"13" октября 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" октября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Кирилловой Н.А., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Уфимского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала по Куйбышевской железной дороге (истца) - Быстровой Т.Б., представителя по доверенности в порядке передоверия от 3 октября 2011 года;
от открытого акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" (ответчика) - Храбрых А.В., представителя по доверенности от 24 декабря 2010 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Уфимского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала по Куйбышевской железной дороге
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "08" июля 2011 года по делу N А74-704/2011, принятое судьей Ищенко Е.В.,
установил:
федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ИНН 7701330105; ОГРН 1037701021841, далее по тексту также истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" (ИНН 1902014500; ОГРН 1021900670758, далее также ответчик) о взыскании 4 962 рублей 42 копеек задолженности за услуги по охране вагона с грузом в пути следования в период устранения его технической неисправности.
Определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 марта 2011 года и 14 апреля 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Дальневосточная транспортная группа" (ИНН 2721104698; ОГРН 1032700316516), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727; ОГРН 1037739877295).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 июля 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку вагоны были задержаны по причине их технической неисправности, то есть не по вине ответчика, то, исходя из условий договора, у ответчика обязанность по оплате расходов за сверхнормативную охрану в данном случае отсутствует.
Не согласившись с данным судебным актом, федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Уфимского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала по Куйбышевской железной дороге обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 июля 2011 года по делу N А74-704/2011 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению истца у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований. Обязательство по оплате полученной услуги возникло у ответчика в силу статей 307, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключенного сторонами договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964. Действующим законодательством и договором от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964 отказ заказчика от оплаты полученных услуг не допускается.
Отсутствие вины ответчика в задержке вагона в пути следования не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по оплате сверхнормативной охраны, поскольку исходя из формулировки пунктов 4.5.1, 4.5.3 договора дополнительные сборы, взимаемые истцом в случае задержки охраняемых вагонов в пути следования, а также на станциях отправления и назначения, не являются ответственностью, а представляют собой плату за превышение нормативной охраны груза. Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины в правоотношениях сторон подлежит учёту при решении о применении ответственности за неисполнение обязательства.
Условие договора охраны о том, что взимание сборов за сверхнормативную охрану вагонов с грузами при наличии причин, зависящих от заказчика, может быть истолковано только в том смысле, что для возникновения обязанности по оплате за задержку вагонов не должно быть причин, зависящих от истца.
Отнесение на истца вины за задержку вагонов, в том числе, возложение на него обязанности по предъявлению требований об оплате за сверхнормативную охрану не к своему контрагенту, а к третьим лицам, состоящим в обязательственных правоотношениях с ответчиком, означает ущемление прав истца.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2011 года апелляционная жалоба федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 6 октября 2011 года.
В судебное заседание представители открытого акционерного общества "Дальневосточная транспортная группа" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" не прибыли.
От открытого акционерного общества "Дальневосточная транспортная группа" суду поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения в виду следующего. Согласно статье 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также пунктов 12.12, 12.13 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации 26 мая 2000 года за N ЦРБ-756, лицом, ответственным за техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов является перевозчик.
От открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отзыв на апелляционную жалобу суду не поступал.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение названных выше лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (т.1, л.д. 118).
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась им судом апелляционной инстанции. Уведомлением о вручении почтового отправления N 660061245316 подтверждается получение указанного определения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги". Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована Третьим арбитражным апелляционным судом 1 сентября 2011 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает открытое акционерное общество "Дальневосточная транспортная группа" и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве.
По мнению ответчика, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Из пунктов 1.10, 4.5.1 договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964 следует, что оплата за сверхнормативную охрану по договору производится только при наличии вины ответчика (его уполномоченного лица) в задержке вагонов, контейнеров с грузом.
Материалами дела не подтверждается, что задержка вагона в пути следования произошла вследствие виновных действий ответчика либо его уполномоченного лица. Ответственным лицом за техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров является перевозчик, который согласно условиям заключенного истцом и ответчиком договора не является уполномоченным лицом ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
2 марта 2009 года между открытым акционерным обществом "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" (заказчик) и федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (охрана) подписан договор N 13/НОР-1/964 на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом (т.1, л.д. 16), согласно пункту 2.1 которого охрана обязуется оказывать возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с пунктом 1.10 договора сверхнормативная охрана - дополнительная охрана вагонов (контейнеров) с грузами при их задержке в пути следования, на железнодорожных путях (местах) общего пользования станций отправления, назначения, пограничных передаточных и припортовых станций в рамках настоящего договора по причинам, зависящим от заказчика, уполномоченного лица заказчика.
