г. Хабаровск |
|
18 октября 2011 г. |
N 06АП-3727/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т. Д.,Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Городская Аварийная служба" (ликвидационная комиссия): Тупицына Елена Сергеевна, председатель ликвидационной комиссии, выписка из ЕГРЮЛ;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области: Смородинова Кристина Константиновна, представитель по доверенности от 25.01.2011 N 05-05/986;
от третьего лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области; Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области, Сапрыкиной Тамары Анатольевны, Киселевой Галины Михайловны: представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Городская Аварийная служба" (ликвидационная когмиссия)
на решение от 01.07.2011
по делу N А37-420/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Городская Аварийная служба"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области
о признании недействительным решения об отказе в регистрации ликвидации и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации
третьи лица Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области, Сапрыкина Тамара Анатольевна, Киселева Галина Михайловна
УСТАНОВИЛ:
ликвидационная комиссия муниципального унитарного предприятия г. Магадана "Городская аварийная служба" (далее - ликвидационная комиссия, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения об отказе в регистрации ликвидации Предприятия, обязании Инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации МУП г.Магадана "Городская аварийная служба".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области; Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области; кредиторы МУП г.Магадана "Городская аварийная служба" Киселёва Г.М. и Сапрыкина Т.А.
Решением суда от 01.07.2011 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ликвидационная комиссия обратилась с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ликвидационной комиссии поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в представленном отзыве, ее представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области; Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области; кредиторы МУП г.Магадана "Городская аварийная служба" Киселёва Г.М. и Сапрыкина Т.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, Киселёва Г.М., в представленных отзывах отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие г.Магадана "Городская аварийная служба" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области 14.02.2008 за основным государственным регистрационным номером 1084910000449.
31.03.2010 Постановлением мэрии г.Магадана N 825 принято решение о ликвидации МУП г.Магадана "Городская аварийная служба", проведение которой поручено комитету по управлению муниципальным имуществом г.Магадана.
Распоряжением КУМИ г.Магадана N 119-р от 01.04.2010 назначена ликвидационная комиссия.
06.05.2011 распоряжением КУМИ г.Магадана N 150-р в состав ликвидационной комиссии внесены изменения. Распоряжением КУМИ г.Магадана от 14.07.2010 N 200-р распоряжение от 06.05.2011 N 150-р признано утратившим силу и внесены изменения в состав ликвидационной комиссии.
Сообщение о ликвидации Предприятия опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 20 (276) часть 1 от 26.05.2010.
23.12.2010 в Межрайонную ИФНС России N 1 по Магаданской области представлены документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решением инспекции от 30.12.2010 в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией отказано. Отказ обоснован ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ и указанием на отсутствие ликвидационного баланса, содержащего достоверные сведения о наличии кредиторской задолженности.
Не согласившись с решением инспекции заявитель обжаловал его в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюдён установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчёты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях, а также ликвидационный баланс
Из указанного положения следует, что необходимым условием проведения регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В Гражданском кодексе РФ порядок ликвидации определён статьей 63.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Распоряжением КУМИ г.Магадана от 01.04.2010 N 119-р ликвидационной комиссии предписано, в том числе: принять меры к выявлению кредиторов (п.2.2) и уведомить письменно кредиторов предприятия, в том числе работников, о ликвидации (п.2.5).
Таким образом, на ликвидационную комиссию возлагается обязанность не только по публикации объявления о ликвидации, но и по выявлению и письменному уведомлению кредиторов в целях обеспечения соблюдения их прав, а также объективности и достоверности данных об обязательствах, вносимых в ликвидационный баланс.
То обстоятельство, что ликвидационная комиссия опубликовала объявление о ликвидации, не освобождает ее от принятия иных мер по выявлению и уведомлению потенциальных кредиторов, тем более, если такие меры прямо предусмотрены законом.
Пунктом 3 части 3 статьи 28 ФЗ "О страховых взносах" установлена обязанность письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о реорганизации или ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться только после завершения расчётов с кредиторами.
В представленном заявителем в регистрирующий орган ликвидационном балансе сведения о кредиторской задолженности отсутствовали.
