г. Саратов |
Дело N А12-8338/2011 |
"20" октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "20" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" октября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тракторозаводского района Волгограда, г.Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2011 года по делу N А12-8338/2011 (судья Пятернина Е.С.)
по заявлению Администрации Тракторозаводского района Волгограда, г.Волгоград,
к Главному государственному инспектору г. Волгограда по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской области Чеботареву И.Л., г. Волгоград,
Отделу надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской области, г. Волгоград,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора:
Отделения надзорной деятельности по Тракторозаводскому району отдела надзорной деятельности по г.Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, г.Волгоград,
ГУ МЧС России по Волгоградской области, г.Волгоград,
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Тракторозаводского района Волгограда (далее - Администрация, Заявитель) с заявлением об оспаривании постановления Главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской области Чеботарева И.Л. от 12.05.2011 г. N 074588 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "21" июля 2011 года признано незаконным и изменено в части назначения наказания постановление Отдела надзорной деятельности по городу Волгограду Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской области от 12.05.2011 N 074588 о привлечении Администрации Тракторозаводского района Волгограда к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; изменено назначенное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
Администрация, не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым постановление от 12.05.2011 г. N 074588 признать незаконным и отменить.
Администрация извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 91547 2 о вручении корреспонденции). Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Главный государственный инспектор Чеботарев И.Л. и ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС РФ по Волгоградской области извещены о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 91549 6 о вручении корреспонденции, уведомление о вручении телеграммы N000004). Инспектор и Отдел явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
ОНД по Тракторозаводскому району ОНД по г.Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 91550 2 о вручении корреспонденции). ОНД по Тракторозаводскому району ОНД по г.Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
ГУ МЧС России по Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (почтовое уведомление N 91552 6 о вручении корреспонденции). ГУ МЧС России по Волгоградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 04 по 28 апреля 2011 года ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору И.Л. Чеботарева N 10 от 23 марта 2011 года была проведена внеплановая проверка в отношении юридического лица - Администрации Волгограда, юридический адрес: г. Волгоград ул. Володарского, 5 на предмет соблюдения требований пожарной безопасности на территории городского округа - город-герой Волгоград.
По окончанию проверки был составлен акт проверки N 10/513440 от 28.04.2011 года, который был направлен временно исполняющему полномочия Главы Волгограда Соколову Сергею Николаевичу.
В ходе проверки административным органом были выявлены нарушения Администрацией Тракторозаводского района Волгограда Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.208 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, а именно:
- территория Тракторозаводского района Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам не очищена от мусора, сухой травы, камыша; балка реки Мечетка, балка реки Мокрая Мечетка на территории Тракторозаводского района (нарушение пункта 21 ППБ 01-03);
- на территории Тракторозаводского района Волгограда допущено устройство несанкционированных свалок горючих отходов, а именно: улица Дегтярева вдоль балки реки Мокрая Мечетка (нарушение пункта 32 ППБ 01-03),
что зафиксировано в акте проверки от 28.04.2011 N 10/513440.
06 мая 2011 г. Управлением в отношении Администрации составлен протокол N 074588 об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12 мая 2011 г. ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области вынесено постановление N 074588 о привлечении Администрации к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Администрация, не согласившись с вынесенным в отношении нее постановлением, оспорила его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Заявителя вменяемого ему в вину административного правонарушения, однако изменил оспариваемое постановление в части назначенного наказания с административного штрафа в размере 10 000 рублей на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции.
В соответствии частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичная норма содержится в пункте 10 ППБ 01-03 согласно которой собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику этого имущества.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу положений части 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с решением Волгоградской городской думы от 24.12.2010 г. N 40/1252 "Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда" Администрация Красноармейского района г. Волгограда осуществляет свою деятельность на территории Красноармейского района г. Волгограда.
Пунктом 1 ППБ 01-03 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Согласно пункту 32 ППБ 01-03 на территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение названных норм:
- территория Тракторозаводского района Волгограда в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам не очищена от мусора, сухой травы, камыша; балка реки Мечетка, балка реки Мокрая Мечетка на территории Тракторозаводского района (нарушение пункта 21 ППБ 01-03);
- на территории Тракторозаводского района Волгограда допущено устройство несанкционированных свалок горючих отходов, а именно: улица Дегтярева вдоль балки реки Мокрая Мечетка (нарушение пункта 32 ППБ 01-03).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, что несоблюдение правил пожарной безопасности допущено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств Администрацией не представлено.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии в действиях Администрации Тракторозаводского района г.Волгограда состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод подателя жалобы о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку проверка в отношении непосредственно Администрации Тракторозаводского района г.Волгограда не проводилась.
В силу подпункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае оспариваемый факт административного правонарушения установлен при непосредственном обнаружении должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
На основании изложенного, административный орган правомерно привлек Администрацию к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд первой инстанции правомерно с учетом смягчающих вину обстоятельств посчитал возможным изменить постановление в части назначенного наказания - штрафа в размере 10 000 руб. на предупреждение.
Довод Администрации о том, что в соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно либо в течение двух суток (при определенных обстоятельствах) после выявления административного правонарушения, однако из материалов дела следует, что административное правонарушение было выявлено 28.04.2011 г., а протокол об административном правонарушении N 074588 был составлен 06.05.2011 г.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что несоблюдение сроков составления протокола об административном правонарушении не является основанием для отмены постановления административного органа, так как данное нарушение не носит существенный характер, и позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушения порядка привлечения Администрации к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что представленные в материалы дела доказательства исследованы судом полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу Администрации Тракторозаводского района Волгограда следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2011 года по делу N А12-8338/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8338/2011
Истец: Администрация Тракторозаводского района г. Волгограда, Администрация Тракторозаводского района города Волгограда
Ответчик: Главный государственный инспектор г. Волгограда по пожарному надзору Чеботарев И. Л., ОНД по городу Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, Отдел надзорной деятельности по г. Волгограду Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Волгоградской обл.
Третье лицо: ГУ МЧС России по Волгоградской области, ОНД по Тракторозаводскому району ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, Отделение по Тракторозаводскому району Отдела надзорной деятельности по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области