г. Тула |
Дело N А09-2438/2011 |
20 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Л.А.,
судей Байрамовой Н.Ю., Рыжовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ганюхиным М.И.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны России, г. Москва, на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.08.2011 по делу А09-2438/2011 (судья Дюбо Ю.И.), принятое по заявлению Администрации МО "Городское поселение п.г.т. Климово", п. Климово Брянской области, к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Брянская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, г. Брянск, Министерству обороны России, г. Москва, третье лицо: Управление Росреестра по Брянской области, г. Брянск, о признании права собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Городское поселение пгт Климово" (далее - администрация МО "Городское поселение пгт Климово") обратилась в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Брянская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГ КЭУ "Брянская КЭЧ района" Минобороны России) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) о признании права собственности на земельные участки:
- площадью 24 000 кв. м, кадастровый номер 32:12:010324:46, расположенный по адресу: п. Климово Брянской области, ул. Лесная;
- площадью 3 400 кв. м, кадастровый номер 32:12:010413:0004, расположенный по адресу: п. Климово Брянской области, военный городок;
- площадью 49 000 кв. м, кадастровый номер 32:12:010324:0008, расположенный по адресу: п. Климово Брянской области, военный городок N 4.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 15.06.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04 августа 2011 года исковые требования удовлетворены частично: за администрацией МО "Городское поселение пгт Климово" признано право собственности на земельные участки: площадью 24 000 кв. м, кадастровый номер 32:12:010324:46, расположенный по адресу п. Климово Брянской области, ул. Лесная, и площадью 3 400 кв. м, кадастровый номер 32:12:010413:0004, расположенный по адресу: п. Климово Брянской области, военный городок; производство по делу в части требования о признании права муниципальной собственности на земельный участок площадью 49 000 кв. м, кадастровый номер 32:12:010324:0008, расположенный по адресу п. Климово Брянской области, военный городок N 4, прекращено.
Не согласившись с принятым решением, Минобороны России обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение в части удовлетворения исковых требований отменить и принять по делу в этой части новый судебный акт, отказав в иске.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Заявитель ссылается на то, что истец с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду или собственность в Минобороны России не обращался.
Кроме этого, заявитель указывает на то, что Российская Федерация и Брянская КЭЧ добровольно не отказывались от спорного земельного участка, а оснований для принудительного прекращения права собственности на данный земельный участок не имеется.
Федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ) заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором просило заменить ответчика ФГКЭУ "Брянская КЭЧ района" МО РФ на ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ.
Согласно п. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая, что факт реорганизации ФГКЭУ "Брянская КЭЧ района" в виде присоединения к ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ надлежащим образом подтвержден приложенными к ходатайству документами, а именно: приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации", свидетельствами о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, приказом Министра обороны Российской Федерации N 756 от 05.07.2010 "О федеральных государственных учреждениях, федеральном государственном квартирно-эксплутационном учреждении и государственном учреждении, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации", уставом ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ и сведениями, внесенными в ЕГРЮЛ на 22.09.2011, суд апелляционной инстанции находит указанное ходатайство подлежащим удовлетворению.
В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу о замене ответчика по настоящему делу ФГКЭУ "Брянская КЭЧ района" МО РФ на ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ.
ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы апелляционной жалобы и просит решение суда области отменить и в иске отказать.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, хотя о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие неявившихся лиц.
Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется лишь в части удовлетворения исковых требований, суд апелляционной инстанции, в соответствии с п.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями п.25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом области и усматривается из материалов дела, распоряжением Правительства РФ от 07.03.2002 N 279-р о передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения, принято предложение Климовского района Брянской области и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Брянской области, о передаче в муниципальную собственность Климовского района Брянской области находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения войсковой части 47144 Вооруженных Сил РФ, расположенных в п. Климово Брянской области, согласно приложению N 1 (т.1, л.д.60-61).
Из приложения N 1 к распоряжению Правительства РФ от 07.03.2002 N 279-р следует, что передаче подлежат следующие объекты коммунально-бытового назначения войсковой части 47144: жилые дома NN 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26 и 28, расположенные на ул. Лесная в п. Климово Брянской области, и водонасосная станция, инв. N 4/20.
Актами приемки-передачи основных средств в бюджетных учреждениях от 14.02.2003 (т.1, л.д. 117-131) подтверждается передача вышеуказанных объектов коммунально-бытового назначения администрации Климовского района.
Постановлением администрации Климовского района Брянской области от 15.04.2003 N 250 (т.1, л.д.54) решено принять в муниципальную собственность Климовского района объекты коммунально-бытового назначения войсковой части 47144 Вооруженных Сил РФ согласно приложению (жилые дома NN 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26 и 28, расположенные на ул. Лесная в п. Климово Брянской области, и водонасосную станцию, инв. N 4/20).
Актом приемки-передачи основных фондов и оборотных средств от 22.07.2003 (т.1, л.д.135-138) подтверждается передача администрацией Климовского района в собственность МО "пгт Климово" вышеуказанных объектов коммунально-бытового назначения.
