город Ростов-на-Дону |
дело N А32-7520/2011 |
12 октября 2011 г. |
15АП-9505/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Мостовского городского поселения на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2011 по делу N А32-7520/2011, принятое судьей Пристяжнюком А.Г., по иску ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае к администрации Мостовского городского поселения о признании незаконным бездействия и об обязании принять в муниципальную собственность жилые дома: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, расположенные по адресу: Краснодарский край, Мостовской район, п. Мостовской, ул. Энергетиков,
УСТАНОВИЛ:
ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Мостовского городского поселения о признании незаконными бездействия и об обязании принять в муниципальную собственность жилые дома: д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, расположенные по адресу: Краснодарский край, Мостовской район, п. Мостовской, ул. Энергетиков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2011 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что спорные объекты недвижимого имущества (жилые дома) подлежат в силу прямого указания закона передаче в муниципальную собственность, в связи с чем отказ органа местного самоуправления принять указанные объекты в муниципальную собственность является неправомерным.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Мостовского городского поселения Мостовского района обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на доводы, заявлявшиеся в суде первой инстанции, а именно: истцом не представлены справка организации, осуществляющей государственный учет и техническую инвентаризацию объектов; документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества; в выписках из реестра федеральной собственности площадь передаваемых объектов не соответствует площади, указанной в технических паспортах. При этом заявитель жалобы указывает, что передаче в муниципальную собственность подлежит только часть жилых помещений, поскольку другая часть принадлежит гражданам на праве собственности; примененное судом Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235 утратило силу. Кроме того, администрация указывает на пропуск ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае срока обращения с заявлением, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Вместе с тем заявитель жалобы указывает, что суд обязал принять в муниципальную собственность жилые дома по адресу, по которому расположены индивидуальные жилые дома, принадлежащие на праве собственности гражданам, что подтверждается выписками из ЕГРП в отношении домов NN 2, 4, 6, 17.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в реестре федеральной собственности числятся следующие жилые дома: д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22 по ул. Энергетиков, п. Мостовской, Мостовского района, что подтверждается выписками из реестра федерального имущества по состоянию на 16.02.2011 года.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 06.03.2008 г. N 185-р вышеназванные жилые дома исключены из специализированного жилищного фонда и включены в жилищный фонд социального использования.
Письмом от 15.11.2010 г. N 08-06/14199 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае главе Мостовского городского поселения Мостовского района были направлены копии документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, и просило направить в адрес Территориального управления предложение администрации о передаче вышеуказанных жилых домов в муниципальную собственность, а также Устав Мостовского городского поселения, для принятия соответствующих мер.
Письмами от 22.10.2010 г. и от 09.12.2010 г. соответственно, глава Мостовского городского поселения сообщил, что при проверке многоквартирных домов N N 1, 3, 4, 6, 7, 8 установлены многочисленные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, в выписках ЕГРП отсутствуют поквартирные сведения о поквартирной регистрации права собственности, в связи с чем жилые дома не могут быть приняты в муниципальную собственность.
Отказ администрации Мостовского городского поселения в принятии федерального имущества в муниципальную собственность послужил основанием для обращения ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В силу ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности городских округов может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 85 Закона N 131-ФЗ Правительство Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивает безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в муниципальную собственность до возникновения права собственности на передаваемое имущество органы местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
При этом в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 г. N 37, полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края, наделён истец (ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае).
В Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" указано, что жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности (аналогичная правовая позиция содержится в Определении ВАС РФ N 11838/08 от 19.09.2008).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 374 от 13.06.2006 года для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность требуются, в том числе, следующие документы:
а) выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец 15.11.2010 года направил в адрес администрации МО Мостовской район письмо с требованием направить в его адрес предложение администрации о передаче спорного имущества в муниципальную собственность, а также Устав Мостовского городского поселения. К письму были приложены копии выписок из реестра федерального имущества от 01.11.2010 года на 20-ти листах, копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.10.2010 года на 20-ти листах, а также копии 20-ти технических паспортов.
В своём письме N 1768 от 22.10.2010 года администрация Мостовского городского поселения Мостовского района указывает Территориальному управлению на неудовлетворительное техническое состояние всего передаваемого жилого фонда.
Вместе с тем частью 11 статьи 154 вышеназванного Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом согласно вышеуказанному перечню и положениям части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ обязанность по передаче и принятию соответствующих объектов определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде производства капитального ремонта жилого фонда либо перечисления в бюджет муниципального образования средств для финансирования содержания, капитального ремонта и эксплуатации указанных объектов.
