г. Саратов |
Дело N А12-6363/2011 |
"13" октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "06" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" октября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
при участии в судебном заседании представителя Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Волгоградской области Субботиной Л.И, по доверенности от 30.12.2010 N 28-2/11, представителя филиала Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Волгоградской области Кочетова П.В. по доверенности от 22.09.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр" (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2011 года по делу N А12-6363/2011 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спектр" (г. Волгоград)
к комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (г. Волгоград), Федеральному государственному учреждению "Российский сельскохозяйственный центр" (г. Москва)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмет спора: филиал Федерального государственного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" по Волгоградской области (г. Волгоград)
о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в непредставлении информации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - ООО "Спектр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету по сельскому хозяйству и продовольствию Администрации Волгоградской области (далее - Комитет), филиалу Федерального государственного учреждения "Россельхозцентр" (далее - филиал ФГУ "Россельхозцентр") о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в непредставлении информации.
В порядке восстановления нарушенного права Общество просило обязать Комитет и ФГУ "Россельхозцентр" предоставить истребованную информацию.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.05.2011 произведена процессуальная замена ответчика филиала ФГУ "Россельхозцентр", не являющегося юридическим лицом, на Федеральное государственное учреждение "Россельхозцентр" (далее - ФГУ "Россельхозцентр"). Филиал ФГУ "Россельхозцентр" привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением суда первой инстанции от 20 июня 2011 года в удовлетворении заявленных ООО "Спектр" требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Волгоградской области, Общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО "Спектр" требований.
В судебном заседании представитель ООО "Спектр" поддержал доводы апелляционной жалобы, дал аналогичные пояснения, настаивал на том, что истребуемая Обществом информация в силу требований статьи 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" подлежит бесплатному предоставлению заинтересованным лицам.
Представители ФГУ "Россельхозцентр", филиала ФГУ "Россельхозцентр" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, настаивали на том, что информации, которая истребовалась Обществом, филиала ФГУ "Россельхозцентр" не располагает, для её получения и обобщения необходимы дополнительные затраты. Такая информация может быть предоставлена только на договорной основе.
Комитетом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Комитет возражает против доводов апелляционной жалобы и полагает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 29 12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" информация, которую требовало предоставить Общество, не относится к информации, подлежащей обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъектов Российской Федерации в сети Интернет.
В судебное заседание представитель Комитета не явился, о времени и месте судебного заседания Комитет извещен надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомления N 77550 2 о вручении адресату почтового отправления.
Публикация судебного акта произведена в сети Интернет 02.09.2011.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Комитета, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Общество письмом N 0209 от 09.02.2011 обратилось в Комитет с просьбой о предоставлении следующей информации (л.д. 13):
- объем выполненных в 2010 году защитных работ с разбивкой по видам работ (вредитель, в т.ч. саранча, химпрополка, болезни) в районах Волгоградской области,
- объем выполненных в 2010 году наземным способом защитных работ, с разбивкой по видам работ в районах Волгоградской области,
- объем выполненных в 2010 году авиационным способом защитных работ, с разбивкой по видам работ в районах Волгоградской области,
- объем выполненных в 2010 году работ по десикации в районах Волгоградской области,
- о количестве и наименовании пестицидов, израсходованных в 2010 году при проведении мероприятий по защите растений в районах Волгоградской области,
- обеспеченность (состав) на данный момент наземной техники с указанием ее производительности для выполнения защитных работ в районах Волгоградской области,
- обеспеченность (состав) на данный момент авиационной техники для выполнения защитных работ в районах Волгоградской области,
- прогнозируемый объем защитных работ в 2011 году с разбивкой по видам работ (в т.ч. против саранчовых) в районах Волгоградской области,
- прямые затраты в 2010 году при обработке 1га против вредителей (в т.ч. против саранчовых) при работе собственными опрыскивателями, опрыскивателями на договорной основе, авиационной техникой на договорной основе, на стоимость инсектицидов, итого наземно, итого авиационно.
Письмом от 22.02.2011 N 18-05-04/06/756 Комитет предоставил информацию об объеме защитных работ с 2010 году в целом по области и о планируемых объемах на 2011 (текущий) год. Для получения иной информации Обществу рекомендовано обратиться с филиал ФГУ "Россельхозцентр" (л.д. 14).
11.03.2011 ООО "Спектр" направило в филиал ФГУ "Россель-хозцентр" письмо N 0311 с просьбой предоставить информацию об объеме выполненных авиационным способом в 2010 году защитных работ по вредителю (в т.ч. саранчовые) и химпрополке по районам Волгоградской области (л.д. 15).
Филиал ФГУ "Россельхозцентр" письмом N 865 от 29.03.2011 уведомило Общество о возможности предоставления информации на договорной основе по прилагаемому к ответу образцу заявки на информационный материал (л.д. 16, 17).
31.03.2011 Общество в письме N 0331, ссылаясь на положения Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", повторно просило в филиал ФГУ "Россельхозцентр" предоставить информацию, указав на то, что испрашиваемая информация подлежит представлению органами государственной власти бесплатно (л.д. 18).
Письмом N 958 от 04.04.2011 филиал ФГУ "Россельхозценрт" сообщил ООО "Спектр", что ФГУ "Россельхозценрт" не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, а потому запрос направлен Обществом не по назначению (л.д. 19).
Перечисленные обстоятельства, по мнению Общества, являются действиями (бездействием), противоречащими требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", что нарушает права хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности.
Это явилось основанием для обращения ООО "Спектр" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Спектр", суд первой инстанции не установил в оспариваемых действиях (бездействии) ответчиков нарушений требований федеральных законов "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", "О развитии сельского хозяйства".