Истец ссылается на то, что вышеуказанные объекты коммунально-бытового назначения расположены на земельных участках: площадью 3 400 кв. м, кадастровый номер 32:12:010413:0004, расположенном по адресу: п. Климово Брянской области, военный городок б/н (водонасосная станция); и площадью 49 000 кв. м, кадастровый номер 32:12:010324:0008, расположенном по адресу: п. Климово Брянской области, военный городок N 4 (жилые дома).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 16.12.2009 N 12/004/2009-077 и N 12/004/2009-078 земельные участки площадью 3 400 кв. м с кадастровым номером 32:12:010413:0004 и площадью 49 000 кв. м с кадастровым номером 32:12:010324:0008 находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Брянской КЭЧ (т.1, л.д.52-53).
Свидетельствами о государственной регистрации права от 25.06.2004 серии 32АБ N 101771 и серии 32АБ N 101775 подтверждается принадлежность земельного участка площадью 3 400 кв. м с кадастровым номером 32:12:010413:0004 Российской Федерации и нахождение его в постоянном (бессрочном) пользовании Брянской КЭЧ.
Свидетельствами о государственной регистрации права от 25.06.2004 серии 32АБ N 101772 и серии 32АБ N 101776 подтверждается принадлежность земельного участка площадью 49 000 кв. м с кадастровым номером 32:12:010324:0008 Российской Федерации и нахождение его в постоянном (бессрочном) пользовании Брянской КЭЧ.
Ссылаясь на ст. 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на разрешение заместителя Минобороны России от 23.04.1996, согласно которому Брянской КЭЧ администрации п. Климово Брянской области передан земельный участок площадью 24 000 кв. м, расположенный по адресу п. Климово Брянской области, ул. Лесная, но истцу отказано в государственной регистрации перехода права собственности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия оснований для возникновения права муниципальной собственности на земельный участок площадью 3 400 кв. м с кадастровым номером 32:12:010413:0004, поскольку здание (водонасосная станция), расположенное на указанном земельном участке, является муниципальной собственностью, а также из того, что земельный участок площадью 24000 кв. м, с кадастровым номером 32:12:010324:46, относится к категории земель населенных пунктов, поэтому в силу закона относится к муниципальной собственности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает данные выводы соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент передачи имущества) при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
К федеральной собственности в силу ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Основания отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в целях разграничения государственной собственности на землю предусмотрены п. 1, 2, 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
В силу п. 3 названной статьи к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Согласно ст. 5 названного Закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности.
В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Как правильно установлено судом области, на земельном участке площадью 3 400 кв. м. с кадастровым номером 32:12:010413:0004 находится здание - водонасосная станция, являющееся муниципальной собственностью.
В связи с этим суд первой инстанции, учитывая положения статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о доказанности наличия оснований для возникновения права муниципальной собственности на земельный участок площадью 3400 кв. м с кадастровым номером 32:12:010413:0004.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно данным кадастрового паспорта земельный участок площадью 24000 кв. м, с кадастровым номером N 32:12:010324:46 относится к категории земель населенных пунктов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что он в силу закона относится к муниципальной собственности.
Поэтому отклоняется довод заявителя о том, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно признал право собственности на земельные участки: площадью 24 000 кв. м, кадастровый номер 32:12:010324:46, расположенный по адресу: п. Климово Брянской области, ул. Лесная, и площадью 3 400 кв. м, кадастровый номер 32:12:010413:0004, расположенный по адресу: п. Климово Брянской области, военный городок, за администрацией МО "Городское поселение пгт Климово".
При этом ссылка заявителя на ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку указанная норма права неприменима при рассмотрении настоящего спора по существу.
В связи с этим отклоняются доводы заявителя о том, что истец с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду или собственность в Минобороны России не обращался, а также о том, что Российская Федерация и Брянская КЭЧ добровольно не отказывались от спорного земельного участка, а оснований для принудительного прекращения права собственности на данный земельный участок не имеется.
Кроме того, выводы суда по настоящему делу правомерно основаны на нормах статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Брянской области от 04 августа 2011 года.
Руководствуясь статьями 48, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
заменить ответчика по делу N А09-2438/2011 - федеральное государственное квартирно-эксплутационное учреждение "Брянская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны РФ на федеральное государственное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Решение Арбитражного суда Брянской области от 04 августа 2011 года по делу N А09-2438/2011 в части удовлетворения исковых требований оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Юдина |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2438/2011
Истец: Администрация МО "Городское поселение п.г.т. Климово"
Ответчик: ФГ КЭУ Брянская квартирно-эксплуатационная часть района, Министерство обороны РФ, Минобороны
Третье лицо: Управление Росреестра по Брянской области, ФГУ "Центральное ТУИО" МО РФ
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6242/12
10.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6242/12
15.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-59/12
20.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4714/11