Как следует из пункта 2.2 договора прием, выдача вагонов, контейнеров с грузами от заказчика охране и от охраны заказчику осуществляется по актам приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами, приемо-сдаточным актам, памяткам приёмосдатчика в соответствии с требованиями Порядка передачи вагонов, контейнеров с грузами между заказчиком и охраной согласно приложению N 2 к договору (т.1, л.д. 25), подписанного сторонами.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что обеспечение охраны вагонов, контейнеров с грузами на местах необщего пользования в предмет договора не входит и осуществляется по отдельному договору сторон.
В пункте 3.2.6 договора заказчик обязался производить оплату услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в соответствии с разделом 4 договора.
Согласно пункту 4.5.1 договора при задержке в пути следования, а также на станциях отправления, назначения входной (выходной) пограничной передаточной и припортовой станциях охраняемых вагонов, контейнеров с грузами по причинам, зависящим от заказчика (уполномоченных лиц заказчика) с заказчика дополнительно взимаются сборы за их сверхнормативную охрану. Сборы взимаются по ставкам сбора с учетом индекса дефлятора, установленного охраной и действующего на дату предъявления груза к перевозке за каждый вагон, контейнер независимо от количества их в отправке. Ставки сбора и порядок их применения объявлены на сайте охраны - www.zdohrana.ru в разделе "Услуги". При сверхнормативной охране груза, осуществляемой менее суток, сбор за охрану взимается исходя из почасовой ставки, устанавливаемой на основе суточной ставки, считая неполный час за полный.
В силу пункта 4.5.3 договора время за охрану вагонов, контейнеров с грузами, отцепленными в пути следования для устранения коммерческой или технической неисправностей, определяется на основании акта общей формы, составленного в соответствии с Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, который подписан перевозчиком и охраной.
В соответствии с пунктами 7.1, 7.5, 7.6 договора споры, возникающие при исполнении договора, решаются сторонами путем предъявления стороне в течение 60 дней со дня выдачи груза на станции назначения письменной претензии для рассмотрения спора в порядке, установленном договором. Порядок урегулирования споров, установленных договором, для сторон договора обязателен.
В случае предъявления претензии, связанной с оплатой оказанных охраной услуг к претензии должны быть приложены копии транспортной железнодорожной накладной (пункт 7.3 договора).
Согласно пунктам 8.1, 8.2 договор вступает в силу с 13 марта 2009 года и действует в течение одного календарного года. Если ни одна из сторон не заявит своего намерения прекратить действие по договору за один месяц до срока его окончания, то договор считается пролонгированным на каждый последующий календарный год.
По железнодорожной накладной N 91965493 (т.1, л.д. 31) со станции отправления Камышта Красноярской железной дороги в вагоне N 53600177 отправлен груз - связка со сплавом алюминиевым грузоотправителем - открытым акционерным обществом "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" в адрес грузополучателя - открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт", станция назначения - Новороссийск экс. Северо-Кавказской железной дороги. Срок доставки - 12 марта 2010 года.
По акту приёма вагонов, контейнеров с грузами от 26 февраля 2010 года серии П N 88123/179 (т.1, л.д. 33) вагон N 53600177 принят федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на основании договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964.
Согласно акту общей формы от 2 марта 2010 года N 10077 (т.1, л.д. 34) с 08 час. 42 мин. по 09 час. 17 мин. 2 марта 2010 года вагон N 53600177 отцеплен из состава поезда N 2371 по причине технической неисправности (грение роликовой буксы) на станции Дема, код 650005, Куйбышевской железной дороги.
В акте общей формы от 6 марта 2010 года N 1503 (т.1, л.д. 35) указано, что вагон N 53600177, отцепленный на основании акта общей формы от 2 марта 2010 года N 10077 по причине технической неисправности, находится под охраной федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", срок доставки увеличен на 5 суток.
В подтверждение факта нахождения вагона N 53600177 с грузом под охраной федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в период технической неисправности вагона истец представил в материалы дела маршруты караула N 132762, N 132786, N 132817, N 132843, N 132869 с приложениями к ним (т.2, л.д. 116-129).
В соответствии с выпиской из архива вагонов (т.1, л.д. 36, т.2, л.д. 53) вагон N 53600177 прибыл на станцию назначения "Новороссийск-Экспорт" в 14 часов 45 минут 14 марта 2010 года).
По акту выдачи вагонов с грузами от 16 марта 2010 года серии В N 16779/2167 (т.1, л.д. 37) федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на основании договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964 выдало вагон N 53600177.
Согласно акту N 2324 о неприбытии уполномоченного лица заказчика, являющемуся приложением к акту выдачи вагонов от 16 марта 2010 года серии В N 16779/2167, о прибытии вагона в адрес грузополучателя был уведомлен представитель грузополучателя 14 марта 2010 года, уполномоченный представитель заказчика для приема вагона, прибывшего в его адрес на пути общего пользования станции Новороссийск не прибыл; вагон подан на территорию открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" без сопровождения и охраны, дата и время подачи 16 марта 2010 года в 16 часов 00 минут.
