г. Пермь
20 октября 2011 г. |
Дело N А71-4525/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Осиповой С.П., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя - ЗАО "Автоколонна 1226"(ОГРН 1021801664323, ИНН 1835016394): Козлов Е.И., паспорт, доверенность от 09.11.2010,
от заинтересованного лица - Государственное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (ОГРН 1051801769360, ИНН 1833035803): Ныров А.В., паспорт, доверенность от 12.09.2011. Нуруллина Р.И., паспорт, доверенность от 15.06.2011,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ЗАО "Автоколонна 1226"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2011 года
по делу N А71-4525/2011,
принятое судьей Глуховым Л.Ю.,
по заявлению ЗАО "Автоколонна 1226"
к Государственному учреждению Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"
о признании незаконными действий,
установил:
Закрытое акционерное общество "Автоколонна 1226" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Государственного учреждения Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (далее - заинтересованное лицо, учреждение) по осуществлению весового контроля транспортного средства и взиманию платы в счет возмещения вреда, обязании Учреждения возвратить незаконно взысканные денежные средства в размере 4 499 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм действующего законодательства.
В обоснование жалобы указывает на то, что при перевозке груза на автомобиле "Камаз-54115" с полуприцепом "СЗАП-9327" нагрузки на оси не превышали допустимых значений, указанных в пункте 2 примечания к п.2.1 раздела 1 приложения к "Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ", следовательно, общество не осуществляло перевозку тяжеловесного груза, что свидетельствует об отсутствии оснований для взимания с общества платы в размере 4 499 рублей.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, отсутствии оснований для его отмены.
Представители заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 4.03.2011 сотрудниками поста весового контроля ПВК-2 ГУ УР "БДД УР" на 43 километре дороги Ижевск - Воткинск были выявлены нарушения требований п. 2 (допустимые осевые и полные массы АТС) Приложения N 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 08.08.1996 N 1146, допущенные при эксплуатации водителем Яцковым М.П. а/м "Камаз-54115" г/н Н495НА/18 с полуприцепом "СЗАП- 9327" г/н АЕ7023/18, принадлежащего обществу.
По факту зафиксированного нарушения оператором ПВК-2 Русских В.Ю. был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось N 62 от 4.03.2011, в котором исчислен размер нанесенного ущерба в виде платы за провоз тяжеловесного груза, составившей 4 499 руб.
Специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза у водителя транспортного средства не имелось. Водитель от имени общества уплатил 4 499 руб. платы за провоз тяжеловесного груза. В подтверждение уплаты указанных денежных средств был выдан фискальный чек КММ N 0369 от 4.03.2011.
Несогласие заявителя с действиями Учреждения послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Учреждения по организации передвижных пунктов весового контроля, проведению взвешивания грузовых транспортных средств на передвижных пунктах весового контроля. Взыскание с общества суммы ущерба в размере 4 499 руб. считает правомерным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда отмене не подлежит.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В силу п. 11, п. 13 ст. 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и(или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 62 Закона N 257-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 257-ФЗ и до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 01.01.1996 введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 N 22-П признал указанное постановление не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В соответствии с п. 3 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Во исполнение указанных норм прав Правительством Удмуртской Республики издано постановление от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения", которым предусмотрено взимание платы с владельцев автотранспорта с применением показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
В соответствии с Уставом ГУ УР "Безопасность дорожного движения", утвержденному приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики" от 14.05.2010 N 77, одной из функций учреждения является осуществление весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также транспортных средств, общая масса которых или нагрузка на каждую ось превышает нормативные параметры, установленные предприятием-изготовителем, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики и искусственным сооружениям на них в соответствии с категорией дорог.
Кроме того, Учреждение организует осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Таким образом, Учреждение является уполномоченным на проведение проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Удмуртской Республики регионального и межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении указанных автомобильных дорог, то есть организацией, наделенной публичными полномочиями, действия которой могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" непосредственно не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из содержания указанного Закона не следует, что Правительство Российской Федерации может устанавливать правила весового контроля грузовых транспортных средств.
Вопрос, каким способом собственник дороги имеет право осуществлять весовой контроль в целях сохранности своей собственности, постановлением Правительства от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" не регулируется. Указанное постановление не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля. О том, что контроль за осуществлением автомобильных перевозок может осуществляться с использованием как стационарных, так и передвижных контрольных пунктов, свидетельствует постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных перевозок" (в редакции от 02.02.2000 N 100).
Таким образом, использование Учреждением при осуществлении весового контроля транспортных средств передвижных постов весового контроля не противоречит действующему законодательству.
Указанная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.08.2003 N 87-Г03-5.
Пунктами 1, 3 ст. 31 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Из материалов дела следует, что 4.03.2011 на 43 километре автодороги Ижевск-Воткинск Учреждением выявлен факт превышения полной массы и осевых нагрузок на транспортном средстве при эксплуатации водителем Яцковым М.П. автомобиля "Камаз-54115" г/н Н495НА/18 с полуприцепом "СЗАП- 9327" г/н АЕ7023/18, принадлежащего ЗАО " Автоколонна 1226".
По факту зафиксированного нарушения оператором ПВК-2 Русских В.Ю. был составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось N 62 от 4.03.2011 г.., в котором исчислен размер нанесенного ущерба в виде платы за провоз тяжеловесного груза, составившей 4 499 руб.
Специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза у водителя транспортного средства не имелось. Водитель от имени юридического лица ЗАО " Автоколонаа 1226" уплатил 4 499 руб. платы за провоз тяжеловесного груза. В подтверждение уплаты денежных средств был выдан фискальный чек КММ N 0369 от 4.03.2011 на указанную сумму.
Указанная сумма оплачена в тот же день, что подтверждается кассовым чеком КММ N 0369 от 4.03.2011.
Заявитель не представил доказательств тех фактов, что сотрудники Учреждения воспрепятствовали дальнейшему следованию транспортного средства и потребовали произвести наличный расчет на месте составления акта. Доказательств задержания транспортного средства этими работниками до оплаты суммы ущерба на месте составления акта материалы дела также не содержат.
Не содержатся в материалах дела и доказательств, свидетельствующих о принудительном взимания суммы ущерба, наносимого автомобильным дорогам, в размере 4 499 руб.
Учитывая законодательно установленную обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов, оснований для возврата уплаченных обществом денежных средств в сумме 4 499 руб. не имеется.
Доводам апеллятора о том, что перевозимый им груз не является тяжеловесным и в соответствии с п.2 примечаний к п.2.1 Приложения N 1 Инструкции для автомобилей группы А, спроектированных до 1995 г.. с расстоянием между осями не более 1.32 м допускаются осевые нагрузки массы 8,0 тонн судом первой инстанции дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Поскольку обществом при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., заявителю апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 августа 2011 года по делу N А71-4525/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Автоколонна 1226" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Автоколонна 1226" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 798 от 30.08.2011.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4525/2011
Истец: ЗАО "Автоколонна 1226"
Ответчик: ГУ "Безопасность дорожного движения по УР", ГУ Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"