19 октября 2011 г. |
Дело N А55-3405/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н. судей Каплина С.Ю., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола судебного заседания Холмецкой Е.А., с участием:
от истца - Апаркина Т.М., доверенность N 49 от 14.10.2010 г.;
от ответчика Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ - Зятчина И.А., доверенность N 43 от 25.01.2010 г.;
от ответчика Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области - Аксютина Е.М., доверенность N МФ-13-07/329 от 07.09.2011 г.;
от третьего лица Департамента транспорта Администрации г.о. Самара - Орлова О.В., доверенность N 09/2-2690/03 от 22.09.2011 г.;
от иных третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2011 года по делу N А55-3405/2011 по иску Муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт", 443090, Самарская область, Самара, Блюхера,28а к 1)Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ, 109017, Москва, Ильинка,9; 443110, г.Самара, ул. Ново-Садовая, 24А 2)Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, 443006, Самарская область, Самара, Молодогвардейская,21 Третьи лица: 1) Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области; 443086, г. Самара, ул. Скляренко, 20; 2) Департамент транспорта Администрации г.о. Самара, г. Самара, ул. Мориса Тореза, 67 А; 3) ФГУП "Почта России", 443099, г. Самара, ул. Ленинградская, 24; г. Москва, ул. Серафимовича, 2. о взыскании 257 088 937 руб. 08 коп.
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточненных исковых требований, принятых судом первой инстанции, истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству Финансов РФ о взыскании 257 088 937 руб. 08 коп., в том числе просит взыскать с РФ в лице Министерства Финансов РФ за счет казны РФ 79 697 570 руб. 50 коп., с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области 177 391 366 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2011 года взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ 77 926 407 руб. 28 коп., в том числе: 22 150 206 руб. 77 коп. - убытки за 2009 год, 55 776 200 руб. 51 коп. - убытки за 2010 год. С Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет казны Самарской области взыскано 173 449 100 руб. 08 коп., в том числе: 49 302 073 руб. 14 коп. -убытки за 2009 год, 124 147 026 руб. 94 коп. - убытки за 2010 год.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, и Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара, обратились с апелляционными жалобами, в которых, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просят отменить решение суда от 01.08.2011, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда 11.10.2011 в 11.50 объявлялся перерыв на срок до 18.10.2011, 12.25 в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
Информация о перерыве размещена на сайте Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
18.10.2011 в 12.25 судебное заседание продолжено в прежнем составе суда.
В продолженном судебном заседании представители Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, поддержали доводы апелляционных жалоб по изложенным в них основаниям, просили отменить решение суда первой инстанции, жалобы - удовлетворить.
Представитель Муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" не согласился с доводами апелляционных жалоб и указал, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просили оставить решение о признании должника банкротом без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Представитель Департамента транспорта Администрации г.о. Самара не согласился с доводами апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на жалобы, просили оставить решение о признании должника банкротом без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей, извещены надлежащим образом, что дает суду право рассмотреть дело в их отсутствии в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец осуществлял в 2009-2010 г.г. перевозку пассажиров г. Самары транспортом общего пользования - автобусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для транспортных предприятий города Самары.
В соответствии со статьями 44, 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан", с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб., с 01.08.2007 в размере, не превышающем 250 руб., а с 01.07.2008 в размере, не превышающем 270 руб. для: лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления; лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1-10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; лиц, указанных в статьях 2-7, 12 Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; лиц, указанных в абзацах 1-3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"; лиц, указанных в пунктах 1-2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий"; лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"; лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц; родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов; лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
С 01.03.2005 установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Постановлением главы городского округа Самара от 15.12.2008 г. N 1079 с 01.01.2009 стоимость одной поездки в автобусе установлена в размере 12 руб.
Постановлением главы городского округа Самара от 16.12.2009 г. N 1391 с 01.01.2010 стоимость одной поездки в автобусе установлена в размере 15 руб.