В то же время, как следует из материалов дела, на дату принятия оспариваемого решения в Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области имелись сведения о нахождении на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств исполнительного документа - постановления от 27.05.2010 N 970 о взыскании недоимки и пени в сумме 144769,71 руб.
Это подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.06.2010 о возбуждении исполнительного производства N 44/2/5770/7/2010.
Сведения об исполнении указанного исполнительного документа в налоговом органе на дату вынесения оспариваемого решения отсутствовали.
Кроме того, письмом от 08.12.2010 N 02-30/12516 ГУ - УПФР в г.Магадане сообщило налоговому органу о наличии задолженности за МУП г.Магадана "Городская аварийная служба" по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год и 9 месяцев 2010 года. Данное письмо поступило в Межрайонную ИФНС России N 1 по Магаданской области по факсимильной связи 09.12.2010, т.е. также имелось в распоряжении ответчика на дату вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу, что у инспекции имелись основания усомниться в достоверности отраженных в ликвидационном балансе сведений относительно отсутствия кредиторской задолженности.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что ГУ - УПФР в г.Магадане было уведомлено о ликвидации Предприятия, поскольку данное обстоятельство не подтверждено документально.
В то же время из представленных постановлений от 31.05.2010 N 230 и N 231 ГУ-УПФР в г.Магадане судебным приставом-исполнителем 15.06.2010 были возбуждены исполнительные производства.
Таким образом, требования Пенсионного фонда РФ по страховым взносам, учитывая, что Фонд не был в извещён о ликвидации Предприятия, были заявлены в установленном порядке для принудительного взыскания через Службу судебных приставов и указанные требования имелись как на дату составления промежуточного ликвидационного баланса, так и на дату составления ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве"), исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору).
Согласно части 1 статьи 7 ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 ФЗ "Об исполнительном производстве" к числу исполнительных документов отнесены, в том числе, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, т.е. применительно к данному случаю - постановления налогового органа и территориального органа ПФР о взыскании обязательных платежей.
При таких обстоятельствах, нахождение юридического лица в процессе ликвидации не прекращает исполнение выданных в отношении этого юридического лица исполнительных документов, а только изменяет порядок их исполнения. В частности, с момента получения указанных выше исполнительных документов от судебного пристава-исполнителя, обязанность по их исполнению возлагается на ликвидационную комиссию.
Из представленных ГУ-УПФР РФ в г.Магадане документов следует, что исполнительные производства окончены судебным приставом-исполнителем 19.10.2010 в связи с направлением исполнительных документов председателю ликвидационной комиссии Тупицыной Е.С.
Постановления об окончании исполнительных производств поступили в ГУ-УПФР РФ в г. Магадане с приложением копии акта приема-передачи документов от 19.10.2010, согласно которому, судебным приставом-исполнителем председателю ликвидационной комиссии Тупицыной Е.С. были переданы 20.10.2010 исполнительные документы, в том числе названные постановления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.05.2004 N 257, право выступать в качестве кредитора от имени государства, в том числе и при предъявлении требований по страховым взносам, ФНС России предоставлено только в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве). В связи с чем, в случае добровольной ликвидации, как это имело место в данном случае, ПФР в лице его территориального органа выступал самостоятельным кредитором, обязанность уведомления которого, как было указано выше, установлена подпунктами 1, 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ в совокупности с пунктом 3 части 3 ст.28 ФЗ "О страховых взносах".
Кроме этого, судом установлено, что у МУП г. Магадана "Городская аварийная служба" перед кредиторами - Киселёвой Г.Н. и Сапрыкиной Т. А. имеется задолженность. Данный факт подтверждается представленными в материалах дела документами и не оспаривается заявителем.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данные ликвидационного баланса Предприятия на дату принятия ответчиком оспариваемого решения не соответствовали фактическим обязательствам МУП г.Магадана "Городская аварийная служба".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.07.2011 по делу N А37-420/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-420/2011
Истец: МУП г. Магадана "Городская Аварийная служба", МУП города Магадана "Городская Аварийная служба"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области, Киселева Галина Михайловна, ликвидационная комиссия МУП г. Магадана "Городская аварийная служба", Межрайонный отдел ССП по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССп по Магаданской области, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области, Сапрыкина Тамара Анатольевна