г. Владивосток |
Дело |
18 октября 2011 г. |
N А24-2341/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович
судей З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии - стороны не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
апелляционное производство N 05АП-5886/2011
на решение от 08.08.2011
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-2341/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ИП Баклах Елены Станиславовны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Баклах Елена Станиславовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - административный орган, Управление) N 225 от 25.05.2011, которым она привлечена к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением суда от 08.08.2011 требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме в связи с отсутствием в действиях ИП Баклах Е.С. состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы административный орган указывает, что ИП Баклах Е.С. обоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен кисок "Пресса", принадлежащий предпринимателю, отсутствуют.
Согласно ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 N 242-ст под киоском понимается оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на котором находится товарный запас.
Таким образом, поскольку кисок расположен на земле, занимает определенную площадь, ограничивая площадь на земельный участок, препятствует свободному пользованию гражданами земельного участка, то в соответствии с требованиями земельного законодательства, необходимо оформление прав на данный земельный участок.
Только правообладатели земельных участков имеют право размещать на них строения, что соответствует положениям п.2 ст.263, п.2 ст.264 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку правообладателем земельного участка, являющего частью земель кадастрового квартала 41:01:010119, расположенного примерно в 10м. по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, адрес ориентира г. Петропавловск -Камчатский, ул. Ак. Королева, 21, ИП Баклах Е.С. не является, то и размещать на нем объект торговли права не имела.
При вынесении решения судом не были учтены положения о размещении нестационарных торговых объектов, о возникновении прав на землю, а также об использовании земель, установленных гражданским и земельным законодательством.
Суд первой инстанции ошибочно расценил договор от 01.04.2011 N 753, заключенный между Управлением по взаимодействию субъектов малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа и ИП Баклах Е.С., как правоустанавливающий документ на занятый нестационарным торговым объектом земельный участок, так как предметом данного договора является оказание содействия в осуществлении предпринимательской деятельности, а предприниматель организовывает обеспечение жителей городского округа услугами торговли, в частности услугами розничной торговли газетами и журналами. Как следует из буквального толкования договора от 01.04.2011 N 753, земельные правоотношения им не урегулированы.
Материалами дела подтверждается, что правоустанавливающих документов на земельный участок предприниматель не имела, о чем ей было достоверно известно, соответственно в действиях Баклах Е.С. установлен состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В связи с чем суд, руководствуясь ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Из материалов дела коллегией установлено.
Баклах Елена Станиславовна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 09.09.2004 инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петрапавловск-Камчатскому за основным государственным регистрационным номером 304410125300052, о чем ей выдано свидетельство серии 41 N 000403982.
17.05.2011 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю Щербакова Д.В. проведена плановая документарная, выездная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Баклах Е.С. обязательных требований, установленных земельным законодательством РФ при использовании земельных участков.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 17.05.2011 N 216, в котором отражен, в том числе, факт использования предпринимателем для эксплуатации киоска "Пресса" земельного участка, являющегося частью земель кадастрового квартала N 41:01:01 01 19, приблизительной площадью 7 кв.м., расположенного примерно в 10 м. по направлению на юго-восток от ориентира жилого дома, адрес ориентира: г. Петропавловск-Камчатский улица Академика Королева, 21. Установлено, что данный земельный участок используется предпринимателем на основании договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания от 01.04.2011 года N 753 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
В связи с обнаружением в действиях ИП Баклах Е.С. признаков административного правонарушения 17.05.2011 государственным инспектором по использованию и охране земель по Камчатскому краю Михальковым Е.В. в отношении и в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 096.
По рассмотрению данного протокола и других материалов дела об административном правонарушении заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Камчатскому краю Култышевым А.Ж. 25.05.2011 вынесено постановление N 225, которым предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ за использование земельного участка без оформления правоустанавливающих документов и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель оспорила его в судебном порядке, обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформления правоуставливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Следовательно, пользование земельным участком без оформления образует состав правонарушения тогда, когда законом установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю.
Как следует из материалов дела на основании договора купли-продажи киоска от 20.01.2007 Баклах Е.С. является собственником киоска N 282, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул.Академика-Королева,21.
Согласно положениям ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации и "НПБ 103-95. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования"(утв. ГУГПС МВД РФ, введены Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.01.1995 N 5) под киоском понимается - одноэтажное сооружение общей площадью до 20 кв. м, предназначенное для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения.
По своим характеристикам киоск относится к нестационарным торговым объектам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанный прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что кисок в смысле ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации не относится к недвижимым вещам, поскольку тесно с землей не связан.
Требований обязательного оформления прав на земельный участок, на котором расположена движимая вещь, ни гражданским законодательством, ни земельным законодательством не предусмотрена.