Постановлением главы городского округа Самара от 13.08.2008 N 622 "Об установлении тарифов по оплате проезда и провоза багажа на городском пассажирском транспорте в городском округе Самара с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте" Департаменту транспорта администрации городского округа Самара указано, на необходимость организовать вывод из обращения льготных долгосрочных проездных билетов: "Для граждан" и "Для организаций" с 01.09.2008.
Истцу недополученная провозная плата при осуществлении перевозок по единому социальному проездному билету возмещалась как ФГУП "Почта России" - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и органами государственной власти и местного самоуправления - в результате перечисления дотаций и субвенций из бюджетов различного уровня.
Расчет убытков истцом произведен с применением следующих показателей: количество проданных ЕСПБ, процент транспортной работы, количество поездок в месяц, количество поездок в месяц равной 50, сумма денежных средств полученных от ФГУП "Почта России", суммы денежных средств, полученные из бюджетов различного уровня, в целях компенсации убытков истца.
Согласно расчету истца, сумма неполученной платы от реализации ЕСПБ равна 251 375 507 руб. 36 коп., из них: 77 926 407 руб. 28 коп. по федеральной ведомости, из которых 22 150 206 руб. 77 коп. - за 2009 год и 55 776 200 руб. 51 коп. - за 2010 год, 173 449 100 руб. 08 коп. по региональной ведомости, из которых: 49 302 073 руб. 14 коп. - за 2009 год, 124 147 026 руб. 94 коп. за 2010 год.
Порядок компенсации разницы между установленной стоимостью проезда в общественном транспорте и установленным расчетным тарифом, определен постановлением главы городского округа Самара от 28.12.2007 N 1250 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на компенсацию выпадающих доходов транспортным предприятиям (организациям) от перевозки граждан транспортом общего пользования по установленным за проезд тарифам".
В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка размер субсидии для получателей, осуществляющих перевозки граждан по тарифам, установленным администрацией городского округа Самара, определяется исходя из размера недополученных доходов в связи с перевозкой граждан по тарифам на основании отчетных данных, получаемых Департаментом транспорта ежемесячно от производителей услуг перевозки граждан городским пассажирским транспортом.
Выпадающие доходы определяются по каждому виду проездных билетов и разовых проездных билетов следующим образом: количество реализованных долгосрочных проездных билетов (разовых билетов) умножается на разницу между произведением количества поездок по одному долгосрочному проездному билету (разовому билету) на утвержденный тариф и установленной стоимостью долгосрочного проездного билета (разового билета).
Согласно пунктам 5-6 названного Порядка расчетный тариф рассчитывается транспортным предприятием (организацией) и представляется в Департамент транспорта. Департамент транспорта рассматривает представленные расчеты и направляет их на согласование в Департамент экономического развития администрации городского округа Самара. Расчетный тариф устанавливается для каждого транспортного предприятия (организации) сроком на один год.
Согласно пункту 9 выплата субсидий на компенсацию выпадающих доходов транспортным предприятиям (организациям) производится в соответствии с договорами, заключенными с Департаментом транспорта на предоставление услуг по перевозке пассажиров по установленному администрацией городского округа Самара тарифу на одну поездку в транспорте общего пользования.
В соответствии с пунктом 8 Порядка расчет поездок по долгосрочным проездным билетам производится в соответствии с постановлениями Федеральной службы государственной статистики от 01.01.2007 N 1 "Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью метрополитенов", от 09.01.2007 N 2 "Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта", от 19.01.2007 N 9 "Об утверждении порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта".
Согласно пункту 5 постановления Росстата от 09.01.2007 N 1 "Об утверждении Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью метрополитенов" при отсутствии считывающих устройств количество пассажиров по абонементным билетам для проезда в метро (или на нескольких видах транспорта, включая метро), в том числе, социальным проездным билетам, определяется как сумма произведений количества проданных билетов и числа совершаемых по ним поездок. Число поездок устанавливается на основании результатов проведенных метрополитенами натурных обследований пассажиропотоков, согласованных с органами государственной статистики, или принимается экспертно по социальным проездным билетам - 30 поездок в месяц.
При продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ), дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50-ти (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что количество поездок по ЕСПБ при расчете суммы расходов, подлежащих возмещению истцу должно быть произведено с учетом пункта 54 постановления Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 N 9 "Порядок заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", и принято равным 50-ти.
Из материалов дела следует, что истец в течение 2009-2010 г.г. получил в счет возмещения расходов от перевозок по ЕСПБ денежные средства от ФГУП "Почта России" в сумме 190 447 657 руб. 52 коп.
Из актов выполненных работ за спорный период с января 2009 г. по декабрь 2010 года не усматривается, что оставшаяся часть перечисленных Департаментом транспорта администрации городского округа Самара денежных средств (50 руб. по каждому ЕСПБ в спорный период и 30 руб. по каждому ЕСПБ в указанный период с января 2009 г. по декабрь 2010 года) направлена на компенсацию разницы между установленным тарифом и расчетным тарифом.
Суммы, полученные истцом сверх сумм направленных на компенсацию разницы между установленным тарифом и расчетным тарифом могут рассматриваться как часть компенсации выпадающих доходов по ЕСПБ.
При осуществлении расчета судом первой инстанции правильно применены показатели (количество поездок - 50, стоимость поездки 12 руб. - 2009 г., 15 руб. - 2010 г.) за вычетом денежных средств, перечисленных ФГУП "Почта России", денежной компенсации выпадающих доходов по федеральной ведомости в сумме 8 775 720 руб. 23 коп., по региональной ведомости в сумме 8 775 720 руб. 23 коп. задолженность составила 251 375 507 руб. 36 коп., из них: 77 926 407 руб. 28 коп. по федеральной ведомости, из которых 22 150 206 руб. 77 коп. - за 2009 год и 55 776 200 руб. 51 коп. - за 2010 год, 173 449 100 руб. 08 коп. по региональной ведомости, из которых: 49 302 073 руб. 14 коп. - за 2009 год, 124 147 026 руб. 94 коп. за 2010 год.
Факт причинения истцу убытков в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам подтвержден материалами дела, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о взыскании за счет казны Российской Федерации суммы 77 926 407 руб. 28 коп., за счет казны субъекта Российской Федерации (Самарской области) суммы 173 449 100 руб. 08 коп.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что расчет должен быть произведен с учетом количества поездок, совершаемых одним пассажиром в месяц по ЕСПБ, равным 30, поскольку количество поездок отражено в актах выполненных работ, являющихся приложением к договору о предоставлении субсидий, заключенному между истцом и Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара, несостоятельны, поскольку данные акты и договор регулируют взаимоотношения между истцом и муниципальным образованием городской округ Самара, связанные с возмещением недополученных доходов в связи с оказанием услуг перевозки граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией г.о. Самара. Указанные документы не регулируют порядок возмещения убытков, связанных с перевозкой граждан по ЕСПБ.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о зачете денежных средств, полученных истцом в 2009 году от Департамента транспорта Администрации г.о. Самара в полном объеме несостоятельны, так как Департамент транспорта Администрации г.о. Самара перечислял денежные средства на основании постановления N 642 от 10.07.2009 в счет возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг перевозки граждан городским пассажирским транспортом по тарифам, установленным Администрацией г.о. Самара, и не обеспечивающим возмещение издержек.
Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что факт причинения МП г.о. Самара "Пассажиравтотранспорт" убытков документально не подтвержден, не могут быть приняты судебной коллегией, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что истцом в обоснование убытков представлены: сводные отчеты о транспортной работе предприятий самарского городского пассажирского транспорта, составленные Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара, отчеты о реализации социальных проездных билетов, составленные филиалом ФГУП "Почта России".
Другие доводы заявителей апелляционных жалоб внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными как не основанные на нормах действующего законодательства.
Таким образом, обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2011 года по делу N А55-3405/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, Министерства управления финансами Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3405/2011
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ, Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области
Третье лицо: Департамент транспорта Администрации г. о. самара, Министерство транспорта,связи и автомобильных дорог Самарской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, ФГУП "Почта России"