Письмами от 25 марта 2010 года N 11/389 и от 13 мая 2010 года N 58/713 (т.1, л.д. 39, 43) федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" потребовало от открытого акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" оплатить выставленные счета за свехнормативную охрану вагонов, в частности вагона N 53600177.
Письмами от 22 апреля 2010 года N 08-05-188 и от 7 июня 2010 года N 08-05-267 (т.1, л.д. 42, 46) открытое акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" отказалось оплачивать сумму за сверхнормативную охрану груза.
Указывая, что дополнительные расходы по сверхнормативной охране вагона с грузом в связи с его задержкой в пути следования ответчиком не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика 4 962 рублей 42 копеек с НДС за период с 0 часов 0 минут 13 марта 2010 года по 14 часов 45 минут 14 марта 2010 года (1 сутки и 15 часов) (т.1, л.д. 48, т.2, л.д. 75).
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами в суде апелляционной инстанции, 2 марта 2009 года между открытым акционерным обществом "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" (заказчик) и федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (охрана) подписан договор N 13/НОР-1/964 на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования при перевозке железнодорожным транспортом, согласно пункту 2.1 которого охрана обязуется оказывать возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Указанный договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, отношения по которому регламентированы главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В настоящем деле истец указывает на наличие у ответчика долга по оплате сверхнормативной охраны вагона N 53600177 в сумме 4 962 рубля 42 копейки, осуществленной истцом на основании договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами истца о наличии у ответчика обязательства по оплате сверхнормативной охраны и признает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания задолженности с ответчика ошибочным в виду следующего.
Представленными в материалы дела железнодорожной накладной N 91965493 и актом приёма вагонов, контейнеров с грузами от 26 февраля 2010 года серии П N 88123/179 подтверждается то обстоятельство, что истец на основании договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964 принял под охрану вагон N 53600177, направленный ответчиком в адрес открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт", нормативный срок доставки которого истекал 12 марта 2010 года.
Сторонами также не оспаривается и представленными в материалы дела актами общей формы от 2 марта 2010 года N 10077 и от 6 марта 2010 года N 1503, выпиской из архива вагонов подтверждается, что вагон N 53600177 был отставлен от движения по причине технической неисправности (грение роликовой буксы) на станции Дема, в связи с чем срок доставки вагона был увеличен на 5 суток и фактически вагон прибыл на станцию назначения только 14 марта 2010 года в 14 часов 45 минут.
Весь период с момента принятия вагона под охрану и до момента прибытия вагона на станцию назначения, в том числе в период простоя вагона, вагон находился под охраной истца. Доказательства обратного суду апелляционной инстанции не представлены.
Следовательно, факт сверхнормативной охраны истцом направленного ответчиком вагона N 53600177 подтверждается материалами дела.
В пункте 3.2.6 договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964 ответчик обязался производить оплату услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в соответствии с разделом 4 договора.
Суд апелляционной инстанции полагает, что пункты 1.10 и 4.5.1 договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964 нельзя толковать как освобождающие ответчика от обязанности по оплате сверхнормативной охраны вагона при отсутствии вины ответчика в задержке вагона.
Названные пункты договора содержат указание на вину заказчика.
Однако, согласно утвержденному Приказом Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 25 сентября 2008 года N К-10/333 Порядку применения ставок сбора за сменное сопровождение и охрану вагонов, контейнеров с грузами (приложение N 1, т.1, л.д. 49) сбор за сопровождение и охрану груза исчисляется исходя из дальности сопровождения груза и количества вагонов в охраняемой группе.
В соответствии с пунктом 14 Порядка применения ставок сбора за сменное сопровождение и охрану вагонов, контейнеров с грузами при увеличении нормативных сроков доставки грузов, приведенных в пункте 13 настоящего приложения, применяются ставки сбора согласно приложению N 5 приказа за каждую охраняемую группу вагонов, контейнеров с грузами.
Пунктом 4.4 заключенного сторонами договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964 предусмотрено, что оплата причитающегося охране договорного сбора за оказываемые услуги по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования производится заказчиком через перевозчика в порядке, предусмотренном при осуществлении платежей за перевозку грузов (указание МПС РФ от 9 сентября 2003 года N Н-962-у "Об утверждении порядка взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и ФГП ВО МПС России при взыскании договорных сборов за сменное сопровождение и охрану грузов, осуществляемые ФГП ВО МПС России").
Как следует из представленной в материалы дела железнодорожной накладной N 91965493 при принятии к перевозке вагона N 53600177 перевозчик исчислил сбор за осуществление охраны истцом. Данный сбор начислен перевозчиком из расчёта сроков доставки грузов, установленных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 27 "Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом", и должен покрывать расходы истца на охрану груза только в период нормативных сроков его доставки.
