г. Санкт-Петербург
19 октября 2011 г. |
Дело N А56-16420/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Горшелева В.В., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Русаковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13471/2011) общества с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс" (адрес: 188480, Ленинградская область, Кингисепп, пр. Карла Маркса, д. 25/2; ОГРН: 1104707000530) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2011 года по делу N А56-16420/2011 (судья Е.В. Новикова), принятое
по иску ООО "Универсальный перегрузочный комплекс"
к ОАО "Российские железные дороги"ООО "Универсальный перегрузочный комплекс"
о взыскании 134 509, 95 рублей
при участии:
от истца: Орешко Н.Л. по доверенности от 09.07.2010
от ответчика: Кудряшова С.В. по доверенности от 14.12.2010 N ю-11/105
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс" (ОГРН1104707000530, местонахождение: 188480, Ленинградская область, Кингисепп, пр. Карла Маркса, д.25/2) (далее - истец, ООО "Универсальный перегрузочный комплекс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН1037739877295, местонахождение: 107174, Москва, Басманная Н. ул, 2) (далее - ответчик, ОАО "РЖД", Железная дорога) 2 782 115,95 рублей пени за несвоевременную доставку груза по накладным N N ЭИ213805, ЭЕ885090, ЭИ431977, ЭЕ790792, ЭЖ093068.
Определением от 31.03.2011, по ходатайству ответчика, исковые требования были разъединены. Требование, основанное на накладной N ЭЕ093068 на сумму 134509,95 рублей выделено в отдельное производство, делу присвоен номер N А56-16420/2011.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, ссылаясь в жалобе на несоответствие изложенных в решении выводов обстоятельствам дела и сложившейся судебной практике. Податель жалобы просит отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования о взыскании с ответчика 134 509,95 рублей пени за просрочку доставки груза.
В заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы жалобы. Ответчик против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 07.05.2008 между правопредшественником истца (ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс") и железной дорогой был заключен договор N 365/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего контрагенту (правопредшественнику истца) железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N1 к пути N1 железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ПУЛ транс" районного парка угольного терминала морского торгового порта Усть-Луга станции Лужская, обслуживаемого локомотивом контрагента.
Согласно пунктам 7, 13, 14 договора (в редакции дополнительного соглашения) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приемоотправочные (выставочные) пути N N 1,2,3.4,5 транзитно-выставочного парка "Северный" по указанию дежурного на станции Лужская. дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом контрагента с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается временный технологический срок оборота вагонов - 12,4 часа на 43 вагона. Перерабатывающая способность конрагента при выгрузке вагонов составляет 112 вагонов в сутки.
В феврале-марте 2010 года по транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ 093068 со станции Терентьевская Западно-Сибирской железной дороги на станцию Лужская-экспортная Октябрьской железной дороги грузоотправителем ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" в адрес грузополучателя ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" был отправлен, а железной дорогой перевезен груз "уголь каменный марки Д".
Полагая, что груз доставлен с просрочкой, грузополучатель предъявил перевозчику преетнзию от 14.04.2010 N ПР-216/К об уплате 134 509 рублей 95 коп. пени за просрочку доставки груза, которую перевозчик отклонил извещением от 21.07.2010 N ФПР-З/Б-321.
Отказ в удовлетворении претензии явился основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 33, 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" указано, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев путей необщего пользования. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов. Первый экземпляр акта прилагается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости делается отметка о составлении акта общей формы.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Отсутствие коммерческого акта либо акта общей формы, который должен быть составлен перевозчиком, либо по требованию стороны договора грузоперевозки является основанием, исключающим ответственность перевозчика перед грузоотправителем, грузополучателем или другими юридическими лицами. Следовательно, законодатель связывает наступление ответственности перевозчика перед грузополучателем либо грузоотправителем со специфической формой ее фиксации.
Акт общей формы удостоверяет факт и продолжительность простоя вагонов на станционных путях.
21.02.2010 поезд N 2197, в котором следовал груз по отправке N ЭЖ 093068, был временно отстранен от движения на станции Волховстрой - 1 в связи с занятостью мест выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования грузополучателя, невыполнением грузополучателем технологического срока оборота вагонов, технологических норм выгрузки грузов из вагонов, о чем свидетельствует отметка в транспортной железнодорожной накладной. 27.02.2010 указанный поезд был отправлен со станции Волховстрой - 1 в связи с освобождением путей приема, о чем был составлен акт общей формы N 3/671 станции Волховстрой - 1, совершена отметка в транспортной железнодорожной накладной.
Таким образом, из материалов дела следует, что задержка груза в пути следования по причинам, зависящим исключительно от грузополучателя, составила 6 суток.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истцом не опровергнут довод ответчика о том, что в спорный период времени отсутствовали свободные подъездные пути необщего пользования для осуществления выгрузки.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании пеней за просрочку доставки груза.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права и неправильного применения норм материального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2011 по делу N А56-16420/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16420/2011
Истец: ООО "Универсальный перегрузочный комплекс"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога"
Третье лицо: ООО "Универсальный перегрузочный комплекс"
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13471/11