Из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположен киоск "Пресса", принадлежащий Баклах Е.С., является частью земель кадастрового квартала 41:02:010119, расположен в 10 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом (адрес ориентира (местоположение): г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Королева, 21 и относится к государственной собственности.
Статьей 2 Закона Камчатского края от 22.11.2006 N 506 "О распоряжении земельными учатсками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подпиченения Петропавловске-Камчатском" установлено, что распоряжение земельными участками в г. Петропавловске-Камчатском, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, осуществляется исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Камчатского края.
Решением городской Думы Пертопавловск-Камчатского городского округа от 24.06.2009 N 515-р утверждено Положение о департаменте градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, согласно п.1.2 которого департамент является органом администрации городского округа, уполномоченным на осуществление вопросов о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью и решения вопросов местного значения в сфере земельных отношений.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 883 от 29.03.2010 утвержден Порядок заключения договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания (далее - Порядок), регулирующий условия и порядок заключения договоров об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания с использованием павильонов, киосков палаток, объектов передвижной мелкорозничной сети (торговые автоматы, автолавки, автомагазины, автоприцепы, тонары, тележки, лотки, корзины и т.п.).
Согласно п.3 Порядка установлено, что для заключения договора субъект предпринимательской деятельности либо уполномоченное лицо обращается в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением, в котором описывается объект торговли и местоположение, где он будет находиться.
К заявлению прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность физического лица подающего заявление (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; копия выписки, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня подачи заявления из единого государственного реестра юридических лиц либо копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; цветные фотографии внешнего вида объекта (с 4-х сторон) размером не менее 10 см х 15 см при его наличии, фотография испрашиваемого места размещения объекта и эскизный проект форматом А4 при отсутствии объекта; копия паспорта транспортного средства, предназначенного для оказания услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания, при оказании услуг с использованием транспортного средства; сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с указанием расстояния (в метрах) от места, испрашиваемого для установки объекта до существующих зданий, сооружений, строений; доверенность (при подаче заявления уполномоченным лицом субъекта); иные документы для заключения договора (на усмотрение субъекта).
Пунктами 7.4, 8 названного Порядка предусмотрено, что в течение четырех рабочих дней, следующих за днем регистрации заявления, уполномоченный орган направляет заявление с приложенными документами в Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа для дачи мотивированного заключения о возможности либо невозможности заключения договора.
Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляет согласование представленных документов в течение семи рабочих дней и возвращает их в уполномоченный орган. Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа направляет мотивированный отказ в заключении договора в случаях, если заключение такого договора будет нарушать законодательство Российской Федерации в области земельных, градостроительных правоотношений, технических регламентов, а также специальных норм и правил, регулирующих порядок размещений нестационарных объектов.
Таким образом, основанием для размещения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа таких объектов торговли являются предусмотренные Порядком договоры об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Заключение каких-либо дополнительных договоров для использования земельных участков, занятых нестационарными торговыми объектами, Порядком не предусмотрено.
Как следует из материалов дела 01.04.2011 между Управлением по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск - Камчатского городского округа и индивидуальным предпринимателем Баклах Е.С. заключен договор N 753 об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Предметом данного договора является оказание Управлением содействия предпринимателя деятельности обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами торговли в районе ул. Академика-Королева, 21, киоск "Пресса" площадью 6,25 кв.м. Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, согласовал представленные ИП Баклах Е.С. документы и пришёл к выводу о том, что заключение с предпринимателем вышеуказанного договора не нарушает, в том числе, законодательство Российской Федерации в области земельных правоотношений, а также специальных норм и правил, регулирующих порядок размещений нестационарных торговых объектов.
Из письма Управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства Петропавловск-Камчатского городского округа от 16.05.2011 N 11-01/1035/11 следует, что передача земельных участков в аренду в рамках договора об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания не производится.
Коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что для предпринимателя правоустанавливающим документом на занятый нестационарным торговым объектом земельный участок является договор об организации обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания N 753 от 01.04.2011 года. Ни Земельный кодекс РФ, ни Закон N 381-ФЗ не содержат определенно выраженного предписания об обязательном заключении при размещении нестационарных торговых объектов отдельного договора либо оформлении иного документа на право пользования земельным участком, занятым этим объектом.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, кадастровый план земельного участка, иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральным законом, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что надлежащих доказательств по делу об административном правонарушении по факту использования Баклах Е.С. земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлено.
Согласно ч.1 ст. 1.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку состав и событие административного правонарушения материалами дела не подтверждены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ИП Баклах Е.С., признав незаконным и отменив постановление по делу об административном правонарушении от 25.05.2011 N 225.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2011 по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2011 по делу N А24-2341/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2341/2011
Истец: ИП Баклах Елена Станиславовна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5886/11