Следовательно, сбор за сверхнормативную охрану груза является не ответственностью ответчика, от которой согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может быть освобождено при отсутствии вины, а оплатой дополнительно понесенных истцом затрат на охрану груза, которые не компенсированы первоначально уплаченным ответчиком сбором.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 38 "Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны" при перевозке груза между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации постоянное и сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Условиями договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964 не предусмотрено прекращение охраны вагонов, задержанных в пути следования перевозчиком по каким-либо причинам, не зависящим от ответчика.
В силу положений статей 781, 783, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу, основанием для возникновения у заказчика обязанности оплатить услуги является сам факт оказания ему предусмотренных договором услуг.
Освобождение ответчика от обязательства по оплате дополнительно оказанных истцом услуг, оказание которых для истца в силу указанного выше было обязательным, противоречит положениями статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и означает возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения, что запрещено гражданским законодательством.
Довод ответчика о том, что требование об оплате сверхнормативной охраны должно быть предъявлено истцом к перевозчику, как лицу, отвечающему за техническую исправность вагона, необоснован. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" не являлось стороной по договору от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964, и в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). В настоящем деле требование заявлено истцом к контрагенту по договору, которому были оказаны услуги. В свою очередь уже ответчик имеет право заявить соответствующее требование к перевозчику, если считает, что по вине последнего понесены дополнительны затраты.
Довод ответчика о неверном расчете истцом стоимости услуг по сверхнормативной охране груза отклоняется судом апелляционной инстанции.
Расчет платы произведен истцом исходя из установленной Приложением N 5 к Приказу Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 25 сентября 2008 года N К-10/333 ставки за сверхнормативную охрану - 2 357 рублей за каждые вагоно-сутки с учетом дефлятора 9/8 % (т.о. 2 587 рублей 99 копеек за каждые вагоно-сутки и 107 рублей 83 копейки за каждый вагон-час) и периода с 0 часов 0 минут 13 марта 2010 года по 14 часов 45 минут 14 марта 2010 года (1 сутки и 15 часов), с НДС 18 %.
Ответчик не оспаривает применение истцом указанных выше ставок, однако полагает, что начисляться плата должна только за 15 часов - с 00 часов 00 минут и по 14 часов 45 минут 14 марта 2010 года в силу пункта 4.5.4 договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964. Между тем данный вывод ответчика противоречит условиям заключенного сторонами договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964, поскольку пункт 4.5.4 договора имеет отношение к случаям сверхнормативной охраны, осуществляемой на станции назначения, то есть возникшей при выполнением операций, связанных с выдачей груза. Вопрос определения сроков сверхнормативной охраны, вызванной оставлением груза от движения для устранения коммерческой или технической неисправностей регламентирован пунктом 4.5.3 договора, который не содержит указания на невозможность начисления платы в течении 24 часов с момента истечения нормативного срока доставки груза.
Согласно представленным в дело актам общей формы от 2 марта 2010 года N 10077 и от 6 марта 2010 года N 1503 единственной причиной задержки в пути вагона N 53600177 была его техническая неисправность.
Доказательства того, что необходимость сверхнормативной охраны полностью или частично вызвана действиями истца, не представлены.
Следовательно, истец вправе был рассчитывать срок сверхнормативной охраны груза с момента окончания первоначального нормативного срока доставки грузов и до момента прибытия груза на станцию назначения.
Арифметика произведенного истцом расчета проверена судом апелляционной инстанции.
Соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного разделом 7 договора от 2 марта 2009 года N 13/НОР-1/964, подтверждено материалами дела.
Доказательства оплаты ответчиком 4 962 рубля 42 копейки задолженности за услуги по охране отсутствуют.
При таких обстоятельствах с открытого акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" подлежит взысканию в пользу федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" 4 962 рубля 42 копейки задолженности за услуги по охране вагона.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, неправильное применение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 8 июля 2011 года в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с названной статьей, а также статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы, понесенные истцом в сумме 4 000 рублей (платежные поручения от 17 февраля 2011 года N 411 на сумму 2 000 рублей и от 29 июля 2011 года N 2004 на сумму 2000 рублей) относятся на ответчика и подлежат взысканию с последнего в пользу истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "08" июля 2011 года по делу N А74-704/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод" в пользу федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в лице Уфимского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала по Куйбышевской железной дороге 4 962 рубля 42 копейки долга и 4 000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-704/2011
Истец: Уфимский отряд СПФ на Куйбышевской железной дороге, ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Уфимский отряд филиала на Куйбышевской железной дороге
Ответчик: ОАО "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод"
Третье лицо: ОАО "Дальневосточная транспортная группа", ОАО "РЖД", ОАО *Российские железные дороги*