г. Ессентуки |
Дело N А18-267/2011 |
20 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 г.
полный текст постановления изготовлен 20 октября 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Мельникова И.М., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15 июня 2011 г.. по делу N А18-267/2011
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия (386101, Республика Ингушетия, Назрановский р-н, г. Назрань, ул. Победы , 3, ОГРН 1080608002188, ИНН 0608010041)
к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Ингушетия
к Обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" (386128, Ингушетия Респ, Назрановский р-н, Назрань г, Барсукинский МО тер, Алханчуртская ул, 43, ОГРН 1020600984590, ИНН 0602079390)
о признании недействительной ничтожной сделки (судья Мержоев М.М),
при участии в судебном заседании:
от Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Ингушетия: Атабаев Р.А. по доверенности от 12.01.11 г.;
в отсутствие:
заявителя: Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия: о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (почтовое уведомление N 556419);
заинтересованного лица: Общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй", о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (почтовое уведомление N 556389).
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республики и Республики Ингушетия (далее - Управление, антимонопольный орган) обратилось в арбитражный суд с иском к Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Ингушетия (далее - ответчик, Министерство), заинтересованное лицо Общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" (далее - общество) о признании процедуры размещения заказа способом открытого аукциона в электронной форме ТАТ11012400081 на строительство пожарного депо недействительной и признании государственного контракта от 14.02.2011 г.., заключенного Главным Управлением МЧС России по Республике Ингушетия с Общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме ТАТ11012400081 недействительным.
Определением от 25.05.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Капитал - Строй".
Решением суда от 15 июня 2011 года в удовлетворения ходатайства Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия о приостановлении производства по делу отказано, в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия отказано.
Решение мотивированно тем, что факта нарушения прав и законных интересов участников размещения заказа, ООО "Маркетинг-Сервис" и иных лиц участвующих в конкурсе судом не установлено.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что судом первой инстанции не правомерно отказано в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу, до рассмотрения и вступления в законную силу иного дела. Отсутствие изыскательских и проектных работ влечет нарушение Федерального законодательства о размещении заказов и как следствие является существенным основанием для признания торгов недействительными. Кроме того, обращение ООО "Маркетинг-Сервис" в УФАС по ЧР и ИР обоснованно, так как заявление подано до подведения итогов конкурса.
Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Ингушетия представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Ингушетия, Атабаев Р.А. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, ходатайствовал о приобщении материалов по проведению аукциона в электронной форме. Суд удовлетворил ходатайство.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15 июня 2011 г.. по делу N А18-267/2011 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается.
Управление разместило извещение на электронной площадке N 27.12.2010 г.. о проведении открытого аукциона на право заключения контракта на строительство "под ключ" пожарного депо в с. Экажево Республики Ингушетия.
31.12.10 года в документацию об открытом аукционе в электронной форме были внесены изменения, в соответствии с пунктом 7 статьи 41.7 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ (срок подачи заявок на участие в открытом аукционе со дня размещения изменений до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе составил не менее чем пятнадцать дней). Дополнены техническая часть документации об аукционе и задание на проектирование.
По итогам рассмотрения заявок установлено, что на участие в аукционе поступило пять заявок, из них одна отклонена, к участию в открытом аукционе в электронной форме допущены 4 участника: ООО фирма "Жилье-Комфорт", ООО "Межрегиональная строительная группа", ООО "Капитал-Строй", ООО "Медиа-Сервис".
Протоколом N 2 от 30.01.2011 г.. подведены итоги открытого аукциона в электронной форме N ТАТ110122400081 "Выполнение работ по строительству пожарного депо в с. Экажево", победителем данного аукциона признано общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй", предложившее цену контракта 110 212 500 рублей.
14 февраля 2011 Главным управлением МЧС России АО Республике Ингушетия и ООО "Капитал-Строй" заключен государственный контракт N 2011.1167.
17 февраля 2011 года в Антимонопольный орган поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сервис" на действия заказчика, заключающиеся в неполном размещении сведений об объемах работ, иных сведений, по которым можно было бы ориентироваться при принятии решения по ценовым предложениям на аукционных торгах.
21 января 2011 г.. антимонопольным органом рассмотрена жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сервис" и по итогам рассмотрения жалобы принято решение, согласно которому жалоба ООО "Маркетинг-Сервис" признана обоснованной, а действия заказчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия по размещению госзаказа совершены с нарушением требований ч.3 ч.4 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом вынесено решение по делу N 6-94/02 о признании жалобы обоснованной. Посчитав в действиях заказчика - ГУ МЧС России по РИ нарушение требований частей 3, 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
21.01.2011 Управлением выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, которым обязало государственного заказчика отменить процедуру размещения заказа способом открытого аукциона в электронной форме ТАТ 11012400081 и провести процедуру размещения заказа способом открытого аукциона в электронной форме с учетом требований частей 3, 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Решением Арбитражного суда РИ по делу N А18-248/11 от 04.05.2011 г.., оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного суда от 01.07.2011 г.. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.09.2011 г.. по делу N А18-248/11 признано недействительным решение управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия от 21.01.2011 по делу 6-94/02.
УФАС по ЧР и РИ обратилось в арбитражный суд с заявлением.
УФАС по ЧР и РИ считает, что в аукционной документации отсутствует проектно-сметная документация, не перечислен полный объем и виды работ, которые необходимо выполнить с указанием сведений о порядке формирования цены, что влечет недействительность торгов и контракта.