При этом довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на утративший юридическую силу нормативно-правовой акт (Положение "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную и муниципальную собственность", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235) не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное Положение признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006 N 437 в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, нормы которого правильно применены судом первой инстанции, что по существу не изменяет правомерность и обоснованность вывода суда первой инстанции по своему содержанию в указанной части.
В апелляционной жалобе администрация указывает, что в представленных Территориальным управлением ФАУГИ в КК документах отсутствуют справка организации, осуществляющей государственный учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, перечень предлагаемого к передаче имущества. Кроме того, как указывает администрация, в выписках из реестра федеральной собственности площадь передаваемых объектов не соответствует площади указанной в технических паспортах.
Вместе с тем согласно подпункту "з" п. 1 Постановления Правительства от 13.06.2006 N 374 (в редакции от 16.07.2009 г., действовавшей на дату направления Территориальным Управлением необходимых документов ответчику) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов требуется только в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества. Однако, как следует из материалов дела, передаче подлежал полностью жилой дом, а не отдельные помещения в нём, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал, что у ТУ ФАУГИ в КК отсутствует обязанность по представлению указанного документа.
Довод заявителя жалобы о том, что передаче в муниципальную собственность на момент передачи ТУ ФАУГИ в КК документов подлежал не весь жилой дом, а только часть его жилых помещений, является необоснованным и не соответствует материалам дела.
При этом судом апелляционной инстанции также не принимается во внимание ссылка заявителя жалобы на то, что жилые дома N N 2, 4, 6, 17 по адресу: Краснодарский край, Мостовской район, п. Мостовской, ул. Энергетиков, принадлежат на праве собственности физическим лицам, поскольку подтверждающие указанные обстоятельства выписки из ЕГРП по состоянию на 05.08.2011 г., представленные в суд апелляционной инстанции, не имеют отношения к предмету спора по времени. Указанные выписки не являются доказательством того, что на момент оспариваемого бездействия и рассмотрения дела в суде первой инстанции указанные жилые помещения не находились в федеральной собственности. Представленными в суд первой инстанции выписками из реестра федерального имущества по состоянию на 16.02.2011 года подтверждается, что указанные жилые дома NN 2, 4, 6, 17 по адресу: Краснодарский край, Мостовской район, п. Мостовской, ул. Энергетиков, числились в реестре федеральной собственности.
Кроме того две из четырех представленных заявителем жалобы выписки из ЕГРП содержат сведения о правах граждан на земельные участки площадью 1388,61 кв. м и 1000,00 кв. м, расположенные по улице Энергетиков, 2 и Энергетиков, 4 соответственно, тогда как спорными объектами по настоящему делу являются жилые помещения, в связи с чем указанные доказательства не имеют отношения к настоящему спору.
Заявитель жалобы также указывает на то, что истец не направил документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, однако подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства от 13.06.2006 N 374 предусмотрено, что такие документы представляются в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам. Доказательства использования имущества указанными органами в материалах дела отсутствуют.
Как следует из материалов дела, ТУ ФАУГИ в КК направило в адрес администрации технические паспорта на все 20 спорных объектов, в которых спорные объекты поименованы. В них указаны их индивидуализирующие признаки (адрес и площадь спорных объектов) в соответствии с Приложением N 2 к Постановлению Правительства РФ N 734 от 13.06.2006 года, в связи с чем довод заявителя жалобы об отсутствии среди документов, направленных в его адрес, документов согласно Приложению N 2 к Постановлению Правительства РФ N 734 от 13.06.2006 года, судом не принимается.
Довод заявителя жалобы о несоответствии площади жилых домов согласно техническим паспортам данным, содержащимся в выписке из реестра федеральной собственности, не является основанием для вывода о правомерности оспариваемого бездействия органа местного самоуправления, поскольку в ходе составления технических паспортов указанные площади могли быть уточнены и сведения о них отражены по фактическому состоянию.
Кроме того, в соответствии с вышеназванными нормативными актами несоответствие площади передаваемого жилого дома согласно техническим паспортам площади, указанной в реестре федеральной собственности, не является основанием для отказа в принятии имущества в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемое бездействие является неправомерным и нарушает законные интересы ТУ ФАУГИ в КК как заявителя по делу, на которого действующими нормативно-правовыми актами возложена обязанность по принятию решения о передаче спорного имущества в муниципальную собственность.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2011 по делу N А32-7520/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мостовского городского поселения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7520/2011
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае
Ответчик: Администрация Мостовского городского поселения
Третье лицо: Администрация Мостовского городского поселения