст. 13 и абз. 11 п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).
В ст. 20 Закона о госрегистрации дан исчерпывающий перечень случаев, когда в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности: когда документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре" государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Редакция действовала на момент постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 к основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из государственного кадастра недвижимости от 15.10.2010 N 5904/260/10-0415 следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:04:0000000:55 были внесены в государственный земельный кадастр на основании п. 2 ст. 7 Закона N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Из кадастровой выписки N 5904/260/10-0415 от 15.10.2010 следует, что на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, площадью 752,00 кв.м., с разрешенным использованием - под объекты энергоснабжения, Вл-35 кВ. (Усьва-Шумиха, цепь 1), местоположение установлено относительно ориентира город Гремячинск, кварталы N N 208, 191 Средне-Усьвинского лесничества Чусовского лесхоза, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Пермский край, город Гремячинск, вид права - государственная собственность. В графе особые отметки указано, что номер 59:04:0000000:55 равнозначен кадастровому номеру 59:04:0000000:0055. Предыдущий кадастровый номер земельного участка 59:04:0000000:26 равнозначен кадастровому номеру 59:04:0000000:0026. Первоначальной датой внесения земельного участка в кадастр недвижимости является дата - 02.03.2005.
Здесь важно отметить, что указанный в кадастровом паспорте земельного участка вид права - государственная собственность не означает отнесение земельного участка исключительно к федеральной собственности.
Более того, Управлением Росимуществом в Пермском крае не представлено доказательств, что на спорном земельном участке размещается объект (объекты) федеральной энергетической системы или иные объекты, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции РФ.
Учитывая вышеизложенное, довод Терруправления о том, что земельный участок 59:04:0000000:55 площадью 752 кв.м. образован (выделен) путем разделения земельного участка с кадастровым номером 59:04:0000000:9 общей площадью 9 580 000 кв.м., являющийся в силу ст. 87 ЗК РФ федеральной собственностью, подтверждения не нашел.
Суд не может оставить без внимания то обстоятельство, что кадастровый паспорт земельного участка, представленный ОАО "МРСК Урала" в составе пакета документов, необходимых для государственной регистрации, выдан Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", то есть органом исполнительной власти, уполномоченным на то действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания кадастрового паспорта документом, не имеющим юридической силы, у регистрирующего органа не имелось.
Договор N Аю-110/1 от 24.02.2010 аренды земельного участка содержит все необходимые сведения и условия, регламентированные главой 34 ГК РФ и Земельным кодексом РФ, то есть отвечает требованиям, предъявляемым законом для того вида договоров.
Доказательств, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, регистрирующим органом в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено, заявление ОАО "МРСК Урала" удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 03 августа 2011 года по делу N А50-8539/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.А. Усцов |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8539/2011
Истец: ОАО "Межрегиональная сетевая компания Урала" в лице филиала "Пермэнерго" ОАО "МРСК Урала", ОАО "МРСК Урала"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ПК
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю