г. Москва
19 октября 2011 г. |
Дело N А41-45580/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Телюк И.И., доверенность от 20.06.2011,
от заинтересованных лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен,
от федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области - Туфар А.Ф., доверенность от 28.07.2011 N 114,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Вильданова Эмиля Ринатовича (ОГРНИП: 310774613700385) на решение Арбитражного суда Московской области от 26.07.2011 по делу N А41-45580/10, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению индивидуального предпринимателя Вильданова Эмиля Ринатовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Вильданов Эмиль Ринатович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Вильданов Э.Р.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо), федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области), в котором просит:
- признать незаконными с момента их совершения действия управления по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка, имеющего кадастровый номер 50:08:070230:0015, сведений относительно кадастровой стоимости в размере 202 779 240 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2419 руб.80 коп;
- обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения относительно кадастровой стоимости земельного участка, имеющего кадастровый номер 50:08:070230:0015, существовавших до внесения оспариваемых значений, а именно: кадастровая стоимость - 16 092 114 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 192 руб. 03 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Вильданов Э.Р. является собственником земельного участка общей площадью 83 800 кв.м, кадастровый номер 50:08:070230:0015, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: под дачное хозяйство, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, Лучинский с.о., в районе д. Никулино, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.12.2008 серии 50-HГ N 170787 (т. 1, л.д. 86).
Согласно кадастровой выписке из Государственного кадастра недвижимости от 09.09.2010 (т. 1, л.д. 87) земельный участок с кадастровым номером 50:08:070230:0015 имеет кадастровую стоимость 202 779 240 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 2 419 руб. 80 коп.
Не согласившись с действиями отдела управления по внесению указанных значений в Государственный кадастр недвижимости, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением, указывая на то, что данные значения привели к увеличению налогооблагаемой базы по налогу на землю.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что распоряжением Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ (далее - Распоряжение) установлен средний уровень кадастровой стоимости садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам, согласно которому средний уровень кадастровой стоимости по Истринскому району составляет 2419 руб. 80 коп./мI, следовательно, кадастровая стоимость спорного земельного участка, рассчитанная путем умножения среднего удельного показателя для Истринского муниципального района на площадь данного земельного участка, составляет 2419 руб.80 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что Распоряжением не была утверждена кадастровая стоимость конкретно спорного земельного участка, в связи с чем указанное Распоряжение не могло быть применено по отношению к земельному участку, принадлежащему Вильданову Э.Р. Кроме того, названное Распоряжение не было опубликовано надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель управления в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В силу пунктов 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний, а также пунктов 6.2, 9.9, 11.5 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний, пункт 6.2 Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Как следует из пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Таким образом, орган кадастрового учета при внесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельных показателях использует сведения, утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом в качестве обязательного документа ни в Правилах, ни в Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, акт определения кадастровой стоимости не указан как обязательный документ для определения кадастровой стоимости.
Довод предпринимателя о том, что в отношении спорного земельного участка изменений каких либо характеристик участка, не производилось, в связи с чем, по его мнению, основания для внесения в Государственный кадастр недвижимости новых сведений относительно кадастровой стоимости в размере 202 779 240 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2419 руб.80 коп. отсутствовали, не может быть принят апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 Правил государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается заявителем, что первоначальная оценка принадлежащего Вильданову Э.Р.была осуществлена в 2007 году. Таким образом, проведение в установленный законом срок повторной оценки спорного земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства и является правомерным.
Ранее в отношении принадлежащего Вильданову Э.Р. земельного участка действовал средний удельный показатель, установленный распоряжением Минэкологии МО от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
В настоящее время результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утверждены Распоряжением Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ.
Апелляционным судом не может быть принят во внимание довод предпринимателя о том, что указанным Распоряжением не была утверждена кадастровая стоимость именно спорного земельного участка, в связи с чем Распоряжение не могло быть применено по отношению к земельному участку, принадлежащему Вильданову Э.Р.
Названным Распоряжением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1); средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Поскольку принадлежащий Вильданову Э.Р. земельный участок не вошел в список земельных участков, указанных в приложении N 1 (результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области), к нему обоснованно применен средний уровень кадастровой стоимости садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам, указанный в приложении N 2, согласно которому средний уровень кадастровой стоимости по Истринскому району составляет 2419 руб. 80 коп./мI.
Ссылка предпринимателя на то, что названное Распоряжение не было опубликовано надлежащим образом, поскольку приложение N 1 к данному Распоряжению не опубликовано, не может служить основанием для неприменения по отношению к принадлежащему заявителю земельному участку среднего уровня кадастровой стоимости по Истринскому району, установленному в приложении N 2 к Распоряжению, которое было опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" (выпуски от 17.02.2010 N 27 (распоряжение, приложение 2 (начало), от 20.02.2010 N 30, (приложение 2 (продолжение), от 25.02.2010 N 31).
Расчет кадастровой стоимости земельного участка производится путем умножения среднего удельного показателя на площадь такого земельного участка.
Учитывая, что средний уровень кадастровой стоимости садоводческих, огороднических и дачных объединений по Истринскому району составляет 2419 руб. 80 коп./мI, следовательно, кадастровая стоимость спорного земельного участка, рассчитанная путем умножения среднего удельного показателя для Истринского муниципального района на площадь данного земельного участка, составляет 202 779 240 руб.
При указанных обстоятельствах в отношении спорного земельного участка в Государственный кадастр недвижимости правомерно внесены сведения относительно кадастровой стоимости в размере 202 779 240 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2419 руб.80 коп.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.07.2011 по делу N А41-45580/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45580/2010
Истец: ИП Вильданов Э. Р ., ИП Вильданов Эмиль Ринатович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУ "Кадастровая палата по Московской области"
Третье лицо: ФГУ "Кадастровая палата", ФГУ "КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА" ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8064/11