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке требований главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что действия (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Обеспечение защиты информации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений и может свободно использоваться любым лицом, передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (статья 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Статьёй 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон о развитии сельского хозяйства) предусмотрена система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, целью которой является улучшение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных участников агропродовольственного рынка к информации по его состоянию и перспективам развития.
В систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства согласно части 3 статьи 17 Закона о развитии сельского хозяйства в обязательном порядке включается следующая информация:
1) о реализации федеральных и отраслевых целевых программ;
2) о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства;
3) о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об энергопотреблении;
4) о химизации и мелиорации земель в сельском хозяйстве;
5) о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения;
6) о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных организаций;
7) о фитосанитарном и эпизоотическом состоянии территории Российской Федерации и проводимых мероприятиях по выявлению, ликвидации и предупреждению распространения болезней животных и растений, возбудителей заразных болезней животных, вредителей растений;
8) о численности и штате работников сельскохозяйственных организаций;
9) о состоянии пищевой и перерабатывающей промышленности;
10) о состоянии охотничьих ресурсов, охотничьих угодий и об их использовании;
11) о результатах проведения на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия мониторинга цен на основные продовольственные товары и материально-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными организациями. Регламент предоставления информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Таким образом, систем государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства состоит из информации обязательной и факультативной (необязательной).
При этом размещению и обновлению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти подлежит не вся обязательная информация, а лишь та, которая определена в части 4 статьи 17 Закона о развитии сельского хозяйства.
Так, в силу части 4 статьи 17 Закона о развитии сельского хозяйства к информации, подлежащей обязательному размещению и обновлению не реже чем один раз в квартал на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в сети "Интернет" и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет", относится информация:
1) о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса;
2) об издании федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства;
3) об уровне таможенных пошлин, объеме тарифных квот и их применении, объеме импорта и экспорта основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
4) о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целом в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (ежемесячные отчеты о посевах сельскохозяйственных культур, об их уборке, о поголовье скота, об объеме производства молока и другой сельскохозяйственной продукции);
5) о средней цене на реализованные сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, на приобретенную ими промышленную продукцию и о цене на отдельные продовольственные товары;
6) об обобщении результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи на региональном уровне;
7) о состоянии федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции на конец года (ежегодно) и по результатам проведения государственных закупочных интервенций, товарных интервенций;
8) об объеме запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на конец года (ежегодно) в целом по Российской Федерации;
9) о проведении тендеров на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
10) об иной установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, информации.
Частью 5 статьи 17 Закона о развитии сельского хозяйства предусмотрено, что указанная в части 4 настоящей статьи информация предоставляется бесплатно. Всем заинтересованным лицам гарантируются равные условия доступа к ней.
Порядок создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства установлен Положением о системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 N 157.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют информацию о состоянии сельского хозяйства и тенденциях его развития в соответствующих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на безвозмездной основе в соответствии с Регламентом предоставления информации, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Регламент предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 02.04.2008 N 189.
Проанализировав положения статьи 17 Закона о развитии сельского хозяйства во взаимосвязи с нормами Положения и Регламента, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что испрашиваемая ООО "Спектр" информация не отнесена к той части обязательной информации, которая в силу требований части 4 статьи 17 Закона о развитии сельского хозяйства подлежит в установленном законом порядке размещению и обновлению на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Комитет в ответ на запрос Общества предоставил имеющуюся у него информацию.
Доказательств того, что испрашиваемая ООО "Спектр" в качестве обязательной информации была размещена на официальном сайте Комитета, иных органов государственной власти Волгоградской области, судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Спектр" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) Комитета, выразившихся в непредставлении информации.
ФГУ "Россельхозцентр" не является органом государственной власти. На данное учреждение в установленном законом порядке не возложено выполнение государственных функций по предоставлению в соответствии с федеральными законами бесплатной информации юридическим и иным заинтересованным лицам.
Доказательств обратного судом апелляционной инстанции не установлено.
Сбор и предоставление периодической и итоговой информации о фитосанитарной обстановке и проводимых работах по защите растений осуществляется ФГУ "Россельхозцентр" и его филиалами в соответствии с порядком, утвержденным Директором департамента растениеводства, химизации и защиты растений.
На обозрение суду апелляционной инстанции представителем ФГУ "Россельхозцентр" представлен в судебном заседании утвержденный директором ФГУ "Россельхозцентр" годовой отчет за 2010 год, в котором содержатся сведения по субъектам Российской Федерации, сформированные в таблицах.
К материалам дела приобщены таблицы 14 и 24 годового отчета, содержащие соответственно сведения об объемах производства средств защиты растений (биологических и химических) в 2010 году по Волгоградской области и наличии машин для применения средств защиты растений в 2010 году по Волгоградской области.
Той информации, которую просило представить ООО "Спектр", годовой отчет ФГУ "Россельхозцентр" за 2010 год по Волгоградской области не содержит.
Доказательств того, что ФГУ "Россельхозцентр" обладает истребуемой Обществом информацией, а равно должно обладать и представлять по запросам заинтересованных лиц бесплатно, судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, предложение филиала ФГУ "Россельхозцентр" о возможности предоставления Обществу интересующей информации на договорной основе в соответствии с утвержденными расценками на платные виды работ, не противоречит действующему законодательству.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования в суде первой инстанции и не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, направлены исключительно на их переоценку и не являются основанием для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2011 года по делу N А12-6363/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6363/2011
Истец: ООО "Спектр"
Ответчик: Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области, ФГУ "Россельхозцентр", филиал ФГУ "Россельхозцентр" по Волгоградской области
Третье лицо: представитель ФГУ "Россельхозцентр" Субботина Л. И., ФГУ "Россельхозцентр", филиал ФГУ "Россельхозцентр" по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5982/11