Согласно статье 2 Федерального закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п.1 ч.4 чт.41.6 Федерального закона "О размещении..." документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться;
Согласно ч.1 ст.41.6 Федерального закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Федерального закона о размещении заказов. В соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона о размещении заказов аукционная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В соответствии с ч.4 ст.52 Градостроительного кодекса при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Инженерные изыскания, согласно ч.4 ст.47 Градостроительного кодекса, проводятся для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в целях получения:
1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
В соответствии с ч.4.1 ст.47 Градостроительного кодекса результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.
Проектная документация, в соответствии с ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса, представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, в технической документации об аукционе, размещенной на электронной площадке, в том числе есть разделы, где перечислены: сведения об участке строительства; тип и этажность зданий и сооружений; технико-экономические показатели по объекту; гараж для резервных автомобилей с мойкой; склад пожарного оборудования; учебная башня; котельная на газе; подземные резервуары вместимостью 100м.; контрольно-пропускной пункт; дизельная; и другие.
В этих разделах указаны все виды работ, и это обстоятельство антимонопольным органом не опровергнуто.
В пункте 10 информационной карты аукциона о порядке формирования цены контракта, указано, что цена включает в себя все необходимые расходы, связанные с исполнением государственного контракта.
В пункте 1.1. проекта государственного контракта указано: " подрядчик в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта, обязуется выполнить работы по строительству "под ключ" пожарной части в Республике Ингушетия, с.Экажево на земельном участке площадью 11970 кв.м, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.".
Согласно п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно письму министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2008 г.. N ДО5-4076 в случае выполнения работы "под ключ" проектно-сметную документацию разрабатывает подрядчик.
Пунктом 7.1. проекта государственного контракта подрядчик разрабатывает проектно-сметную документацию в соответствии с техническими условиями, требованиями строительных норм и правил, и Техническим заданием. Подрядчик имеет право привлекать к разработке проектно-сметной документации, а так же, на проведение необходимых инженерных изысканий и обследований, субподрядные организации. При этом Подрядчик несет ответственность за качество и сроки выполняемых субподрядчиками работ.
Победитель ООО "Капитал-Строй" подписавший государственный контракт на этих условиях, выполняя функции подрядчика, заключил с обществом "Строй-проектсервис 1" договор на выполнение проектных работ, в соответствии с которым была разработана проектно-сметная документация.
При таких обстоятельствах существенных нарушений требований статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ не установлено.
Довод о нецелесообразности объединения в один лот строительных и проектно-изыскательных работ, отклоняется, так как прямого запрета в Федеральном законе от 21.07.2005 года N 94-ФЗ не содержится.
В соответствии с частью 3 статьи 709 Гражданского процессуального кодекса РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Кроме того, как пояснил государственный заказчик, вопросы по поводу недостаточности сведений у участников размещения заказа не возникали.
В соответствии с пунктом 4.1. государственного контракта сроки выполнения работ установлены с момента заключения контракта до 01.11.2011.
Главное управление МЧС России по Республике Ингушетия пояснило, что строительство пожарного депо в с. Экажево Республики Ингушетия находится на завершающей стадии, проходит без нарушения установленных сроков, и дата сдачи объекта 1 ноября 2011 года.
Существенных нарушений в сроке заключения государственного контракта и начала работ по его исполнению не допущено, так как 18.02.2011 года Арбитражным судом Республики Ингушетия по делу А18-248/11 вынесено определение об обеспечении иска в виде запрета Управлению Федеральной антимонопольной службе по Чеченской Республике и Республике Ингушетия и другим лицами совершать действия, связанные с исполнением решения Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия от 21.01.2011 года, по делу N А 18-94/02 до вынесения решения по существу.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно возобновил производство по делу до вступления в силу решения по делу А18-267/11 и отклонил ходатайство о приостановлении производства, не указав мотивов, отклоняется. В решении суда указано, что приостановление производства может привести к затягиванию спора и нанести ущерб участникам государственного контракта. У суда первой инстанции имелись достаточные материалы для рассмотрения спора по существу. В своей мотивировочной части суд не ссылался на не вступившее в силу решение суда.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из представленных в материалы дела доказательств видно, что документы, входящие в состав проектно-сметной документации, в том числе проектно-изыскательские работы, оформляются в полном объеме после проведения аукциона и подписания государственного контракта, что свидетельствует об отсутствии нарушений законодательства при размещении аукционной документации заказчиком.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие изыскательских и проектных работ влечет нарушение Федерального законодательства о размещении заказов и как следствие является существенным основанием для признания торгов недействительными - не обоснован, так как организатором конкурса соблюдены требования к предоставлению данной документации.
Довод апелляционной жалобы о том, что обращение ООО "Маркетинг-Сервис" в УФАС по ЧР и ИР обоснованно, отклоняется, поскольку вступившим в законную силу судебными актами по делу А18-248/2011 подтверждено, что у данного общества отсутствовал статус участника размещения заказа.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15 июня 2011 г.. по делу N А18-267/2011.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15 июня 2011 г.. по делу N А18-267/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьевой |
Судьи |
И.М. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-267/2011
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия, Управление Федеральной антимонопольной службы по ЧР и РИ
Ответчик: Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Ингушетия, ГУ МЧС России по РИ, ООО "Капитал-Строй"
Третье лицо: ООО "Капитал-Строй"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2336/11